Рабочая программа по ОПД.05 Теоретические основы дошкольного образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ОСИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.05 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональный цикл
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 050144 Дошкольное образование (заочная форма обучения)
Оса, 2014
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 050144 Дошкольное образование.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»
Разработчик: Фотина Наталья Владимировна
Рекомендована научно-методическим советом колледжа
Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
4
2. результаты освоения учебной дисциплины
6
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание дисциплины
8
4 условия реализации программы учебной дисциплины
11
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины
Теоретические основы дошкольного образования
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальности СПО 050144 Дошкольное образование, входящей в состав укрупненной группы специальностей 050000 Образование и педагогика.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальностям, входящим в состав укрупненной группы специальностей «Образование» - 050144 Дошкольное образование.
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего
поколения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
профессиональной подготовке, дополнительном профессиональном
образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки
работников образования.
Рабочая программа составляется для заочной формы обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- определять педагогические возможности различных методов, приемов,
методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников;
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и
явления;
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения
педагогических проблем, повышения эффективности педагогической
деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
- ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования,
тенденциях его развития и направлениях реформирования;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования;
особенности содержания и организации педагогического процесса в
дошкольных образовательных учреждениях;
- вариативные программы воспитания, обучения и развития детей; формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их
- педагогические возможности и условия применения;
- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей
в процессе обучения, основы развивающего обучения,
дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания
дошкольников
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 70 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 12 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 58 часов.
Данные о количестве часов берутся из учебного плана по специальности.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку
студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности
050144 «Дошкольное образование» и овладению профессиональными
компетенциями (ПК).
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация различных видов деятельности и общения детей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление
здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в
процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием
здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского
работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в
течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и
дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников
(рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения
для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных
видов деятельности и общения детей.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми
дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам
семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к
организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном
учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями,
корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного
учреждения, работающих с группой.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных
с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дошкольного образования на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать
общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать
с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм. ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание дисциплины
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов дисциплины Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 2.1 - 2.7
ОК 1-11
Раздел 1. Современная российская система образования 16 4 - * 12 Раздел 2. Педагогический процесс в ДОУ 24 4 - * 20 Раздел 3. Обучение детей раннего и дошкольного возраста 30 4 - * 26 Всего: 70 12 - 58 3.2. Содержание обучения по дисциплине
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1.1 Современная российская система образования Содержание 4 2
1. Характеристика системы образования в РФ. 2. Образование и общество. ФЗ РФ «Об образовании» 2
3. Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования 2
4. Дошкольное образовательное учреждение 2
Тема 1.2 Педагогический процесс в ДОУ Содержание 4 1
1. Сущность педагогического процесса в ДОУ 2. Организация и особенности пед. процесса в ДОУ 2
3. Планирование воспитательно-образовательной работы 2
4. Концепция дошкольного воспитания 1
5. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Комплексные программы 2
6. Обновление программ и методических документов дошкольного образования на современном этапе 3
Тема 1.3 Обучение детей раннего и дошкольного возраста Содержание 4 1. Составление классификации программ 2
2. Характеристика процесса обучения 2
3. Система дидактических принципов 2
4. Методы, приёмы и средства обучения 2
5. Понятие о формах обучения 2
6. Фронтальные занятия дошкольников 3
7. Структура занятия в ДОУ 3
8. Экскурсия как форма обучения 2
9. Дифференциация и индивидуализация дошкольников 3
Самостоятельная работа при изучении учебной дисциплины
Конспектирование основных принципов государственной политики в области образования.
Сообщение на тему «История дошкольногообразования в России и за рубежом».
Составление портрета выпускника детского сада
Сравнение определений понятий «педагогический процесс» в разных учебниках по педагогике (Лихачева, Сластенина, Подласого).
Описние «Направление модернизации педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация,
демократизация».
Составление схемы педагогического процесса для решения конкретной выбранной задачи воспитания.
Анализ плана работы воспитателя.
Сообщение об истории создании программ и методических документов на разных этапах дошкольного воспитания.
Планирование воспитательной работы на неделю.
Составление классификации видов программ и учебной продукции.
Работа с материалом лекций. Составление опорного конспекта .Работа со статьей «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» №8, 2012, журнал «Детский сад». Вопросы 1. Виды деятельности (согласно ФГТ) 2. Принципы деятельностного под 3. Виды ведущей деятельности
Составить конспект ННОД на основании деятельностного подхода 58 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Концепция гуманной педагогики и её реализация в современном дошкольном образовании.
Особенности работы с семьёй в современных дошкольных учреждениях (на материале сравнительного анализа образовательных программ и технологий).
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в современных образовательных программах.
Проблема эмоционального благополучия ребёнка в дошкольном учреждении (на материале сравнительного анализа образовательных программ и технологий).
Изучение педагогических условий развития креативного мышления детей дошкольного возраста (на материале сравнительного анализа образовательных программ и технологий). 4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
обучающихся, рабочее место преподавателя, комплекс учебно-наглядных
пособий по педагогике.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Веракса Н.Е, Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников М.; Мозаика – Синтез, 2012. 2.Воронкова Ю.Б.Информационные технологии в образовании. – М., «Феникс», 2010 – 314 с. 3.Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2009 – 174 с.
4.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования. Уч. пособие для студентов выс.учеб.заведений. - «Академия», 2010 – 208 с. С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика» - М., 2011. 5.Конвенция ООН о правах ребенка. 6. М.Н.Гуслова. Инновационные педагогические технологии. – М., Издательский центр «Академия», 2013 – 287 с. 7. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез , 2013. – 304 с. 8.Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М., «Аркти», 2011 – 9.Программа «Детство» под редакцией З.А.Михайловой – Издательство «Акцидент» 2010 – 220 с. 10. «Развитие» Программа, основные положения Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. – М., Новая школа 2009.
11. Сборник нормативных документов по дошкольному образованию: Федеральный компонент Государственного стандарта.
Дополнительная литература:
1. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. – М., Мозаика – Синтез, 2010.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве – М., Мозаика- Синтез, 2010.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2011. 4. Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 209. – 192 с. 5. Диагностика готовности ребенка к школе (под ред. Н.Е.Веракса). - М., Мозаика – Синтез, 2010. 6. Комарова Т.С., Зацепина М.В. Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада. - М., Мозаика – Синтез, 2010. 5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников (под ред. О.В.Дыбиной). - М., Мозаика – Синтез, 2010.
7. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений.
Интернет ресурсы:
Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]
URL:http:www.edu.гu, www.ed.gov.ru
Программа воспитания и обучения в детском саду childpsy.ru›Библиотека›books/id/9186.php Подготовительная к школе группа
childpsy.ru›Библиотека›books/id/8271.php
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Дошкольное образование» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины
студент должен уметь: 1. определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников; - экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения педагогических проблем, педагогических задач на практических занятиях;
2. анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; - тестирование по отдельным разделам;
3. находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; - экспертная оценка продуктов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщение; заполнение таблицы; составление библиографии;
4. ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования тенденциях его развития и направлениях реформирования; - экспертная оценка умения использовать теоретические знания для решения педагогических проблем, педагогических задач на практических занятиях;
В результате освоения дисциплины
студент должен знать: 1. отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования; - экспертная оценка способности искать, оценивать информацию на практическом занятии;
2. особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях; - экспертная оценка умения использовать приемы и методы педагогики для познания, понимания, основ развивающего обучения в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
3. вариативные программы воспитания, обучения и развития детей; - тестирование по отдельным разделам;
4. формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения; - экспертная оценка эффективности и качества выполнения исследовательской работы: глубина теоретических знаний, эффективный поиск необходимой информации, использование различных источников, включая электронные;
5. психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников. - экспертная оценка способности осуществлять педагогический анализ явлений и фактов при решении задач
на практическом занятии.