Рабочая программа по чтению для 9 класса (специального (коррекционного) обучения VIII вида)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Июсская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по чтению
для 9 класса
(специального (коррекционного) обучения VIII вида)
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
с. Июс2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение» для 9 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2013г., с учетом УМК под редакцией А.К. Аксеновой, М.И. Шишковой: 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - ГИЦ «Владос» 2013г., имеющий гриф « Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год ( приказ № 235 от 31.03.2014).
Общая характеристика учебного предмета
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Учащиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение чтения в 9 классе на уровне основного общего образования отводится 136 часов из расчета 4 час в неделю.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
Содержание программы
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения классиков русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина.
Произведения писателей и поэтов XX века: А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч.Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф.А.Искандера, А.Рыбакова, Б.Окуджава.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах по усмотрению учителя.
В результате изучения чтения на базовом уровне учащиеся 9 класса должны:
уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
знать:
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Учебно-методический комплект для учителя:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Повторение Дата Примечание
план факт Устное народное творчество-8 ч.
Цель: совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии
Устное народное творчество. Составление плана. Устное народное творчество. Жанры УНТ 02.09 Русские народные песни. Выразительное чтение. Былины – один из видов русского народного творчества. Ответы на вопросы. Пересказ содержания I ч.: «Сказки Василиса Премудрая». Характеристика героев сказки II ч.: «Сказки Василиса Премудрая». Чтение по ролям сказки «Лиса и тетерев». Былины – один из видов русского народного творчества. Загадка – один из видов устного народного творчества. Конкурс загадок. Внеклассное чтение по теме «Устное народное творчество». Сказки – один из видов русского народного творчества. Из произведений русской литературы XIX века-44ч.
Цель: формировать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку главным героям, пересказывать содержание произведения, выразить свое отношение к героям и их поступкам
Чтение литературной сказки. В. А. Жуковского «Три пояса». Составление рассказа по вопросам. Биография А. С. Пушкина. Произведения А. С. Пушкина. Объяснительное чтение песни I поэмы «Руслан и Людмила». Характеристика героев песни II поэмы «Руслан и Людмила». Пересказ песни III поэмы «Руслан и Людмила». Работа над образами поэмы «Руслан и Людмила» Объяснительное чтение повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина.1 часть. «Руслан и Людмила». Пересказ содержания 2 главы повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина Характеристика героев повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина Составление плана повести «Барышня крестьянка» А.С.ПушкинаВнеклассное чтение. Рассказ «Метель» А. С. Пушкина. Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина. «Барышня – крестьянка» Составление плана к биографии И.А.КрыловаБасни И.А.КрыловаВыразительное чтение басни «Кот и повар». Биография М. Ю. Лермонтова. Составление плана пересказа. Заучивание наизусть стихотворения «Тучи» М. Ю. Лермонтова. Творчество М. Ю. Лермонтова. Выразительное чтение стихотворения «Баллада» М. Ю. Лермонтова. Выразительное чтение стихотворения «Морская царевна». М. Ю. Лермонтова Обобщающий урок по творчеству М. Ю. Лермонтова. Биография Н. В. Гоголя. Составление плана. Творчество Н. В. Гоголя. Деление текста на части I ч. I главы
«Ганна» отрывка «Майская ночь, или Утопленница». Составление плана II ч. I главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница». Подробный пересказ V главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница». Составление характеристики героев, чтение VI главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница». Внеклассное чтение . Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» «Майская ночь, или Утопленница». Биография Н. А. Некрасова. Творчество Н. А. Некрасова Выразительное чтение отрывка «Рыцарь на час». 2 четверть
Объяснительное чтение отрывка «Саша». Работа над образами отрывка «Саша». Пересказ содержания по плану.
Л. Н. Толстой «Бедные люди». Творчество Л. Н. Толстова Выразительное чтение стихотворений А. Н. Майкова «Осень», «Зимнее утро». Выразительное чтение стихов о природе «Листья», «Осенний вечер» Ф. И. Тютчева Биография А. А. Фета. Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «На заре ты её не буди» Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Заучивание наизусть
стихотворения «Помню я : старушка няня …» А.А Фета .Внеклассное чтение .Конкурс стихов А.Фета,Ф.ТютчеваПересказ по плану. А. П. Чехов. Биографический очерк. Объяснительное чтение рассказа «Пересолил». «Злоумышленник» Пересказ содержания рассказа «Злоумышленник». Объяснительное чтение рассказа А. И. Куприна «Тапер». I часть. Составление плана рассказа А. И. Куприна «Тапер». II часть. Произведения А. И. Куприна Объяснительное чтение рассказа И. А. Бунина «Танька». Обобщающий урок по произведениям русской литературы XIX века.
Произведения русской литературы XX века-72 ч.
Цель: познакомить учащихся с произведениями русской литературы XX века, формировать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку главным героям, пересказывать содержание произведения
Составление плана пересказа. Биография А. М. Горького Творчество А. М. Горького Объяснительное чтение I части «Песня о Соколе». Чтение А. М. Горького «Песня о Соколе». II часть. Заучивание наизусть отрывка. Составление плана пересказа. Биография В. В. Маяковского. Выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение». В. В. Маяковского Пересказ по плану.
Биография С. А. Есенина. Творчество С. А. Есенина. Заучивание наизусть стихотворения
«Нивы сжаты, рощи голы». «Нивы сжаты, рощи голы». Работа по вопросам Выразительное чтение стихотворения «Собаке Качалова». Выразительное чтение стихотворения «Письмо матери». Обобщение по теме «Творчество Есенина» 3 четверть
Внеклассное чтение. Час поэзии. М,И. Цветаева. Творчество М,И. Цветаевой М.И.Цветаева. Биография М.И.Цветаева «Красной кистью» М.И.Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел» Обобщающий урок по творчеству М.И.ЦветаевойСоставление плана пересказа. Биография А.Н. Толстого. Произведения А.Н. Толстого. Объяснительное чтение рассказа А. Н. Толстого «Русский характер». Пересказ по плану. Биография А.А. Фадеева. Объяснительное чтение отрывка «Молодая гвардия» А. А. Фадеева. Работа над образами молодогвардейцев. «Молодая гвардия» А. А. Фадеева. Составление плана пересказа. Биография М. А. Шолохова. Деление на части рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Пересказ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Составление рассказа «Побег из плена» по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Пересказ по плану. Биография
К. Г. Паустовского. «Судьба человека» М. А. Шолохова Деление на части рассказа К. Г. Паустовского «Стекольный мастер». Пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Стекольный мастер». Внеклассное чтение К. Г. Паустовский. Рассказы. Пересказ по плану.Биография К.М. Симонова. Творчество К.М. Симонова. Заучивание наизусть стихотворения К. М. Симонова «Жди меня». Е.И.Носов . Биография Е.И.Носов «Трудный хлеб» Н.М.Рубцов. Биография Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» Н.М.Рубцов «Русский огонёк» «Русский огонёк» работа по вопросам Н.М.Рубцов «Зимняя песня» Вн/чт .Час поэзии Н.М.РубцоваЮ.И.Коваль. Биография Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» составление плана «Приключения Васи Куролесова». Чтение отрывков по ролям «Приключения Васи Куролесова». Работа по тексту «Приключения Васи Куролесова». Составление характеристик персонажей «Приключения Васи Куролесова». Пересказ потексту«Приключения Васи Куролесова». Отзыв о прочитанномВнеклассное чтение. Произведения Е.И.НосоваВ. М. Инбер. Выразительное чтение стихотворения «Заботливая женская рука». «Приключения Васи Куролесова». Р. Гамзатов. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Берегите матерей». «Берегите матерей». Отзыв о прочитанномВ. М. Шукшин. Рассказ «Стенька Разин» В. М. Шукшин. Рассказ «Стенька Разин» 1 часть Пересказ по плану рассказа В. М. Шукшина «Стенька Разин». 2 часть 4четверть
Характеристика героев произведения В. М. Шукшина «Стенька Разин». В. М. Шукшин. Рассказ «Стенька Разин». Отзыв о прочитанномОбъяснительное чтение рассказа Ф.Абрамова «Валенки» Чтение и пересказ рассказа Ф. Абрамова «Золотые руки». Объяснительное чтение отрывка из повести «Первый учитель» Ч.АйтматоваОбъяснительное чтение отрывка из повести «Первый учитель» Ч. Айтматова Внеклассное чтение Отрывок из «Поднятой целины» Составление плана пересказа. Биография Л. Н. Ошанина. Выразительное чтение «Стихи об одной любви» Л. ОшанинаСоставление плана. Биография С. В. Михалкова. Заучивание стихотворения наизусть «Веселый турист» С. Михалкова Внеклассное чтение .В.Быков «Альпийская баллада» Отрывок из повести Ф. Искандера «Сердце». Произведения русской литературы XX века. Ответы на вопросы к отрывку из повести Ф. Искандера «Сердце». Пересказ отрывка из повести Ф. Искандера «Сердце». Составление плана пересказа. Биография А. Рыбакова. Чтение и пересказ отрывка из повести А. Рыбакова «Кортик». Произведения русской литературы XX века. Характеристика героев повести А. Рыбакова «Кортик». Обобщающий урок по произведениям русской литературы XX века. Викторина. Из произведений зарубежной литературы - 12ч.
Цель: познакомить учащихся с произведениями зарубежной литературы, формировать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку главным героям, пересказывать содержание произведения
Зарубежная литература. Р.СтивенсонПроизведения русской литературы XX века. Объяснительное чтение. Р.Л.Стивенс «Вересковый мёд» Р.Л.Стивенс «Вересковый мёд» . Составление плана Эрнест Сетон-Томпсон.
«Снап» (отрывок в сокращении) Творчество Р.Л.СтивенсаЭрнест Сетон-Томпсон.
«Снап» (отрывок в сокращении)( I часть) Объяснительное чтение II и IIIчастей
Отрывка «Снап» Эрнест Сетон-Томпсон.
«Снап. Отзыв о прочитанномПроизведения зарубежной литературы Объяснительное чтение Джеральд Даррелл «Живописный жираф». Джеральд Даррелл «Живописный жираф». Работа по тексту Творчество Джеральда Даррелла Джеральд Даррелл «Живописный жираф». Отзыв о прочитанномОбобщающий урок по прочитанным произведениям зарубежной литературы Произведения зарубежной литературы Подведение итогов за учебный год. Игра «Лучший знаток литературы»