ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 4
Г.-К.КИСЛОВОДСК
«ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МБОУ ЛИЦЕЙ № 4
Г.-К.КИСЛОВОДСКА»
Выступление на педагогическом совете
учителя начальных классов МБОУ Лицей № 4
ЕРИЦЯН ТАМАРЫ ОГАНЕСОВНЫ
Март, 2015 год
«ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МБОУ ЛИЦЕЙ № 4
Г.-К.КИСЛОВОДСКА»
«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем» Лоренс Питер, американский педагог.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в Х1Х веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Инновация – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Хочется назвать основные направления инновационной деятельности в начальной школе:
Формирование современно образованного, нравственного и активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.
Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития ребенка.
Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.
Высокотехнический мир стремительно набирает свои обороты день ото дня. У наших детей – детей ХХ1 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению психологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей младшего школьного возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь. И кому, как ни нам, учителям начальных классов направить свою деятельность на достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений – все, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника.
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому учителя начальных классов нашего лицея особое внимание уделяют организации учебной деятельности и социализации детей.
В педагогической литературе дано большое множество классификаций и групп инноваций. Учителям начальных классов нашего лицея ближе инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования. Нашей инновационной деятельностью стали: технология проблемного урока; технология работы с портфолио; интерактивные технологии; информационные технологии в образовательном процессе; технология исследовательско-проектной деятельности учащихся.
Хочется немного поподробнее остановится на такой инновации, как технология проблемного урока. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер. Главная задача образовательного процесса в современной школе определяется так: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной их них является проблемное обучение. Сущность проблемного урока состоит в том, чтобы обеспечить творческое усвоение знаний учащихся. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. На таких уроках решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. При этом ученики учатся видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи – все это ведет к самостоятельной познавательной деятельности, к умению быть успешным в быстро изменяющемся мире. На мой взгляд, использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Урок не может быть современным без использования данной инновации.
Учителя начальных классов нашего лицея широко используют, кроме этой инновационной работы, еще ряд других инноваций. А именно: технологию портфолио – способ фиксирования, накоплении я и оценки индивидуальных достижений учащихся; интерактивные технологии – обучение в диалоге, работа в парах и группах. На современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в начальной школе. Благодаря программе Power Point всякий иллюстративный материал можно превратить в хорошее методическое подспорье учителя. Психологами доказано, что при проведении занятий с использование м новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Эффективность обучения повышается и за счет активизации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, образного изложения материала.
Сегодня, учитывая тот факт, что «вложить» в ребенка все полученные в ходе эволюции человека знания невозможно, управлять процессом усвоения этих знаний сложно, следует научить ребенка самостоятельно двигаться по пути собственного развития и совершенствования в учебной и социальной деятельности. А этому способствует введение в образовательный процесс технологии проектов. Метод проектов не является таким-то специальным методом обучения – это всего лишь форма обучения. Само понятие «проект» (от латинского project – брошенный вперед) означает план, замысел, описание деятельности, которую предстоит сделать, создание того, чего еще нет. Овладение методом проектной деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся. Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых , оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых школьники сами овладевают способами поисковой творческой деятельности. Проектный метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом. Сегодня работа над проектами входит в содержание различных учебных дисциплин в программах «Школа 2100», «Школа России». Учителя начальных классов широко используют этот метод. На мой взгляд, удачными проектами стали проекты, посвященные 7- годовщине Великой Отечественной войне: При разработке этих проектов учащиеся самостоятельно провели исследования в своей семье о родственниках в годы Великой Отечественной войны. Познакомились с историческими фактами времен Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г., с жизнью людей в это время, с жизнью нашего города Кисловодска во время оккупации его фашистами, о зверствах в городе, учились сопереживать чувствам людей, слушать окружающих. Все это способствовало формированию патриотического сознания, выработке нравственных отношений и стремлению к поисковой деятельности.
Безусловно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности человека, иначе нас ждет участь тех цивилизаций, которые погибли, т.к. в них научно-технический прогресс опережал нравственное совершенствование людей.
Инновационная работа в начальной школе нашего лицея организуется по следующим направлениям:
- освоение ФГОС второго поколения;
- реализация вариативности содержания образования, формирование комплексной системы оценки качества образования на основе применения инновационных технологий;
- применение современных технологий и цифровых образовательных ресурсов;
- индивидуальная работа с «одарёнными» детьми в плане развития их творческого потенциала;
- участие учителей в работе конференций муниципального, регионального и Всероссийского уровней.
Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется все – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов!