Рабочая программа по физике для 9 класса. УМК Генденштейн Л.Э.


Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Мирный
муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №____
от «____»_______________ 20___ г. УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы №____
от «____»_______________ 20___ г.
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР
_____________ Касимова Е.Ф.
«____»_______________ 20___ г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 9 класса
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)) (базовый уровень)
Учителя Ризвановой Г.И.
Ф.И.О. учителя-разработчика
с. Мирный 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса физики для 9-го класса (далее – рабочая программа) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень, 10-11 классы) и Программы для общеобразовательных учреждений (Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010).Учебный план образовательного учреждения отводит 208 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени полного общего образования. В том числе в 9 классе 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике и авторской программой учебного курса. Курс физики структурируется на основе физических теорий: механика и квантовой физики.
Учебный процесс предусматривает формирование у школьников не только знаний физических законов, но и общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Программа предполагает использование активных и интерактивных фирм и методов работы с учащимися: обзорные и установочные лекции, учебные конференции, защита рефератов, экспериментальные, лабораторные и практические задания, зачеты и контрольные работы, предметные олимпиады, экскурсии.
Цели программы обучения:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при выполнении контрольных и самостоятельных работ и устного опроса (собеседования).
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе программы: Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский. Физика. 7-11 классы. - М.: Мнемозина, 2010 год.
Учебно-методический комплект по физике данного курса:
Генденштейн Л.Э. Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена.–7-е изд.,стер.– М.: Мнемозина, 2014. – 272 с. : ил.
Генденштейн Л.Э. Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев. – М.: Мнемозина, 2012. - 96 с.
Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7–9 классы / [авт.-сост. Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский].
– М. : Мнемозина,2013. – 53с.
Физика. 7-11 классы: рабочие программы по учебникам Л.Э. Генденштейна, А.Б.Кайдалова, В.Б.Кожевникова, Ю.И.Дика / авт.-сост. О.П.Мельникова.– Волгоград: Учитель, 2011. – 105 с.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (46 ч)
Механическое движение (27 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векторов. Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и скорости от времени. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Зависимость скорости и пути от времени при прямолинейном равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Направление скорости при движении по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности. Взаимодействия и силы. Силы в механике. Сила упругости. Измерение и сложение сил. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Масса. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Третий закон Ньютона. Свойства сил, с которыми тела взаимодействуют друг с другом. Вес и невесомость. Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая и вторая космические скорости. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя.
Демонстрации.
Механическое движение.
Относительность движения.
Равномерное прямолинейное движение.
Неравномерное движение.
Равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное движение по окружности.
Взаимодействие тел.
Явление инерции.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Невесомость.
Сила трения.
Лабораторные работы
1. Изучение прямолинейного равномерного движения.
2. Изучение прямолинейного равноускоренного движения.
3. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
4. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.
5. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
6. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Законы сохранения в механике (10 ч)
Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии.
Демонстрации
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Закон сохранения энергии.
Лабораторная работа
7. Измерение мощности человека.
4. Механические колебания и волны (9 ч)
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Математический и пружинный маятники. Превращения энергии при колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость и частота волны. Источники звука. Распространение звука. Скорость звука. Громкость, высота и тембр звука.
Демонстрации
Механические колебания.
Колебания математического и пружинного маятников.
Преобразование энергии при колебаниях.
Вынужденные колебания.
Резонанс.
Механические волны.
Поперечные и продольные волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы
8. Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения.
9. Изучение колебаний пружинного маятника.
АТОМЫ И ЗВЁЗДЫ (13 ч)
5. Атом и атомное ядро (9 ч)
Излучение и поглощение света атомами. Спектры излучения и спектры поглощения. Фотоны. Строение атома. Опыт Резерфорда: открытие атомного ядра. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излучения. Радиоактивные превращения. Энергия связи ядра. Реакции деления и синтеза. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная электростанция. Управляемый термоядерный синтез. Влияние радиации на живые организмы.
Демонстрация
Модель опыта Резерфорда.
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы. Звёзды. Разнообразие звёзд. Судьбы звёзд.
Галактики. Происхождение Вселенной.
Подготовка к итоговому тестированию знаний (6 ч)
Резерв(2ч)
Преподавание физики осуществляется по двухчасовой программе. Учитывая расписание уроков и календарный учебный график на 2015/16учебный год, получается 67 часов.
КАЛЕНДАРНО− ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\пТема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки
учащихся Вид
контроля Домашнее
задание дата
план факт
1.Механическое движение (11 часов)
1/1 Механическое движение. Система отсчета Относительность движения. Материальная точка. Система отсчета. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векторов. Вращательное движение. Исторический выбор системы отсчета Знать смысл понятий: механическое движение, «материальная точка», система отсчета, траектория, путь, перемещение. Уметь обосновывать возможность применения понятия материальная точка; различать виды движения в зависимости от формы траектории, задавать положение тел с помощью координатных осей. Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ) Физический диктант §1, № 1.16,1.22, 1.26, 1.36 1.09 2/2 Скорость и путь Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени при прямолинейном равномерном движении. Средняя скорость неравномерного движения.
Мгновенная скорость. Путь при неравномерном движении
Знать смысл понятий: равномерное, неравномерное движение, скорость прямолинейного движения, средняя скорость, мгновенная скорость; формулы для нахождения скорости и пути, график движения, скорости.
Уметь приводить примеры равномерного и неравномерного движений, рассчитывать скорость, среднюю скорость по формуле, читать графики зависимости скорости и пути от времени Физический диктант, задания на соответствие § 2, описание лабораторной работы № 1 «Изучение прямолинейного равномерного движения», №2.13,2.26 3.09 3/3 Лабораторная работа
№ 1. «Изучение прямолинейного равномерного движения» Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Средняя скорость Уметь собирать установки для эксперимента по описанию, определять тип движения, измерять скорость, вычислять среднюю скорость движения; записывать показания в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты Лабораторная работа: наличие таблицы, рисунка, правильные прямые измерения, ответ с единицами измер. в СИ, вывод Повторить § 2
№3.6,3.12,
3.13,3.17 8.09 4/4 Прямолинейное равноускоренное движение Прямолинейное
равноускоренное
движение.
Ускорение.
График зависимости
модуля скорости отвремени Знать определение прямолинейного равноускоренного движения, ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения.
Уметь приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения, находить ускорение,скорость при прямолинейном равноускоренном движении, читать график зависимости модуля скорости от времени Чтение
графиков,
определение
физических
величин §3,
№4.6,4.8, 4.11,4.41 10.09 5/5 Путь при равноускоренном движении Путь и средняя скорость при прямолинейном равноускоренном движении. Пути, проходимые за последовательные равные
промежутки времени Знать законы прямолинейного равноускоренного движения. Уметь определять путь и среднюю скорость при прямолинейном равноускоренном движении, читать графики пути и скорости,составлять уравнения прямолинейного равноускоренного движения задания на соответствие §4,
№4.16,4.19, 4.24,4.27 15.09 6/6 Решение задач Прямолинейное
равноускоренное
движение.
Ускорение. Путь,
средняя скорость припрямолинейном
равноускоренном
движении.
График зависимости
модуля скорости отвремени Знать законы прямолинейного равноускоренного движения. Уметь определять ускорение, путь и среднюю скорость при прямолинейном равноускоренном движении, читать графики пути и скорости, составлять уравнения прямолинейного равноускоренного движения, решать задачи по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» Самостоятельная работа, решение задач разной степени сложности Повторить § 3-4,описание лабораторной работы № 2 «Изучение прямолинейного равноускоренного движения», №4.17,4.21, 4.22,4.26 17.09 7/7 Лабораторная работа
№ 2. «Изучение прямолинейного равноускоренного движения» Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение Уметь определять ускорение равноускоренного движения, записывать результат измерений в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты;
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений Лабораторная работа: наличие таблицы, рисунка, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод №4.23,4.29, 4.32,4.43 22.09 8/8 Равномерное движение по окружности Модуль и направление скорости при равномерном движении по окружности. Период и частота обращения. Ускорение при равномерном движении по окружности Знать основные формулы равномерного движения по окружности. Уметь приводить и объяснять примеры равномерного движения по окружности, применять формулы при практических 09расчетах Физический диктант, задания на соответствие §5,
№5.14, 5.20, 5.23,5.26 29.09 9/9 Решение задач Механическое движение. Система отсчета.
Материальная точка.
Прямолинейное
равномерное
движение. Путь.
Скорость.
Ускорение.
Прямолинейное
равноускоренное
движение Знать смысл понятий: механическое движение, траектория; смысл физических величин:путь, скорость, ускорение. Уметь вычислять путь тела при равноускоренном движении; решать задачи по теме «Механическое движение ». Описывать и объяснять явление равноускоренного движения Самостоятельная работа или тест, задания на соответствие Повторить §1-5,
№4.37,4.42, 5.21, 5.28 1.10 10/10 Обобщающий урок по теме «Механическое движение» Механическое движение. Система отсчета. Материальная точка. Прямолинейное равномерное движение. Путь. Скорость. Ускорение. Прямолинейное
равноускоренное
движение Знать смысл понятий: механическое движение, траектория, смысл физических величин:путь, скорость, ускорение. Уметь вычислять путь тела при равноускоренном движении. решение задач разной степени сложности Повторить § 1-5,по тетради просмотреть решение задач по теме
« Механическое движение» 6.10 11/11 Контрольная работа
№ 1. « Механическое движение» Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-9 Контрольная работа № 1. «Механическое движение» 8.10 2. Законы движения и силы (16 часов)
1/12 Закон инерции — первый закон Ньютона Закон инерции. Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона.
Применение явления инерции Знать формулировку закона инерции, первого закона Ньютона, понятие инерциальные системы отсчета; а также основные сведения о вкладе зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики. Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;оценивать значение перемещения и скорости тела, описывать траекторию движения одного и того же тела относительно разных систем отсчета, объяснять применение
явления инерции Закон инерции — первый закон Ньютона §6,
№ 7.10, 7.18, 7.26 13.10 2/13 Взаимодействия и силы Силы в механике. Примеры действия сил. Измерение сил. Сложение сил Знать определение силы, ее обозначение и единицы измерения, виды сил в механике, виды взаимодействий, правила сложения сил. Уметь приводить примеры действия сил, измерять силу динамометром, складывать несколько сил Тест или
физический
диктант §7,
№6.16,6.28,
6.29,6.31 15.10 3/14 Второй закон Ньютона Соотношение между силой и ускорением. Масса. Второй закон Ньютона. Движение тела под действием силы тяжести Знать смысл понятий: взаимодействие, инертность, кон; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса; формулировку второго закона Ньютона; делать выводы на основе экспериментальных данных. Уметь вычислять равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона, применять второй закон Ньютона при решении задач, объяснять движение тела под действием силы тяжести физический
диктант §8,
№8.8, 8.17, 8.20,8.25 20.10 4/15 Третий закон Ньютона Третий закон
Ньютона.
Невесомость Знать смысл понятия «невесомость», формулировку второго закона Ньютона, свойства сил, с которыми взаимодействуют тела. Уметь приводить примеры проявления и применения третьего закона Ньютона; объяснять, почему вес покоящегося тела равен силе тяжести; чему равен вес тела, движущегося с ускорением §9,
№9.9,9.21, 9.25, 9.37 22.10 5/16 Решение задач Закон инерции. Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона. Силы в механике. Примеры действия сил. Измерение сил. Сложение сил. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость Знать формулировки законов Ньютона, соотношение между силой и ускорением,понятие массы, ее обозначение, единицу измерения, понятие невесомости. Уметь решать задачи по теме «Законы Ньютона» Самостоятельная работа или тест, решение задач разной степени сложности Повторить § 6-9, описание лабораторной работы № 3
« Исследование зависимости силы тяжести от массы тела», №8.10,
8.21,8.27, 9.39 27.10 6/17 Лабораторная работа
№ 3. « Исследование зависимости силы тяжести от массы тела» Масса. Сила тяжести Знать смысл физических величин: сила тяжести, масса тела.
Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов по исследованию зависимости силы тяжести от массы тела; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Измерять силу динамометром, представлять результаты измерения в виде таблицы и графика Лабораторная
работа: наличие
таблицы,
рисунка,
правильные
прямые
измерения,
ответ
с единицами измерения в СИ, вывод Повторить § 6-7, описание лабораторной работы № 4 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом», №8.23, 9.17 29.10 7/18 Лабораторная
работа № 4.
«Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом» Сила.
Равнодействующая
сила Знать смысл понятия
« равнодействующая сила»; смысл физическихвеличин: сила, масса тела.
Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: сложение сил,направленных вдоль одной прямой и под углом. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Измерять силу динамометром, определять равнодействующую силу, изображать силу графически Лабораторная
работа: наличие
таблицы,
рисунка,
правильные
прямые
измерения,
ответ
с единицами
измерения в СИ Повторить
§ 8-9, описание лабораторной работы № 5
«Исследование
зависимости
силы упругости от удлинения пружины.
Измерение
жесткости пружины», №8.19,9.18 5.11 8/19 Лабораторная
работа № 5.
«Исследование зависимо-
сти силы упругости отудлинения пружины.
Измерение жесткости пружины» Силы в механике.
Сила упругости,
удлинение пружины,жесткость пружины Знать смысл понятий:сила, сила упругости;смысл физических вели
чин: сила, масса, удлинение пружины, жесткостьпружины.Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов по исследованию зависимости силы упругости от удлинения пружины; измерению жесткости пружины; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений; измерять силу динамометром представлять результаты измерения
в виде таблицы и графика Лабораторная
работа: наличие
таблицы,
рисунка,
правильные
прямые
измерения,
ответ
с единицами
измерения в СИ,
вывод Повторить
§6-7,
№9.19,9.24 10.11 9/20 Обобщающий
урок по теме
«Законы Ньютона» Закон инерции.
Инерциальные систе
мы отсчета и первый закон Ньютона.Силы в механике.Примеры действия сил. Измерение сил.Сложение сил. Масса. Второй законНьютона. Сила упругости, удлинение пружины, жесткость пружины. Третий закон Ньютона. Невесомость Требования к уровню
подготовки учащихся к урокам 12-19 Самостоятельная работа или тест, решение задач разной степени сложности Повторить §8-9,
№8.24,9.12; просмотреть по тетради решение задач по теме «Законы Ньютона» 12.11 10/21 Контрольная
работа № 2.
«Законы Ньютона»
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 12-19 Контрольная работа № 2. «Законы Ньютона» 17.11 11/22 Закон Всемирного тяготения Закон Всемирноготяготения.
Движение
искусственных
спутников Земли
и космических кораблей Знать смысл понятий:
взаимодействие, закон; смысл физических величин: масса, сила; смысл
закона всемирного тяготения.
Уметь описывать и объяснять физические явления, приводить примеры практического использования физических знаний (закона всемирного тяготения) Физический диктант или задания на соответствие §10,
№ 10.7,10.8, 10.19,10.27 19.11 12/23 Силы трения Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Тормозной путь Знать смысл понятий: взаимодействие, сила трения скольжения, сила трения покоя, тормозной путь; смысл физических величин: масса, сила. Уметь описывать и объяснять физические явления: движение одного тела по поверхности другого, движение в жидкости или газе. Приводить примеры практического использования физических знаний(проявление сил трения в окружающей среде) Физический диктант §11.
№ 11.11, 11.17, 11.26,11.34 24.11 13/24 Решение задач Закон всемирного тяготения. Силы трения Знать смысл понятий: взаимодействие, сила трения скольжения, сила трения покоя, тормозной путь; смысл физических величин: масса, сила; смысл закона всемирного тяготения. Уметь решать задачи по теме «Силы в механике»; Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; движение одного тела по поверхности другого, движение в жидкости или газе. Приводить примеры практического использования физических знаний (закон всемирного тяготения, проявление сил трения в окружающей жизни) Самостоятельная работа или тест § 11, описание лабораторной работы № 6 «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения », № 10.29,10.39, 11.27,11.35 26.11 14/25 Лабораторная работа
№ 6. «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения» Сила трения скольжения. Коэффициент трения скольжения. Вес тела. Сила нормальной реакции Знать смысл понятий: сила, сила трения скольжения; смысл физических величин: сила, вес, коэффициент трения скольжения. Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов по исследованию силы трения скольжения, измерению коэффициента трения скольжения; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений; измерять силу динамометром; представлять результаты измерения в виде таблицы; Лабораторнаяработа: наличие
таблицы, рисунка,
правильные прямые
измерения, ответ
с единицами измерения в СИ, вывод Повторить §10,11, №11.28, 11.36 1.12 15/26 Обобщающий урок по теме «Силы в механике» Закон всемирного тяготения. Силы трения.Коэффициент трения скольжения. Вес тела. Сила нормальной реакции Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 22-25 работа или тест, решение задач разной степени сложности, задания на соответствие Повторить §10,11; просмотреть по тетради решение задач по теме «Силы в механике» 3.12 16/27 Контрольная работа
№ 3. «Силы в механике» Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 22-25 Контрольная работа №3. «Силы в механике» 8.12 3. Законы сохранения в механике (10 часов)
1/28 Импульс. Закон сохранения импульса Импульс.
Закон сохранения
импульса Знать смысл понятий: взаимодействие, закон, импульс; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс; смысл закона сохранения импульса; вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики. Уметь описывать и объяснять явление механического взаимодействия тел; приводить примеры практического использования физических знаний (закон сохранения импульса) Физический диктант или задания на соответствие § 12 (п. 1-2), №12.4, 12.17, 12.23,12.33 10.12 2/29 Реактивное движение.
Неупругое столкновение
Движущихся тел Реактивное движение. Неупругое столкновение движущихся тел Знать сущность реактивного движения, назначение, конструкции и принцип действия ракет, иметь представление о многоступенчатых ракетах, владеть исторической информацией о развитии космического кораблестроения и вехах космонавтики. Уметь пользоваться законом сохранения импульса при решении задач на реактивное движение Тест или беседа
по вопросам урока,
сообщения учащихся,
презентации § 12 (п. 3-4); № 12.8,12.24, 12.26, 12.36 15.12 3/30 Решение задач Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение Уметь применять полученные знания для решения физических задач по теме «Импульс» §12,
№12.27,12.28, 12.35, 12.38 17.12 4/31 Механическая работа.
Мощность Механическая работа. Работа различных сил. Мощность Знать понятие механической работы, мощности; обозначение, единицы измерения, формулы механической работы, мощности. Уметь приводить примеры совершения силой работы, совершения работы с различной мощностью; вычислять работу и мощность по изученным формулам Физический диктант или задания на соответствие §13,№13.14, 13.20, 13.26, 13.44 22.12 5/32 Энергия Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия Знать понятия потенциальной и кинетической энергии, механической энергии; обозначение, единицы измерения, формулы потенциальной и кинетической энергии. Уметь приводить примеры тел, обладающих потенциаль-ной и кинетической энергией, сравнивать энергии тел, вычислять потенциальную и кинетическую энергию Физический диктант или задания на соответствие §14 (п. 1), №14.5, 14.6, 14.18, 14.21 24.12 6/33 Закон сохранения механической энергии Энергия.
Механическая
энергия. Закон
сохранения
механической энергии Знать закон сохранения и превращения механической энергии. Уметь описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии, применять закон сохранения и превращения механической энергии при решении задач, определять изменение внутренней энергии тела за счет совершения механической работы Тест, решение задач разной степени сложности §14 (п. 2-4), № 14.20, 14.24 14.29, 14.33 29.12 7/34 Решение задач Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения
механической энергии Уметь применять полученные знания длярешения физическихзадач по темам «Работа»,
«Мощность», «Энергия» Самостоятельная работа или тест §14, описание лабораторной работы №7 «Измерение мощности человека», №14.16, 14.27, 14.31, 14.39 14.01 8/35 Лабораторная работа
№ 7.«Измерение
мощности человека» Мощность Уметь проводить наблюдения изучаемых явлений. Измерять массу,время, расстояние. Выполнять расчеты по формуле мощности, делать выводы о выполненной работе и анализировать полученные результаты Лабораторная работа: наличие таблицы, рисунка, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ, вывод №14.17, 14.19, 14.26,14.32 19.01 9/36 Обобщающий урок
по теме «Законы
сохранения в механике» Относительность
движения. Инерциальные системы отсчета. Законы
Ньютона.
Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения. Скорость. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 28-35 Самостоятельная работа, решение задач разной степени сложности, задания на соответствие Повторить § 12-14, просмотреть по тетради решение задач по теме «Законы сохранения в механике» 21.01 10/37 Контрольная работа
№ 4.«Законы
сохранения в механике» Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 28-35 Контрольная работа № 4. «Законы сохранения в механике» 26.01 4. Механические колебания и волны (9 часов)
1/38 Механические колебания Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Гармонические колебания Знать определение колебательной системы, колебательного движения, гармонического колебания, причины и параметры колебательного движения, единицы измерения. Уметь определять амплитуду, период и частоту колебаний Физический диктант, фронтальный опрос §15 (п. 1-3), № 15.17,15.26, 15.32,15.35 28.01 2/39 Превращение энергии при колебаниях. Периоды колебаний различных маятников Превращения энергии при колебаниях. Нитяной маятник. Пружинный маятник Знать понятие нитяного маятника, пружинного маятника, процесс превращения энергии при колебаниях. Уметь объяснить превращения энергии при колебаниях, определять амплитуду, период и частоту колебаний нитяного и пружинного маятников Тест или задания на соответствие, решение задач разной степени сложности §15 (п. 4-6), №15.15, 15.16, 15.28,15.42 2.02 3/40 Решение задач Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Нитяной маятник. Пружинный маятник Знать смысл понятий: колебательное движение, гармоническое колебание; смысл физических величин: период, частота, амплитуда. Уметь объяснить преобразования энергии при колебаниях, применять полученные знания для решения физических задач по теме «Механические колебания»; Самостоятельная работа или тест, задания на соответствие §15,описание лабораторной работы
№ 8 «Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения»,
№15.21,15.27 4.02 4/41 Лабораторная работа
№ 8.
«Изучение колебаний
Нитяного маятника
и измерение ускорения
свободного падения» Колебательное движение. Нитяной маятник. Период колебаний. Ускорение свободного падения Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов по изучению колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений; выполнять необходимые измерения и расчеты; делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты Лабораторная
работа № 8.
«Изучение
колебаний
нитяного маятника
и измерение ускорения
свободного падения» Повторить
§ 15, описание
лабораторной
работы № 9
«Изучение
колебаний пружинного маятника»
№15.36, 15.39 9.02 5/42 Лабораторная работа
№ 9.
«Изучение колебаний
пружинного маятника» Колебательное движение. Нитяной маятник. Период колебаний. Ускорение свободного падения Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов по изучению колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений; выполнять необходимые измерения и расчеты; делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты 11.02 6/43 Механические волны Виды механических волн. Основные характеристики волн Знать определение волны, виды механических волн, основные характеристики волн: скорость,длину, частоту, период —и связь между ними.
Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны Физический диктант §16,
№ 16.6, 16.39, 16.41, 16.42 16.02 7/44 Звук Источники звука. Распространение и отражение звука. Громкость, высота и тембр звука.
Неслышимые звуки Знать смысл понятий: колебательное движение, колебательная система, звуковая волна, ультразвук, инфразвук; смысл физических величин: громкость, высота,тембр звука.Уметь различать источники звука, описывать и объяснять физические явления: распространение и отражение звука, колебательное движение, неслышимые звуки Сообщения учащихся. Презентации §17,
№ 16.22, 16.27, 16.40,16.55 18.02 8/45 Обобщающий
урок по теме
«Механические колебания и волны» Колебательное движение. Свободные колебания. Колеба-тельные системы. Маятник. Колебание груза на пружине. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Распространение коле-баний в среде. Волны. Продольные
и поперечные волны.
Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 38-44 Самостоятельная работа или тест, работа с графиками, решение задач разного уровня сложности, задания на соответствие Повторить
§ 15-17, по
тетради просмотреть решение задач по теме «Механические колебания и волны» 25.02 9/46 Контрольная работа
№ 5.«Механические колебания и волны» Требования к уровню
подготовки учащихся к урокам 38-44 Контрольная работа № 5.«Механические колебания и волны» 1.03 5. Атом и атомное ядро (9 часов)
1/47 Строение атома Опыт Резерфорда.
Планетарная модель атома Знать вклад Э. Резерфорда в развитие теории строения атома, планетарную модель атома.
Уметь объяснять опыт Резерфорда Фронтальный опрос, сообщения учащихся, презентации § 18 (п.12), №17.9, 17.16, 17.17, 17.24 3.03 2/48 Излучение и поглощение света атомами Спектры излучения.
Спектры поглощения. Теория Бора Знать вклад Н. Бора в развитие теории строения атома, виды спектров, спектральные приборы.
Уметь приводить примеры видов излучений, наблюдаемых в природе и технике § 18 (п. 3-5), описание лаборатор-ной работы № 10 «Наблюдение линейчатых спектров излучения», №17.13,17.19, 17.20 10.03 3/49 Лабораторная
работа № 10.
«Наблюдение
Линейчатых спектров излучения» Спектры излучения Уметь описывать и объяснять результаты
наблюдений и экспериментов наблюдение линейчатых спектров излучения); собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать выводы о выполненной работе и анализировать полученные результаты Лабораторная работа: наличие таблицы, рисунки, ответы на контрольные вопросы №17.15, 17.18, 17.21 15.03 4/50 Атомное ядро Протон и нейтрон. Строение атомного ядра Знать историю открытия протона и нейтрона, их свойства особенности, строение атомного ядра.
Уметь объяснять строение атомного ядра Тест. Сообщения
учащихся.
Презентации §19 (п. 1-2), № 18.16,18.36, 18.39, 18.52 17.03 5/51 Радиоактивность Радиоактивность.
Состав радиоактивного излучения. Массовое и зарядовое числа. Период полураспада Знать смысл понятий: радиоактивность, период полураспада; состав радиоактивного излучения, физический смысл массового и зарядового числа.
Уметь определять нуклонный состав ядер, описывать и объяснять различия в строении разных ядер; применять закон радиоактивного распада для решения задач Тест. Работа с Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева § 19 (п. 3-6), № 18.25,18.44, 18.46, 18.61 22.03 6/52 Ядерные реакции Ядерные реакции.
Реакции деления и синтеза. Цепная ядерная реакция. Энергия связи ядра Знать смысл понятий: ядерные реакции, цепная ядерная реакция, энергия связи, ядерные силы; особенности ядерных сил, закон сохранения массового и зарядового числа; особенности реакций деления и синтеза. Уметь определять энергию связи, записывать ядерные реакции, находить неизвестный продукт ядерной реакции, объяснять цепную ядерную реакцию Самостоятельная работа. Работа с Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева §20,
№ 19.14, 19.18, 19.20,19.26 24.03 7/53 Ядерная
энергетика Атомная
электростанция. Влияние радиации на живые организмы. Управляемый термоядерный синтез Знать устройство и принцип работы атомной электростанции, ее преимущества и недостатки, проблемы, связанные с использованием АЭС; области применения ядерной энергетики;
влияние радиоактивных излучении на живые организмы; виды радиоактивных излучений, способы защиты от радиации. Уметь объяснить принцип работы ядерного реактора, управляемый термоядерный синтез Сообщения учащихся. Презентации. Конференция §21,
№ 19.6, 19.23, 19.24, 19.31 5.04 8/54 Обобщающий урок по теме
«Атом и атомное ядро» Радиоактивность.
Модель атома. Спек
тры излучения и поглощения. Атомное
ядро. Протон. Ней
трон. Заряд ядра.
Массовое число ядра. Ядерные реакции. Энергия связи ядра. Деление и синтез ядер. Использование ядерной энергии Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 47-53 Ответы на во
просы в ходе
урока. Фрон
тальный опрос.
Решение задач.
Тест.
Задания на соответствие Повторить
§ 18-21,
просмотреть по
тетради
решение задач
по теме «Атом
и атомное
7.04 9/55 Контрольная работа
№ 6.
«Атом и атомное ядро» Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 47-53 Контрольная
работа № 6 по теме
«Атом и атомноеядро» 12.04 6. Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
1/56 Солнечная
система Планеты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы Иметь представление о системе мира, строении и масштабах Солнечной системы §22,
№ 20.4, 20.8,
20.18, 20.32 14.04 2/57 Звезды Источник энергии звезд. Расстояния до звезд. Разнообразие звезд. Судьбы звезд Знать источники энергии звезд.
Иметь представление о разнообразии звезд, о расстояниях до них и об их судьбах Фронтальный опрос или тест §23 (п. 1-4), №21.10, 21.15, 21.17,21.24 19.04 3/58 Галактики.
Эволюция
Вселенной Галактики. Происхож-дение Вселенной. От Большого взрыва до человека Знать строение и масштабы Вселенной, теорию Большого взрыва.
Иметь представление о галактиках и происхождении Вселенной Сообщения учащихся § 23 (п. 5-7), №21.13,21.20, 21.26 21.04 4/59 Обобщающий урок по теме «Атомы и звезды» Солнечная система. Звезды. Галактики. Эволюция Вселенной. Теория Большого взрыва Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 56-58 Тест или самостоятельная работа, диспут 26.04 60 Повторение Элементы содержания всего курса физики 9 класса Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-59 28.04 61 Подготовка к итоговому тестированию Все элементы содержания курса физики основной школы Применять полученные знания для решения физических задач, тестовых заданий, заданий частей 8 и С различных сборников ГИА. Итоговая аттестационная работа за курс основной школы 3.05 62 Подготовка итоговому тестированию 5.05 63 Итоговое тестирование 10.05 64 Повторение. Работа над ошибками. 12.05 65 Повторение. 17.05 66 Резерв. 19.05 67 Резерв. 24.05 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения предмета ученик должен
Законы взаимодействия и движения тел.
Знать/понимать
смысл понятий: траектория, сложение векторов, равнодействующая сила;
смысл физических величин: ускорение, импульс, сила, энергия;
Уметь описывать и объяснять физические явления: механическое движение;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, ускорения, скорости;
Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
Решать задачи на нахождение ускорения, пути, скорости, импульса, энергии;
Уметь определять цену деления физических приборов: линейка, динамометр, секундомер.
Законы сохранения в механике. Знать/понимать
смысл понятий: взаимодействие, движение, относительность;
смысл физических величин: импульс, момент импульса, кинетическая энергия, потенциальная энергия, работа, мощность;
Уметь описывать и объяснять физические законы: законы сохранения импульса и энергии;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: времени, расстояния, массы;
Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
Решать задачи на нахождение: механической работы, мощности, кинетической и потенциальной энергии;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: энергии от величины скорости тела, удлинения пружины, высоты поднятия тела над Землёй;
Уметь определять цену деления физических приборов: линейка, мензурка, динамометр, секундомер.
Механические колебания. Звук. Знать/понимать
смысл понятий: колебание, тембр, высота звука;
смысл физических величин: период, угловая скорость, сила, жёсткость, центростремительное ускорение, частота, громкость, амплитуда;Уметь описывать и объяснять физические явления: колебание, распространение;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: время, расстояние, вес, масса;
Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
Решать задачи на нахождение: амплитуды, периода, частоты колебаний;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: длины волны от показателя преломления среды, числа колебаний от жёсткости пружины.
Уметь определять цену деления физических приборов: линейка, динамометр, секундомер.
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. Знать/понимать
смысл понятий: распад ядра, деление ядра;
смысл физических величин: энергия связи, период полураспада, дефект масс;
Уметь описывать и объяснять физические законы: закон радиоактивного распада, правило Содди, закон Эйнштейна взаимосвязи массы и энергии;
Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
Решать задачи на нахождение: участников ядерной реакции, энергетического выхода ядерных реакций;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: числа оставшихся атомов от количества радиоактивных распадов;
Уметь определять цену деления физических приборов: линейка.
Строение Вселенной. Знать/понимать
смысл понятий: галактика, нейтронная звезда, квазар, метеорит, болид, комета, спутник;
смысл физических величин: период обращения, светимость, звёздная величина;
Уметь описывать и объяснять физические законы: закон радиоактивного распада, правило Содди, модели атомов;
Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы, переводить в астрономические единицы (световой год, парсек).
Решать задачи на законы Кеплера;
Находить на карте звёздного неба известные созвездия, звёзды.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры или светимости звёзд от массы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
Генденштейн Л. Э., Зинковский В. И. Программы и примерное поурочное планирование. Физика. 7–11 классы. – М.: Мнемозина, 2010.
Рабочие программы 7 – 11 класса. Физика. – Волгоград: «Глобус», 2009.
Генденштейн Л.Э. Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена.–7-е изд.,стер.– М.: Мнемозина, 2014. –
272 с. : ил.
Генденштейн Л.Э. Физика. 9 класс. В2ч. Ч.2: задачник для общеобразовательных организаций / Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев;под ред. Л.Э.Генденштейна. – 7-е изд.,стер.– М.: Мнемозина, 2014. – 175 с.:ил.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И., Кирик Л. А., Сиротенко Н.Г. Интерактивное приложение на компакт-диске: 9-й кл. – М.: Мнемозина, 2012.
Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю., Петракова М.А.Контрольные работы по физике для основной школы.7-9 классы.– М.: ИЛЕКСА,2013.– 112с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Система оценки планируемых результатов по физике.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценивание тематических контрольных контрольных работ
(тестирование)
Все задания - 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80%-94% хорошо
60%-79% удовлетворительно
менее 60% неудовлетворительно
Оценивание итоговых контрольных работ
(тестирование)
Все задания - 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80%-94% хорошо
50%-79% удовлетворительно
менее 50% неудовлетворительно
Если нет особых пояснений к данной контрольной работе, то
Задания из части А- 1 балл;
Задания из части В - 2 балла;
Задания из части С- 3 балла.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4.Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Нормы оценок контрольных работ в традиционной форме:
«5» - любые 5 верно выполненных заданий;
«4» - любые 4 верновыполненных задания;
«3» - любые 3 верно выполненныхзадания;
«2» - 0-2 верно выполненных задания.