РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.12. Основы предпринимательской деятельности
Приложение 8
к основной профессиональной образовательной программе
по профессиям начального профессионального образования
36.02.01 Ветеринария
Рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.12. Основы предпринимательской деятельности
Тобольск
2014
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» (вариативная часть) разработана по специальности среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария на основе примерной программы, разработанной НОУ ДПО «Институт предпринимательства Уральского Федерального округа», утвержденной Департаментом образования и науки Тюменской области.
Организации-разработчики:
ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».
НОУ ДПО «Институт предпринимательства Уральского Федерального округа».
Разработчики:
Гембарская А.Ф., директор НОУ ДПО «Институт предпринимательства Уральского Федерального округа».
Княжева В.В., преподаватель филиала ГАОУ СПО «ТКВТ».
Рекомендована Экспертным советом _____________________________________________ _____________________________________________________________________________
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.12. Основы предпринимательской деятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего образования естественно-научного профиля 36.02.01 Ветеринария.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть цикла общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели и задачи:
формирование необходимых теоретических знаний и практических навыков по бизнес-планированию, представления о процессе планирования деятельности организации, получение необходимых навыков для решения экономических задач и самостоятельного составления бизнес-плана;
определять стратегию развития бизнеса;
определять потребности в необходимых ресурсах;
планировать затраты на выпуск продукции, производство работ;
прогнозировать риски, возможные потери и меры их предупреждения;
освоить структуру и механизм создания малых предприятий.
получить навыки и знания в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства.
освоить систему финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства.
получить знания в сфере взаимодействия малого предпринимательства с муниципальными органами власти;
готовить материалы для презентации и защиты бизнес-проекта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи;
формировать инновационные бизнес-идеи на основе приоритетов развития Тюменской области;
ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса;
формировать пакет документов для получения государственной поддержки малого бизнеса;
начислять уплачиваемые налоги, заполнять налоговые декларации;
оформлять в собственность имущество;
формировать пакет документов для получения кредита;
проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые отношения;
анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги;
обосновывать ценовую политику;
выбирать способ продвижения товаров и услуг на рынок;
составлять бизнес-план на основе современных программных технологий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие, функции и виды предпринимательства;
задачи государства и Тюменской области по формированию социально ориентированной рыночной экономики;
особенности предпринимательской деятельности в Тюменской области в условиях кризиса;
приоритеты развития Тюменской области как источника формирования инновационных бизнес-идей;
порядок постановки целей бизнеса и организационные вопросы его создания;
правовой статус предпринимателя, организационно-правовые формы юридического лица и этапы процесса его образования;
правовые формы организации частного, коллективного и совместного предпринимательства;
порядок лицензирования отдельных видов деятельности;
деятельность контрольно-надзорных органов, их права и обязанности;
юридическую ответственность предпринимателя;
нормативно-правовую базу, этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
формы государственной поддержки малого бизнеса;
систему нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса и особенности его ведения;
перечень, содержание и порядок формирования бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности;
системы налогообложения, применяемые субъектами малого и среднего бизнеса, порядок исчисления уплачиваемых налогов;
порядок формирования имущественной основы предпринимательской деятельности;
виды и формы кредитования малого предпринимательства, программы региональных банков по кредитованию субъектов малого предпринимательства;
порядок отбора, подбора и оценки персонала, требования трудового законодательства по работе с ним;
ценовую политику в предпринимательстве;
сущность и назначение бизнес-плана, требования к его структуре и содержанию;
методики составления бизнес-плана и оценки его эффективности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.12. Основы предпринимательской деятельности
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
14
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.12. Основы предпринимательской деятельности
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Предпринимательство в период экономического кризиса
2
Тема 1.1 Основы предпринимательства
Содержание учебного материала
4
1
Понятие и функции предпринимательства.
2
2
2
Классификация предпринимательства по формам собственности, по охвату территории, по распространению на различных территориях, по составу учредителей, по численности персонала и объему оборота, по темпам роста и уровню прибыльности, по степени использования инноваций.
2
3
Виды предпринимательства.
2
4
Задачи государства и Тюменской области по формированию социально ориентированной рыночной экономики.
2
5
Осуществление предпринимательской функции при ведении бизнеса в современной России.
2
6
Особенности предпринимательской деятельности в Тюменской области в условиях кризиса.
2
Практическое занятие («круглый стол») № 1: «Личностные и деловые качества предпринимателя», «Деловой кодекс предпринимателя»
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (проектная деятельность): «Исследование потенциального рынка»
1
Раздел 2. Разработка бизнес-проекта
28
Тема 2.1 Основы разработки бизнес-плана
Содержание учебного материала
4
1
Разработка миссии бизнеса.
2
2
2
Предпринимательские идеи и их превращение в бизнес-идеи.
2
3
Приоритеты развития Тюменской области как источник формирования инновационных бизнес-идей.
2
4
Целеполагание в процессе создания собственного дела.
2
5
Постановка целей и формулирование бизнес-идей.
2
6
Организационные вопросы создания бизнеса (финансово-экономическое обоснование бизнес-проекта, возможные варианты финансирования бизнес-идей, включая государственную поддержку предпринимательской деятельности).
2
Практическое занятие («мозговой штурм», упражнение-тренинг) № 2: «Возможные источники и методы выработки предпринимательских идей», «Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом»
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад): «История предпринимательского дела в России»
2
Тема 2.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
4
1
Правовой статус предпринимателя.
2
2
2
Организационно-правовые формы юридического лица.
2
3
Этапы процесса образования юридического лица.
2
4
Частное предпринимательство: правовые формы его организации – без привлечения наемного труда и с привлечением наемного труда; осуществление предпринимательства в форме фермерского хозяйства.
2
5
Коллективное предпринимательство – хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы; арендные и коллективные предприятия.
2
6
Совместная предпринимательская деятельность: понятие, юридические формы (договор простого товарищества, совместные предприятия; предпринимательские союзы, объединения, ассоциации; концерны, корпорации, холдинги).
2
7
Лицензирование отдельных видов деятельности.
2
8
Контрольно-надзорные органы, их права и обязанности.
2
9
Юридическая ответственность предпринимателя.
2
Практическое занятие (работа с учебником, заполнение таблицы) № 3: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»
2
Тема 2.3 Этапы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Содержание учебного материала
3
1
Нормативно-правовая база, этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства.
2
2
Практическое занятие (работа с документами) № 4: «Государственная регистрации предпринимательской деятельности»
1
Тема 2.4 Государственная и муниципальная поддержка предпринимательской деятельности в Тюменской области
Содержание учебного материала
2
1
Формы государственной поддержки: имущественная, финансовая, информационная, консультационная.
2
2
2
Полномочия субъектов государственной власти и местного самоуправления по поддержке малого бизнеса.
2
3
Меры поддержки малого бизнеса в условиях, сформировавшихся под влиянием глобального мирового кризиса.
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (экскурсия в фонд): «Посещение фонда поддержки малого бизнеса» (ознакомление с его работой, перечнем предоставляемых платных и бесплатных услуг).
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (обзор местных СМИ, консультация специалистов органов муниципальной власти): «Формы поддержки малого бизнеса в г. Тобольске»
2
Тема 2.5 Основы бухгалтерского учета и режимы действующего
налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса
Содержание учебного материала
4
1
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса.
2
2
2
Особенности ведения бухгалтерского финансового и налогового учета. Перечень, содержание и порядок формирования бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности.
2
3
Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. Системы налогообложения, применяемые субъектами малого и среднего бизнеса. Понятие и характеристика общего режима налогообложения.
2
4
Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам предпринимательской деятельности (ЕНВД). Понятие и характеристика системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
2
5
Сравнительный анализ налоговой нагрузки субъекта малого бизнеса при различных системах налогообложения.
2
6
Ответственность за нарушение налогового законодательства.
2
Практическое занятие (работа с документами) № 5: «Обзор бухгалтерской учетной документации», «Заполнение налоговой декларации»
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (экскурсия в налоговую инспекцию): «Ознакомление с работой органа налоговой инспекции и порядком заполнения и сдачи налоговой декларации»
1
Тема 2.6 Имущественные, финансово-кредитные, кадровые ресурсы для малого предпринимательства
Содержание учебного материала
4
1
Собственность и предпринимательство.
2
2
2
Правовые формы осуществления предпринимательства самим собственником.
Право собственности на предприятие.
2
3
Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности. Собственные, заемные и привлеченные средства предпринимателя.
2
4
Приватизация как способ формирования имущественной базы предпринимательства. Права предпринимателя в распоряжении своей собственностью; распоряжение предприятием; распоряжение прибылью от предпринимательской деятельности. Доверительная собственность.
2
5
Финансовое самообеспечение хозяйствующего субъекта. Финансовый менеджмент. Выручка. Себестоимость. Прибыль. Анализ и планирование финансов предприятия.
2
6
Кредит как источник финансирования малого предпринимательства. Виды и формы кредитования малого предпринимательства. Требования кредитных организаций, предъявляемые к потенциальным заемщикам – субъектам малого бизнеса. Проектное финансирование как способ организации кредитования малого предпринимательства. Программы региональных банков по кредитованию субъектов малого предпринимательства. Лизинг, факторинг, микрокредитование – новые возможности финансирования для субъектов малого предпринимательства.
2
7
Персонал предприятия, его классификация. Отбор, подбор, оценка персонала. Оформление трудовых отношений: порядок заключения трудового договора, его содержание. Срочные трудовые договоры. Изменение условий трудового договора. Прекращение трудового договора по различным основаниям. Особенности заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, заключенных между индивидуальным предпринимателем-работодателем и работником. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.
2
Практическое занятие (работа с документами, тренинг) № 6: «Заполнение трудового договора», «Кадровый менеджмент: отбор, подбор, оценка персонала»
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (проектная деятельность): «Возможные предпринимательские риски и меры борьбы с ними»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление сметы, финансового плана): «Прогноз прибылей и убытков будущей фирмы», «Финансовый план движения денежных средств на предприятии»
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (изучение нормативной документации): «Правовое обеспечение предпринимательства»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад): «Франчайзинг как форма предпринимательской деятельности (положительные и отрицательные стороны)»
1
Тема 2.7 Маркетинг в предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
3
1
Анализ рыночных потребностей и спроса на новые товары и услуги, выявление потребителей и их основных потребностей.
2
2
2
Цены и ценовая политика.
2
3
Продвижение товаров и услуг на рынок. Каналы поставки. Конкуренция и конкурентоспособность, конкурентные преимущества. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности.
2
4
Реклама и РR.
2
Практическое занятие (творческое задание, работа в компьютерном классе) № 7: «Разработка рекламы будущей фирмы»
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (маркетинговые исследования): «Перспективы развития будущей фирмы (изучение покупательского спроса, предполагаемой прибыли, анализ рынка, конкуренции и конкурентоспособности, планирование товародвижения, ценообразования, окупаемости проекта»
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (экскурсия в банк): «Процедура и условия оформления кредита для открытия фирмы»
1
Тема 2.8 Реализация бизнес-идей в предпринимательстве
Содержание учебного материала
4
1
Сущность и назначение бизнес-плана.
2
2
2
Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана.
2
3
Особенности составления отдельных частей бизнес-плана: анализ рынка, финансово-экономический раздел, анализ рисков.
2
4
Оценка эффективности бизнес-плана.
2
5
Автоматизация бизнес-планирования.
2
Практическое занятие (проектная деятельность) № 8: «Процесс разработки бизнес-плана и его последовательность»
2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (обзор методической литературы, изучение образцов бизнес планов): «Методика составления бизнес-плана»
1
Всего:
Максимальная учебная нагрузка
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
32
Самостоятельная работа обучающегося
16
3. условия реализации программы дисциплины
ОПД.12. Основы предпринимательской деятельности
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы предпринимательской деятельности».
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место обучающегося – 15 шт.
Рабочее место преподавателя – 1 шт.
1. Компьютерный стол.
2. Шкафы книжные.
3. Доска.
4. Стенды.
5. Комплект бланков документации.
Технические средства обучения:
1. Автоматизированное рабочее место преподавателя.
2. Интерактивная доска.
3. Проектор.
4. Принтер.
5. Сканер.
6. Телевизор.
7. Акустическая система.
Залы:
1. Библиотека.
2. Читальный зал с выходом в Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учебн. Пособие. – М.: РИОР, 2005.
Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Малое предпринимательство в России: Статистический сборник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Татеиси К. Вечный дух предпринимательства: практическая философия бизнесмена: Пер. с англ. –М., 1990.
Предпринимательство: учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандра. – 4-е изд, перераб.и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства. - М.: «Академия», 2006. – 168с.
Дополнительные источники:
Багаева М.В. Сколько стоит малый бизнес? Выбор системы налогообложения / М.В. Багаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 244, [1] с. – (Вершина успеха).
Град Тобольск. № 5 (52), май 2011 г.
Инвестиции в Тюменской области: Анал. зап./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2005. – С.6-7