Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.06 основы предпринимательской деятельности
Автономное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нефтеюганский политехнический колледж»
УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет
«____» __________201__г.
Протокол № _________ УТВЕРЖДАЮ
Директор БУ «Нефтеюганский
политехнический колледж»
________________ М.В. Гребенец
Приказ №_________
«___»______________201__ г.
МП
РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
общепрофессионального цикла
ОПД.06 Основы предпринимательской деятельности
для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Профессия: 260807.01 Повар, кондитер
Наименование профиля: Естественнонаучный.
Разработчик: Преподаватель Мажитова Г.Р. _________ «__» ________ 2015г.
(должность) (Ф.И.О.) (подпись) (дата)
Нефтеюганск,2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 798) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 260807.01 Повар, кондитер.
Организация-разработчик: автономное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры «Нефтеюганский политехнический колледж».
Рекомендовано цикловой методической комиссии общепрофессионального цикла,
протокол №_______ от «_____» ________________2015 г.
Председатель цикловой методической комиссии
________________ /_____________/
(подпись) (ФИО)
№ п/п Содержание Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 7
3. Условия реализации учебной дисциплины 16
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 18
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.06 Основы предпринимательской деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации) от 2 августа 2013 г. N 798"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") СПО по профессии 260807.01 Повар, кондитер.
Рабочая программа предназначена для изучения учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл естественно - научного
профиля и изучается на третьем курсе.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими
общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
должен уметь:
- характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду;
- оперировать в практической деятельности экономическими категориями;
- определять приемлемые границы производства;
- разрабатывать бизнес – плана основе современных программных технологий;
- оформлять документы для открытия расчетного счета в банке;
- проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые отношения;
- анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги;
- обосновывать ценовую политику;
- определять организационно-правовую форму предприятия;
- разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятия;
-соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;
- характеризовать механизм защиты предпринимательской тайны;
- различать виды ответственности предпринимателей;
- анализировать финансовое состояние предприятия;
- рассчитывать рентабельность предпринимательской деятельности.
должен знать:
- технологию принятия предпринимательских решений;
- базовые составляющие внутренней среды фирмы;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- особенности учредительных документов;
- порядок государственной регистрации и лицензирования предприятия;
- механизмы функционирования предприятия;
- сущность предпринимательского риска и основные способы снижения риска;
- основные положения по оплате труда на предприятиях; предпринимательского типа;
- основные элементы культуры предпринимательской деятельности и корпоративной культуры;
- перечень сведений, подлежащих защите;
- основные положения бухгалтерского учета на малых предприятиях;
- виды налогов;
- систему показателей эффективности предпринимательской деятельности;
- принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности;
- пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.
1.4. Педагогические технологии, используемые при освоении программы учебной дисциплины:
- социализация личности, направленная на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе;
- проблемное и проектно – исследовательское обучение, направленное на развитие интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими принципами системного подхода к анализу и решению производственных ситуаций;
- информационно-коммуникационные, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах с применением электронных образовательных ресурсов;
- здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение здоровья,
в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Методы групповой дискуссии и работы в малых группах являются одним из условий реализации указанных технологий.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И РАБОЧЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 68
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: практические занятия 15
лабораторные работы -
контрольные работы 5
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 20
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированного зачета
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
5 семестр 68 1 2 3 4
Введение
Техника
безопасности Предмет, цели, задачи дисциплины. Место дисциплины в подготовке квалифицированных рабочих по профессии Повар, кондитер, её содержание, связь с другими дисциплинами. Техника безопасности на уроках теоретического и практического обучения. 1 1
Раздел 1. Основы предпринимательства 22 Тема 1.1.
Понятие предпринимательской деятельности ее виды Содержание учебного материала 2 2
1 Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Индивидуальное предпринимательство. Совместное предпринимательство. Федеральные и региональные органы регулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки развития малого и среднего предпринимательства 1 2. Правовой статус предпринимателя. Индивидуальная и совместная предпринимательская деятельность: понятие, юридические формы Юридическая ответственность предпринимателя. Понятие инновационного предпринимательства. Региональные сети : бизнес – центры, бизнес - инкубаторы. 1 2
Практические занятия. 1 2
Выполнение практических заданий по теме «Определение типологии коммерческой организации». Самостоятельная работа обучающихся 1 3
Подготовить рефераты по теме: «История развития предпринимательства, его инновационные направления в России»; Нормативно-правовые документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность.
Тема 1.2.
Принятие предпринимательского решения
Содержание учебного материала. 2 2
1 Сфера принятия управленческих решений. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства. Базовые составляющие внутренней среды. 1 2 Технология принятия предпринимательских решений. Экономические методы принятия предпринимательских решений. 1 Практические занятия. 1 3
Решение задач по теме: «Формирование цены товара. Управление издержками производства. Определение границ объема производства». Самостоятельная работа обучающихся. 1 3
Подготовить сообщение на тему: Факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений. Тема 1.3.
Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия Содержание учебного материала 2 2
1 Выбор сферы деятельности нового предприятия. Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия. Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение. Учредительные документы 1 2 Государственная регистрация предприятий Лицензирование деятельности предприятий. Оформление документов для открытия расчетного счета в банке. 1 Практические занятия. 1 2
Выполнение практических заданий по темам:
«Составление пакета документов для открытия своего дела».
«Оформление документов для открытия расчетного счета в банке». Самостоятельная работа обучающихся. 1 Разработать проект «Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение».
Тема 1.4
Организационно-управленческие функции предприятия
Содержание учебного материала. 2 2
1 Разработка стратегии и тактики нового предприятия. Организация управления предприятием. Структура предприятия. Процессы, осуществляемые на предприятии. Функции управления на предприятии. Организация планирования деятельности предприятия. 1 2 Основные функции организации на предприятии. Механизм функционирования предприятия. Маркетинг и логистика в предпринимательской деятельности. 1 2
Практические занятия. 1 2
Выполнение практических заданий по теме:
«Проектирование организационной структуры и определение типологии коммерческой организации»;
«Разработка стратегического и тактического плана предприятия». Самостоятельная работа обучающихся. 1 3
Подготовить доклады по теме: «Прекращение деятельности предприятия». Тема 1.5
. Организационно-правовые формы развития предпринимательства. Содержание учебного материала. 2 2
1. Индивидуальное предпринимательство как организационно-правовая форма. Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в условиях действия антикризисного законодательства. Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства. 1 2. Собственность. Собственность как экономическая категория. Присвоение. Отчуждение. Пользование. Владение. Распоряжение. Формы реализации собственности. Юридический аспект собственности. Право собственности. Виды собственности. Виды предпринимательской деятельности. Типы предпринимательской деятельности. 1 2
Практические занятия. 1 2
Составление таблицы: «Организационно-правовые формы предпринимательства». Формы предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Хозяйственное товарищество. Полное товарищество. Товарищество на вере (коммандитное товарищество). Хозяйственное общество. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Акционерное общество. Закрытое акционерное общество. Открытое акционерное общество. Корпорация. Производственный кооператив. Государственные предприятия. Унитарное предприятие. Самостоятельная работа обучающихся. 3 3
Подготовка презентационного материала по теме: «Особенности и значение субъектов бизнеса» Контрольная работа по темам раздела 1 1 Раздел 2 Предпринимательское проектирование и бизнес-план 10 Тема 2.1.
Методические
основы разработки
бизнес-плана
Содержание учебного материала. 1 2
1 Бизнес-план: понятие, типы, виды, масштабы проектов. Длительность и сложность бизнес - проекта. Определение целей и задач бизнес-плана. Требования к постановке целей проекта. Индивидуальные и групповые методы формирования целей проекта. Практические занятия. 1 2
Выполнение практических заданий по теме:
«Обоснование путей развития организации с привлечением инвестиций» Самостоятельная работа обучающихся. 1 3
Подготовка реферата по теме «Разработка системы планирования на предприятии». Тема 2.2
Состав бизнес-
плана Содержание учебного материала. 1 2
Процесс бизнес - планирования. Официальный и рабочий бизнес-план. Ключевые моменты бизнес - планирования. Организация системы управления персоналом. Принципы и организация оплаты труда. Основные документы финансовой деятельности фирмы: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, отчет о финансовых результатах. Финансовая политика фирмы, основные источники формирования собственных средств компании. Финансовый план как расписание по финансированию. Практические занятия. 1 2
Проведение анализа среды аудиторской компании Самостоятельная работа обучающихся. 1 3
Подготовка сообщений по теме:
«Комплексная схема разработки бизнес - модели»,
«Особенности бизнес - моделей зарубежных компаний». Тема 2.3.
Структура бизнес-
плана Содержание учебного материала. 1 2
Структура бизнес-плана Титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана. История бизнеса организации. Описание отрасли. План маркетинга. Производственный план. Организационный план. Финансовый план. Практические занятия. 1 2
Разработка бизнес-плана аудиторской фирмы Самостоятельная работа обучающихся. 1 3
Подготовка презентационного материала по темам: «Бизнес-план как основная составляющая делового проекта», «Критерии оценки бизнес - модели». Контрольная работа по темам раздела 2 1 Раздел 3 Менеджмент и маркетинг в деятельности фирмы. 12 Тема 3.1
Менеджмент и предпринимательство. Содержание учебного материала 2 2
1 Общие черты и черты различия. Понятия «бизнес», «менеджер» «бизнесмен». Научные основы менеджмента. Предмет и метод. Основные школы менеджмента. 1 2 Информационная система (ИС) управления фирмой: сущность и роль в управлении бизнесом. Эволюция информационных систем управления фирмой. Формирование информационной системы фирмы. Типы информационных систем. 1 Самостоятельная работа обучающихся. 1 3
Подготовка сообщений по теме:
Требования к информационной системе и критерии выбора. Практика применения интегрированных систем управления фирмой Тема 3.2
Маркетинг в предпринимательской деятельности. Содержание учебного материала. 2 1 Роль и функции маркетинга в экономике фирмы. Основные понятия маркетинга и его роль в развитии предпринимательской активности предприятий малого бизнеса. Программа маркетинговой деятельности малого предприятия: сущность и алгоритм построения. Конкуренция и конкурентоспособность, конкурентные преимущества. 1 2
2 Рыночные преимущества фирмы (SWOT- анализ). Анализ рыночных потребностей и спроса на новые товары и услуги, выявление потребителей и их основных потребностей. Продвижение товаров и услуг на рынок. Каналы поставки. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся. 1 3
Подготовка презентационного материала по теме: Реклама и РR. Тема 3.3
Ценообразование и ценовая политика фирмы.
Содержание учебного материала 2 1 Понятие цены, основные виды цен и методы образования договорных цен. Калькулирование. Рыночные цены на товары и услуги с учетом сферы деятельности фирмы. Методики расчеты рыночных цен и тарифов. 1 2
2 Ценовая политика фирмы. Дифференциация цен и система скидок. Трансфертное ценообразование. Особенности формирования цен при ВЭД. Методология построения подвижной цены по данным Европейской комиссии ООН. Базисные условия поставки (БУП). 1 2
Практические занятия. 1 2
Решение ситуационных задач по темам: Учет собственного капитала. Учет долгосрочных инвестиций. Учет основных средств. Учет НМА. Учет материально-производственных запасов. Учет труда и его оплаты. Учет расходов по элементам затрат. Учет готовой продукции. Учет денежных средств. Учет финансовых вложений. Учет расчетов. Учет результатов. Самостоятельная работа обучающихся. 2 Подготовка презентационного материала по теме: «Виды бухгалтерского учета» Контрольная работа по темам раздела 3 1 Раздел 4 Основы бухгалтерского учета и режимы действующего
налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса 23 Тема 4.1
.Налогообложение предпринимательской деятельности (ОСН, УСНО, ЕНВД и др.)
Содержание учебного материала 2 1 Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. Системы налогообложения, применяемые субъектами малого и среднего бизнеса. Понятие и характеристика общего режима налогообложения. Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам предпринимательской деятельности (ЕНВД). 1 1
2 Понятие и характеристика системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сравнительный анализ налоговой нагрузки субъекта малого бизнеса при различных системах налогообложения. Особенности ведения бухгалтерского финансового и налогового учета. 1 1
Практические занятия. 1 3
Решение ситуационных задач по теме: «Ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения». Самостоятельная работа обучающихся. 1 3
Подготовка сообщений по теме: Перечень, содержание и порядок формирования бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности. Тема 4.2
Основы бухгалтерского учета. Предмет, метод и основные элементы бухгалтерского учета.
Содержание учебного материала. 1 2
Понятие бухгалтерского учета. Нормативно-правовое регулирование. Предмет и метод. Основные элементы. Документ, калькуляция, двойная запись. Бухгалтерская отчетность организации. Cчета, субсчета, проводки. Практические занятия. 1 3
Решение ситуационных задач по теме: «Учетная политика организации». Самостоятельная работа обучающихся. 1 Подготовка презентационного материала по теме: Учет на малом предприятии. Тема 4.3
Техника бухгалтерского учета
Содержание учебного материала. 1 2
Влияние хозяйственных операций на баланс. Оборотные ведомости. Учетные регистры их классификация и способы записи в них. Способы исправления ошибок. Формы бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, автоматизированная и упрощенная). Организация бухгалтерского учета. Практические занятия. 1 3
Решение ситуационных задач по темам: Учет долгосрочных инвестиций. Учет основных средств. Учет НМА. Учет материально-производственных запасов. Учет труда и его оплаты. Учет расходов по элементам затрат. Учет готовой продукции. Учет денежных средств. Учет финансовых вложений. Учет расчетов. Учет результатов. Самостоятельная работа обучающихся. 2 Подготовка презентационного материала по теме: «Виды бухгалтерского учета» Тема 4.4
Расходы фирмы и себестоимость продукции.
Содержание учебного материала. 1 2
Расходы: состав, классификация и оптимизация затрат в деятельности фирмы. Методы калькуляции затрат на производство. Практические занятия. 1 3
Решение ситуационных задач по темам: Основные расчетные показатели себестоимости: смета затрат; калькуляции себестоимости отдельных видов продукции; плановая себестоимость товарного выпуска и реализуемой продукции; затраты на 1 рубль товарной продукции. Самостоятельная работа обучающихся. 1 Подготовить доклад по теме: Анализ традиционных и трансакционных издержек фирмы. Тема 4.5
Доходы фирмы. Формирование, распределение и использование прибыли фирмы
Содержание учебного материала. 2 2
.1 Прибыль как результат эффективности развития предпринимательских структур. Практика определения рентабельности, себестоимости производства товаров и услуг в предпринимательстве. Доходы фирмы: состав, структура. Взаимосвязь между различными формами доходов современной фирмы. 1 2 Прибыль фирмы как финансовый результат ее деятельности, факторы, определяющие ее уровень. Система показателей рентабельности. Взаимосвязи между издержками, выручкой и прибылью фирмы 1 Практические занятия. 1 3
Решение ситуационных задач по темам: Распределение и использование прибыли фирмы. Накопление, потребление, образование резервов, расчеты с учредителями и участниками по вкладам (паям) и акциям. Доходность (рентабельность) фирмы и методы ее определения. Самостоятельная работа обучающихся. 1 Подготовка презентационного материала по теме: Система показателей рентабельности. Взаимосвязи между издержками, выручкой и прибылью фирмы. Тема 4.6 Экономическая эффективность: параметры и механизмы обеспечения Содержание учебного материала. 1 2
Основные параметры эффективности развития фирм, моделей оценки и основных механизмов обеспечения. Критерии определения эффективности работы фирмы. Практические занятия 1 3
Решение ситуационных задач по теме: Расчет показателей эффективности работы компаний малого и среднего бизнеса. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение по теме: « Банкротство предприятия». Контрольная работа по темам раздела 4 1 Дифференцированный зачёт 1 Всего 68 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики и права».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно – методический комплекс;
- аудиторная доска с набором приспособлений для крепления плакатов, таблиц; посадочные места по количеству обучающихся;
- книжные шкафы;
-учебная, справочная и нормативная литература.
№ Вид контроля (текущий, промежуточный) Наименование темы Средства обучения Носители
1 Текущий Основы предпринимательства Раздаточный дидактический материал Электронно-бумажные
2 Текущий Предпринимательское проектирование и бизнес-план. Раздаточный дидактический материал Электронно-бумажные
3 Текущий Менеджмент и маркетинг в деятельности фирмы.
Раздаточный дидактический материал Электронно-бумажные
4 Текущий Основы бухгалтерского учета и режимы действующего
налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса Раздаточный дидактический материал Электронно-бумажные
5 Промежуточный Основы предпринимательской деятельности Раздаточный дидактический материал Электронно-бумажные
Технические средства обучения:
Компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1.Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник – М.: Академия, 2011, - 176с.
2. Кузнецова И.И. Основы малого предпринимательства: учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования – М.: Академия, 2011, - 192 с.
3. Валигурский Д. И. Организация предпринимательской деятельности: учебник
/ Д. И. Валигурский .— 4-е изд. — М.: ИТК "Дашков и К", 2013 .
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и др. прописывается в соответствии с тематическим планом рабочей программы
Результаты обучения по учебной дисциплине Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по учебной дисциплине
уметь характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
уметь оперировать в практической деятельности экономическими категориями; экспертная оценка результата выполнения практического задания
уметь определять приемлемые границы производства; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
уметь разрабатывать бизнес – плана основе современных программных технологий; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
уметь оформлять документы для открытия расчетного счета в банке; экспертная оценка результата выполнения практического задания
уметь проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые отношения; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
уметь анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
уметь обосновывать ценовую политику; экспертная оценка результата выполнения практического задания
уметь определять организационно-правовую форму предприятия; экспертная оценка результата выполнения практического задания
уметь разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятия; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
уметь соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса; экспертная оценка результата выполнения практического задания
уметь характеризовать механизм защиты предпринимательской тайны; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
уметь различать виды ответственности предпринимателей; экспертная оценка результата выполнения практического задания
уметь анализировать финансовое состояние предприятия; экспертная оценка результата выполнения практического задания
уметь рассчитывать рентабельность предпринимательской деятельности. экспертная оценка результата выполнения практического задания
знать типологию предпринимательства; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
знать технологию принятия предпринимательских решений; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
знать базовые составляющие внутренней среды фирмы; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
знать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; тестирование
знать порядок государственной регистрации и лицензирования предприятия; тестирование
знать механизмы функционирования предприятия; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
знать сущность предпринимательского риска и основные способы снижения риска; тестирование
знать основные положения по оплате труда на предприятиях; предпринимательского типа; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
знать основные элементы культуры предпринимательской деятельности и корпоративной культуры; тестирование
знать перечень сведений, подлежащих защите; тестирование
знать виды налогов тестирование
знать систему показателей эффективности предпринимательской деятельности; тестирование
знать принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
знать пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий
Шкала оценивания
При оценивании знаний, обучающихся используется фиксированная форма для устных, письменных и лабораторных работ.
Оценка отражает успехи обучающегося в период текущего и промежуточного контроля, его прилежание на занятиях теоретического обучения. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы:
«5» – владеет в полной мере (отлично);
«4» – владеет достаточно (хорошо);
«3» – владеет недостаточно (удовлетворительно);
«2» – не владеет (неудовлетворительно).
При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у обучающихся фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.
Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающийся не овладел основными знаниями и умениями и их применением.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись.
К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует. Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответствует вопросу, указывает на наличие у обучающегося необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении. Задание считается невыполненным, если обучающийся не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.
Оценка «5» выставляется, если обучающийся:
- безошибочно излагает материал устно или письменно;
- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
- свободно применяет полученные знания на практике.
Оценка «4» выставляется, если обучающийся:
- обнаружил знание программного материала;
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если обучающийся:
- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если обучающийся:
- имеет отдельные представления о материале;
- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.
Оценка по результатам текущего и промежуточного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
75 ÷ 89 4 хорошо
60 ÷ 74 3 удовлетворительно
менее 60 2 не удовлетворительно
Изучение курса учебной дисциплины сопровождается текущим контролем и завершается промежуточной аттестацией, которая будет проходить в форме дифференцированного зачета.