Программа элективного курса «Химия жизни»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Барышевская средняя школа № 9
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ХИМИЯ ЖИЗНИ»
Автор: Галуза Анжелла Леоновна,
учитель химии – биологии
2017год
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМИЯ ЖИЗНИ»
Программа курса предназначена для обучающихся 8-9 классов в рамках предпрофильного обучения.
Все, что окружает нас в повседневной жизни, так или иначе связано с химией. Часто, сам того не подозревая, человек осуществляет различные химические реакции. Зажигая спичку, умываясь с мылом, стирая белье с использованием моющих средств, приготовление пищи, замешивая строительные растворы, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические процессы. Не стоит дальше перечислять химические процессы, которые проводит человек в повседневной жизни. Необходимо лишь отметить, что в основе роста маленькой травинки и могучего дерева, дыхания и усвоения пищи животными и человеком лежат химические процессы. Химия помогает нам ответить на вопросы : почему дети похожи на родителей, почему из семени чертополоха не вырастает роза, а у кошки не рождаются мышата. К сожалению, школьный курс химии не может охватить все интересующие и лично значимые для учеников аспекты. Содержание курса позволит расширить представления учащихся о химических веществах и элементах, составляющих организм человека, используемых в медицине, дает понятие о влиянии наркотических веществ на человека.
Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся: лекции, конференции, лабораторные опыты, ролевые и деловые игры. Проектные работы, составление схем процессов, использование различных источников информации позволяет сформировать у учащихся умения анализировать, обобщать, самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Интеграция данного курса с биологией, медициной и экологией делает его актуальным, что повышает интерес к изучению химии и ориентирует на выбор профессий, связанных предметами естественнонаучного цикла.
Цель курса: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни
Задачи:
расширение представлений учащихся о значении химии в жизни человека;
развитие исследовательских навыков, творческих способностей, умения работать в группах;
создание условий для получения информации посредством использования новых технологий;
формирование навыков самостоятельного поиска материала, умения анализировать, обобщать, делать обоснованные выводы.
Прогнозируемые результаты обучения
В результате успешного изучения курса учащиеся должны знать:
состав и свойства веществ, входящих в организм человека;
круговорот химических элементов в природе;
пагубное влияние наркотических средств при их употреблении;
правила приема лекарственных препаратов, состав домашней аптечки.
уметь:
соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами;
проводить простейший анализ воды и эксперимент по домашней аптечке;
самостоятельно работать с дополнительными источниками знаний;
анализировать, обобщать, выбирать из общего главное;
аргументировать свои ответы.
Курс рассчитан на 20 часов. Из них 7 часов – лекции, 5 часов – практические занятия, 7 часов – семинарские занятия, 1 час – итоговое занятие. Данный курс желательно проводить 1 раз в неделю, т.к. требуется значительное время учащимся для подготовки к семинарским занятиям.
Пояснительная записка
Учебно – тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Всего часов
Из них
Формы контроля
лекции
практика
семинар
1.
Введение
1 час
1 час
Вводный тест
2.
Самое необыкновенное вещество в мире
3 часа
«Неизвестное об известном»
1 час
«Изучая воду»
1 час
Урок – конференция «Вода в жизни человека»
1 час
Решение творческих задач
3.
Химические элементы в организме человека
4 часа
«Химические элементы в организме человека»
1 час
«Продукты питания»
1 час
Составление схем круговорота хим. элементов в природе
1 час
Сообщения о второстепенных элементах в биосфере
1 час
Решение творческих задач
4.
Химия наследственности
3 часа
«Основное вещество наследственности»
1 час
«Изучение денатурации белка»
1 час
Игра – рассуждение
«причины мутаций»
1 час
Игра - рассуждение
5.
Химия и медицина
3 часа
«О лекарствах и о ядах»
1 час
«Домашняя аптечка»
1 час
Игра «Корзина грецких орехов»
1 час
6.
Химия и образ жизни
5 часов
«Химия и вредные привычки»
2 часа
«Пить или жить ?»
1 час
Ролевая игра «Суд над наркотиками»
1 час
Деловая игра
1 час
Деловая игра
7.
Итоговое занятие
1 час
Проектные работы
Итоговый
тест
Темы проектных работ
Анализ проб воды из водоемов села
Биогенная периодическая система.
Слайд-презентация «Мое хобби – здоровый образ жизни»
Компьютерная программа «Круговорот химических элементов в природе».
Подборка материала по теме «Наркотики: характер влияния на организм. Опасность применения».
Видео – таблица «Вещества- мутагены и вещества – канцерогены».
Литература
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М., Высшая школа. 1992г
Кульский Л.А., Даль В.В. Проблема чистой воды. Киев, Наукова дума, 1972г
Лялько В.И. Вечно живая вода. Киев, Наукова дума, 1972г
Макаров К.А. Химия и медицина. М., Просвещение, 1995г
Макаров К.А. Мир знаний : химия и здоровье
Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. М, Педагогика, 1981г
Станцо В.В. Обыкновенное вещество.М, Химия, 1981г
Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М, Химия, 1984г
Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. М., Просвещение, 1995г
Ресурсы ИНТЕРНЕТа.
Заголовок 1Заголовок 215