Презентация на тему Русская литература XIXвека (10 класс)


Русская литература I половины XIXвека в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителей отечественной философской мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Александр Сергеевич Пушкин Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный), P., Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б. Дата рождения: 26 мая (6 июня) 1799 Место рождения: Москва,Российская империя Дата смерти: 29 января (10 февраля) 1837(37 лет) Место смерти: Санкт-Петербург,Российская империя Род деятельности: поэт, прозаик, драматург, литературный критик, переводчик, публицист, историк Годы творчества: 1814—1837 Направление: Романтизм, реализм Жанр: Стихотворения, повести, поэмы, роман в стихах, драмы, сказки Язык произведений: русский, французский Дебют: «К другу стихотворцу»(1814) Основные периоды  творчества А.С.Пушкина Лицейский период (1813—1816 гг.) Петербургский период (1817—1820 гг.) Период Южной ссылки (1820—1824 гг.) Период ссылки в Михайловское (1824—1826 гг.) Творчество II половины 20-х годов (1826—1830 гг.) Творчество периода Болдинской осени (1830 г.) Творчество 30-х годов (1831—1836 гг.) Поэма «Медный всадник» Всю жизнь Пушкин досадовал, что не был участником или очевидцем трех событий: Бородинской битвы 1812 года, в 1824 году – наводнения в Петербурге, а в декабре 1825 года – восстания на Сенатской площади. Бури государственные и буря стихийная как бы нарочно удержали его на расстоянии. Во время войны он был отроком, во время потопа и бунта – томился в Михайловской ссылке. В цeнтрe - памятник Пeтру I "Мeдный всадник" (1768-1778) Внимание к истории государства сказалось и в поэме "Медный всадник".Основой для создания поэмы стали газетные публикации, рассказывающие о наводнении ноября 1824 года, "Опыты в стихах и в прозе К. Батюшкова. Импульсом творческой фантазии поэта послужило также предание о том, что во время страшного наводнения в ноябре 1824 г. князю Голицыну приснился сон, в котором Медный всадник подъезжает к окнам Зимнего дворца и, обращаясь к Александру, говорит: "Молодой человек! До чего ты довёл мою Россию!.. Но пока я здесь стою, ничего не грозит МОЕМУ городу"."Какая поэзия!" – восхищался Пушкин. На замысел поэмы имели влияние и беседы с польским поэтом Адамом Мицкевичем, который в поэме "Дзяды" проклинал русскую государственность, самодержавие и воплощение их – Петербург. Польша в своей борьбе за независимость дышала ненавистью. Пушкин, любя отечество, не мог не видеть жестокости самодержавия. Мысль Петра Вяземского: "Петр скорее поднял Россию на дыбы, чем погнал ее вперед", - мучила поэта. 20 августа 1833 года буря на Неве произвела сильнейшее впечатление на поэта. В письме к жене, написанном по дороге в Болдино, Пушкин описал, что видел: "Нева была так высока, что мост стоял дыбом… Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись. Болота волновались белыми волнами. Что-то было с вами, петербургскими жителями?"Поэма была начата в Болдине 29 октября и закончена 31 октября 1833 г. Всего за три дня! В другом источнике указано, что начал поэму в начале октября, а закончил в конце октября.Какая концентрация творческой энергии! Но "Медный всадник "не был напечатан: царская цензура не пропустила. Первоначальный текст поэмы, без поправок, существенно искажающих смысл произведения, был опубликован в 1904 году.Сам Пушкин, определяя жанровую принадлежность "Медного всадника", называл его петербургской повестью, желая обозначить реальность, может быть, приземленность, типичность описываемого. Современные исследователи относят произведение к поэме, учитывая его лиро-эпическую сущность."Медный всадник" – это историческая трагедия и городская повесть (петербургская повесть), поэма о судьбе человеческой и судьбе народной, о русской государственности и ее взаимоотношениях с тремя стихиями: народной, природной, личностной. Поэт откликается на все, что есть в жизни. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн,.. Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури... И всплыл Петрополь, как тритон,По пояс в воду погружен... На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестом,.. Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне… Вода сбыла, и мостовая Открылась, и Евгений мой… Знакомой улицей бежит В места знакомые. Глядит, Узнать не может. Вид ужасный!.. И он по площади пустой Бежит и слышит за собой… И с той поры, когда случалось Идти той площадью ему,.. Михаил Юрьевич Лермонтов Псевдонимы:—въ; Ламвер; Гр. Диарбекир; LermaДата рождения:3 (15) октября 1814Место рождения:МоскваДата смерти:15 (27) июля 1841 (26 лет)Место смерти:ПятигорскРод деятельности:поэт, прозаик, художникГоды творчества:1828—1841Направление:романтизмЖанр:лирикаЯзык произведений:русскийДебют:«Весна» (1830)  Основные периоды и темы творчества М.Ю.Лермонтова Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона. В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.  Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова — это: жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Из Гете», «Выхожу один я на дорогу…»); призвание поэта и высокое предназначение поэзии («Поэт», «Пророк»); критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…»); любовь-страдание («К* («Я не унижусь пред тобою…»)»; положение народа и Родины («Родина», «Бородино»). Поэма «Демон» С отрочества и до конца жизни работал Лермонтов над поэмой «Демон». Он рос духовно вместе с ней. Начало ей было положено, когда поэту было 15 лет. Известно 8 редакций поэмы. Опубликована она была впервые в Германии в 1856 году (через 15 лет после смерти поэта), в России в 1860г. У поэмы глубокие культурно-исторические корни. Автограф поэмы (фрагмент) Поэма Лермонтова основана на библейском мифе о падшем ангеле, восставшем против бога. К этому образу, олицетворяющему «дух отрицания», обращались многие европейские поэты. Однако Лермонтов в разработке сюжета и трактовке главного образа вполне оригинален, он не идет прямо за кем-либо из своих предшественников. Своеобразие лермонтовского «Демона» в том, что он необычайно возвышен и внутренне трагичен. В конечном счете, сквозь символико-философскую форму в поэме проступают черты лермонтовского современника с его идейными и нравственными исканиями. Иллюстрации к поэме «Демон» Михаила Врубеля (Демон летящий) (Демон, смотрящий на танец Тамары) (Демон у ворот монастыря) (Свидание Тамары и Демона) (Тамара в гробу) (Демон и Ангел с душой Тамары) В. Г. Белинский (знаменитый литературный критик) В. Г. Белинский обращался к образу Демона, чтобы определить общий характер поэзии Лермонтова: «Демон не пугал Лермонтова; он был его певцом». Тема Демона связывалась Белинским с пафосом борьбы и отрицания, которыми насыщена лермонтовская мысль: «исполинский взмах, демонский полет - с небом гордая вражда» - такими словами определял критик основную особенность поэзии Лермонтова. Он был солидарен со своим корреспондентом В. П. Боткиным, который видел в «Демоне» «отрицание духа и миросозерцания, выработанного средними веками, или, еще другими словами - пребывающего общественного устройства».Позднее, в письме к В. П. Боткину от 17 марта 1842 года, Белинский, называя поэму «детским, незрелым» и в то же время «колоссальным созданием», писал взволнованно: «Демон - сделался фактом моей жизни, я твержу его другим, твержу себе, в нем для меня - миры истин, чувств, красот». Николай Васильевич Гоголь Имя при рождении:Николай Васильевич ЯновскийПсевдонимы:В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Г. Янов; N. N.; ***Дата рождения:20 марта (1 апреля) 1809Место рождения:местечко Большие Сорочинцы,Полтавская губерния,Российская империяДата смерти:21 февраля (4 марта) 1852(42 года)Место смерти:Москва, Российская империяРод деятельности:прозаик, драматургЖанр:драма, прозаЯзык произведений:русский   Основные периоды творчества Н.В.Гоголя 1829 – 1835гг.-петербургский период: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831- 1832)«Миргород» и « Арабески»(1835г.) 1835 – 1842гг. «Ревизор»( 1835 г., декабрь- первая редакция, постановка – апрель 1836г.)«Мертвые души»- первый том;(май 1842г.)«Сочинения» в 4-х томах (1843г.) 1842 – 1855гг.- последний период. Работа над вторым томом «Мертвых душ».1847г. – публикация книги«Выбранные места из переписки с друзьями».1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг. «Петербургские повести»  “Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота. Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем, Гоголь -- мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла. Иллюстрации Кукрыниксов  к повести "Портрет"  "Портрет" в иллюстрациях Кукрыниксов – истинно петербургская повесть. Великий город – участник трагедии Андрея Петровича Чарткова, ставшего модным живописцем с "бойкой" кистью. Холодная и гордая красота Петербурга отталкивает мелочные расчеты спекулятора, как эта же красота принимала и ласкала душу еще юного, бедного, мечтавшего о подлинном творчестве художника. Иллюстрации к повести «Невский проспект» «Начнем с самого раннего утра… По улицам плетется нужный народ: иногда переходят его русские мужики, спешащие на работу… Иногда сонный чиновник проплетется с портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент «В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернёры всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках». «Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках…» «В три часа - новая перемена. На Невском проспекте вдруг настаёт весна: он покрывается весь чиновниками в зелёных вицмундирах». «С четырёх часов Невский проспект пуст, и вряд ли вы встретите на нем хотя бы одного чиновника» «Вы встретите очень много молодых людей, большею частию холостых, в тёплых сюртуках и шинелях. В это время чувствуется какая-то цель, или, лучше, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны». Литература первой половины XIX векаПервую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. Высшим достижением этого времени стало творчество А.С. Пушкина, истинного создателя русской литературы. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. Ранние стихи ярко выражают обостренное восприятие индивидуальности человека. Сознание роковой невозможности идеала и вместе с этим невозможность отступиться от него, небывалый выплеск эмоций и строгий, натянутый самоанализ - характерные черты лирического героя Лермонтова.Путь, намеченный Пушкиным, в 1840-1850-х гг. продолжил Н.В. Гоголь, ставший одним из основателей нового литературного направления - критического реализма. Контрольные вопросы Какие литературные направления оказали влияние на творчество  А.С.Пушкина?  В каких произведениях это нашло отражение?Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его  лирики.Тема Петра I и его эпохи  в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её  направление?Темы и ведущие мотивы  лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?