«Забавы матушки Зимы» (экологическая тропа зимой)


ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Забавы матушки Зимы» (экологическая тропа зимой)
Задачи: расширять представление детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы. Дать элементарное понятие о взаимодействии человека и природы.
Формировать понятия о значимости труда врача и медицинской сестры, их деловых и личных качествах. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношения к ним.
Ход занятия:
1 этап: ( возле картинки «Зимний пейзаж»). Воспитатель читает стихотворение:
Январь Посмотри на календарь Начинается январь. теплой шубе он идёт Новый год с собой ведёт. Месяц зимний и холодный, Бродит волк в лесу голодный, Спят в берлоге тёплой мишки, Скачут белые зайчишки. Толстый лёд блестит на речке, И кружит дымок из печки. Снег лежит, как одеяло, Чтоб земля не замерзала.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?  Правильно, это Зимушка – Зима. Обходит леса, поля, просторы, города и села. Смотрит: везде ли порядок? А, что мы узнали про январь? (первый месяц года, второй месяц зимы). А про декабрь? (последний месяц года, первый месяц зимы, знаем пословицу «Декабрь год кончает, зиму начинает»). О каких животных говорится в стихотворении? (волк - злой, голодный, мишка-берлога, зайка - белый, серый). Что происходит с речкой? (замерзает, образуется лёд). Воспитатель: обращает внимание детей на пейзажную картину А.С.Степанова «Зимний пейзаж»):Ребята, расскажите, на самом ли деле к нам пришла Зима, и как вы об этом догадались? По каким приметам?
Примерные рассказы детей:Зимой все ниже солнце движется над землей; оно светит, но не греет. Небо часто покрывают темные тучи. На землю падает снег. На улице морозно. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга, бураны. Воздух становится холодным. Реки и озера покрываются льдом. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду.При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.Воспитатель(обращает внимание детей на большую снежинку): «Белый снег, пушистый,В воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится». /Плещеев/Ребята, знаете ли вы, откуда появляется снег? Что вы знаете о снежинках? Какого цвета бывает снег?
Примерные рассказы детей:Снег накрывает луга, поля, дома и улицы. Под теплым пушистым снегом тепло растениям. Под мягким одеялом им не страшен мороз. Снег спасает растения от мороза. Если в мороз мало снега – растения могут погибнуть.Снежинки – чистые, хрупкие, сверкающие. Они падают из туч. Из водяного пара получаются крохотные льдинки – кристаллики. Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Одна снежинка – красивей другой. Они похожи на цветок, на звездочки. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда мороз не сильный – снежинки скатываются в белые шарики. А при сильном ветре у них обламываются лучи, и снежинки превращаются в снежную пыль. Если нет мороза, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах выступает иней. Снег под ногами хрустит, т.к. под тяжестью ломаются звездочки и лучи. Падая, снег ложится слоями. Растут сугробы. Снег ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви кустов и деревьев. Снежинки кружатся, виснут на бороде, ресницах, бровях.При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.2 этап:
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о жизни растений зимой?Зимой мало света, холодно, снежно – поэтому растения прекращают свой рост, отдыхают. Зимой растения не растут. Деревья и кусты сбросили листья и отдыхают до весны. Остались лишь хвоинки на елях и соснах. Эти растения всегда зеленые. Под снегом растениям тепло. Между снежинками есть воздух. Он защищает растения от холода.Воспитатель: Перед нами пень. А как вы думаете, где жители этого пня? (Ответы детей.) Конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят. Дети, а какие еще есть растения на экологической тропе? Конечно, красавица береза! Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и без листьев березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза белоствольная, тоненькие веточки свисают вниз. Береза – очень красивое дерево! Вот как в стихотворении «Береза» С. Есенин описывает это удивительное дерево:
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.И стоит березаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.А заря лениво,Обходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.
   Воспитатель. Поэт очень красиво и образно описал березу в этом стихотворении. Дети, посмотрите, на тропинке есть дерево, на котором зимой висят ягоды. (Показывает на рябину.) Какое это дерево? Правильно, это рябина. Обратите внимание, как красиво выглядят гроздья ягод, на которых лежит снег.
3 этап:
Воспитатель: А как вы думаете, кто эти ягоды ест? (птицы) Люди смастерили кормушки и подкармливают птиц в зимний период. Зимой птицам особенно трудно найти корм, он замерз или находится под снегом, поэтому люди мастерят кормушки и подкармливают птиц в зимний период. Какие птицы прилетают к нам на участок зимой? (Ответы детей.) Каждая птичка любит свой корм. Синичек можно покормить салом; воробьев, голубей и ворон – хлебными крошками, семенами и крупой; снегирей – ягодами рябины.
Физкультминутка: Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие тексту движения.
Как на горке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)И под горкой снег, снег, (Присаживаются, руки в стороны.)И на елке снег, снег, (Складывают руки домиком над головой.)И под елкой снег, снег. (Присаживаются, руки в стороны.)А под снегом спит медведь: (Сидя складывают руки ладошку к ладошке и прикладывают их к щеке.)Тише, тише – не шуметь! (Грозят пальцем.)
4 этап:
Воспитатель (обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»): Ребята, давайте расскажем про зимние развлечения.Примерные рассказы детей:Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках. Зимой можно играть к хоккей, лепить снеговиков.При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.Воспитатель: Да, веселое время года - Зима. Бодрит и веселит нас она. Предлагаю вам отдохнуть.
5 этап:
Воспитатель: Зима – это холодное время года. Какие правила мы должны соблюдать чтобы не заболеть? ( тепло одеваться, не мочить ноги, не ходить в мокрой одежде, не есть снег, не лизать сосульки и т.д.). Ну а если, вдруг, заболели, то к кому надо обращаться? (врач, детский доктор). Правильно, ведь доктор помогает нам поскорее выздороветь, А как он это делает?
Примерные ответы детей: проверяет температуру, осматривает горло, слушает наши легкие, врач выписывает нужные лекарства, предлагает «напоить» больную настоем из лекарственных трав и уложить в теплую постель. Предлагает медсестре выполнить назначения и кроме того дать детям витамины, чтобы они не болели. Врач рассказывает, что витамины укрепляют здоровье и интересуется у ребят, что еще надо делать для укрепления здоровья. (Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться и т. д.)
Воспитатель: Правильно, дети, доктора заботятся о нашем здоровье и хотят, чтобы мы никогда не болели, чтобы были здоровы и могли играть и веселиться даже в такое холодное время года как зима. Мы благодарны врачу и медсестре за чуткое сердце, за заботливое отношение, за умения и знания, за доброту.
Ребята, спасибо, что вы мне рассказали все про Зимушку. У меня в руках волшебный мешок, давайте наполним его отгадками на загадки про зиму. («отгадки» - конфеты по количеству детей).
«Запорошила дорожки,Разукрасила окошки,Радость детям подарила,И на санках прокатила». (Зима)«Он на солнышке румяный,Под луною голубой.Он за ворот и в карманыЗалетает нам с тобой». (Снег)«И не снег, и не лед,А серебром деревья уберет». (Иней)«Все лето стояли, зимы ожидалиДождались поры – помчались с горы». (Санки)«Лечу, кручу, на весь мир ворчу». (Метель)«Он слетает белой стаейИ сверкает на лету.Он звездой прохладной таетНа ладони и во рту». (Снег)«Меня не растили, из снега лепили.Вместо носа ловко вставили морковку.Глаза – угольки, руки – сучки.Холодная, большая, кто я такая?». (Сн. Баба)«Всю зиму пролежит, весной в речку убежит». (Снег)«На всех садится, никого не боится». (Снег)
Угощение детей конфетами.