Программа по предмету социально-бытовая ориентировка для учащихся по программе 8 вида.


СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII и допущена Министерством образования Российской Федерации, с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося.
Цели и задачи: Формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускника специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащегося и его всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:
- Систематизировать, формировать и совершенствовать у учащегося необходимые ему навыки общественно полезного и самообслуживающего труда.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащегося, уровня его знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у учащегося с нарушением интеллекта необходимые ему навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые ему придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора учащегося о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приёмами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др. Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда, воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду, развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям. Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащегося как базу для расширения его знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков , и формировании новых.
На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (напр., «Квартплата», «Оформление на работу» и т.п.) отводится время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учётом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Умение ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу не вырабатывается у умственно отсталого ребёнка автоматически и поэтому на уроках СБО, также как и на уроках трудового обучения его надо целенаправленно формировать.
Одной из важнейших задач курса СБО является коррекция и формирование социальных норм поведения умственно отсталого обучающегося. Культура поведения, взаимоотношений не может рассматриваться как отдельно взятый раздел, хотя некоторые темы изучаются самостоятельно. Задача формирования правильного поведения должно решаться в той или иной степени при изучении любой темы. Это может быть и культура взаимоотношений при выполнении бригадных работ, культура общения при совершении покупок, культура речи в ходе телефонного разговора.
9 класс - количество уроков в неделю – 1.
Общее количество уроков в год – 34.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные.
Технология обучения: вводный урок, урок формирования(сообщения) новых знаний, урок формирования и закрепления умений и навыков обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, контрольный урок, комбинированный урок.
Текущий контроль: устный, письменный, индивидуальный, уплотнённый и выборочный, по пройденному материалу, по новому материалу.
Таким образом, контроль усвоения материала по теме должен состоять из трёх частей:
- итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);
- контроль уровня сформированности умений (контроль умений);
- итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).

Основные требования к знаниям и умениям обучающегося. В течении обучения в школе учащийся должен овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
В сфере организации питания:
- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия; - определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жаренном виде) разных продуктов питания;
- различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
- размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
- обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
- готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
- правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
- сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
- убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
- соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом.
В сфере ухода за телом:
- выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
- мыть тело;
- мыть и расчёсывать волосы;
- чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
- пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
- пользоваться дезодорантом;
- оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.
В сфере ухода за одеждой и обувью:
- пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
- складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
- чистить одежду щёткой;
- стирать одежду вручную и в стиральной машине;
- гладить одежду;
- выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
- зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
- чистить обувь;
- сушить мокрую обувь;
В сфере ухода за жилищем:
- наводить порядок в помещении;
- застилать постель;
- удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
- подметать и мыть, пол;
- пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
- пользоваться пылесосом;
- выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
- ухаживать за комнатными растениям(поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками.
Начиная с первого класса учащийся знакомится с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у учащегося формируются следующие жизненно значимые умения:
-ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая), связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека), культуры (библиотека, кинотеатр, музей); - различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
- ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
- осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.
- ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
- обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
- правильно вести себя в учреждениях культуры;
- пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
- ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
- пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с учащимся с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задачи посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У ученика формируются:
- представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);
-умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 6 класса учащийся постепенно готовится к семейной жизни. Семья – это микросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащегося формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
- называть себя (фамилию, имя. Отчество, возраст), адрес; - называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
- определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
- ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
- планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
- называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
- приглашать и принимать гостей;
- поздравлять с праздником;
- называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
Итак, основными содержательными линиями в области социально-бытовой ориентировки школьника с интеллектуальной недостаточностью является следующие:
- бытовая трудовая деятельность: умения в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой, обувью, жилищем, комнатными растениями и другими предметами обихода;
- предприятия и учреждения сферы обслуживания населения:
Ориентировка в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания населения (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта), практические умения пользоваться ими;
- семья: представления о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;
- организация досуга; места и способы проведения досуга.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения (например, место работы родителей, их должность и т.д.).
Требование к знаниям и умениям учащихся.
Личная гигиена.
Обучающийся должен знать:
правила ухода за кожей лица;
- приемы нанесения косметических средств на лицо, шею.
Обучающийся должен уметь:
-- правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног.
-- использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам.
-- в меру пользоваться косметикой.
Одежда и обувь.
Обучающийся должен знать:
— правила стирки к сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей;
— правила и последовательность глажения изделий;
— виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение;
— виды оказываемых ими услуг;
— правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Обучающийся должен уметь:
— стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;
— гладить блузки, рубашки, платья.
Питание.
Обучающийся должен знать:
● виды теста;
● способы приготовления изделий из теста;
● способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.
Обучающийся должен уметь:
● приготовить пресное тесто и изделия из него - лапшу, печенье;
● нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп;
● заготовит ягоды без тепловой обработки;
● записать рецепт соления, варенья, консервирования.
Семья.
Обучающийся должен знать:
● правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания;
● правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка;
● санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.
Обучающийся должен уметь:
-- купать, одевать, пеленать куклу;
-- кормить куклу из соски и с ложечки;
-- содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.
Культура поведения.
Обучающийся должен знать:
-- правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, требования к внешнему виду молодых людей
Обучающийся должен уметь:
● культурно и вежливо вести себя при знакомстве в кино, на танцах и т.д.), дома;
● выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев.
Жилище.
Обучающийся должен знать:
● правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны;
● моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.
Обучающийся должен уметь:
● мыть кафельные стены, чистить раковины;
● пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни санузла, ванны.
Транспорт.
Обучающийся должен знать:
- основные автобусные маршруты;
- основные маршруты водного транспорта;
- правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта
Обучающийся должен уметь:
● пользоваться расписанием;
● определять стоимость проезда;
● покупать билет;
● обращаться за справкой;
● выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском, автобусном видах транспорта;
Торговля.
Обучающийся должен знать:
● рынок, его виды;
● основные отличия его от магазина;
● правила поведения на рынке;
- права покупателя на рынке;
— цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь и др., а также
фрукты, ягоды и промышленные товары
Обучающийся должен уметь:
-- выбрать месторасположения нужных товаров;
● выбрать продукцию в соответствии с её качеством (внешний вид, вкус и др,),
-- количества, цены.
Средства связи.
Обучающийся должен знать:
● виды телефонной связи;
● правила пользования ими, телефонным справочником;
-- номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа;
● периодичность оплаты телефона;
● виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью;
● тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния;
-оплата за телефон;
-порядок заказа междугороднего разговора по адресу;
-правила культурного краткого разговора.
Обучающийся должен уметь:
-- кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;
● узнать время;
● получить по телефону справку;
● культурно разговаривать по телефону.
Медицинская помощь.
Обучающийся должен знать:
● меры по предупреждению несчастных случаев в быту;
● правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояние теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывание желудка при отравлении;
● приемы оказания помощи спасенному из водоема.
Обучающийся должен уметь:
● оказать первую помощь при ожоге, обморожении;
● оказать первую помощь утопающему.
Учреждения, организации, предприятия.
Обучающийся должен знать:
● куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи;
● адрес местной префектуры;
● отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи.
Обучающийся должен уметь:
обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений.
Экономика домашнего хозяйства. Обучающиеся должны знать: составные части бюджета семьи и их размер;
● основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.;
● стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);
● правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.);
● виды и цели сбережений:
Обучающийся должен уметь: подсчитать бюджет семьи;
● составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.;
● подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день;
● снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованнойэлектроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции;
● планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;

Программа
9 класс
1. Личная гигиена – 2 урока
2. Семья – 4 урока
3. Жилище – 5 уроков
4. Культура поведения – 5 уроков
5. Питание - часов
6. Медицинская помощь – 4 урока
7. Транспорт – 3 урока
8. Одежда и обувь – часов
9. Торговля – 2 урока
10. Средства связи –3 урока
Список литературы:
1. Программа специальной (коррекционной) школы 8 вида 5-9 классы
под редакцией В.В. Воронковой. Издательство «Владос» 2010 г.
2. С.А. Казаков «Социально-бытовая ориентировка» (пособие для учителя) 5-9 кл., 2010 г.
3. А,А, Хилько и другие. «Преподавание социально-бытовой ориентировки» (пособие для учителя), Москва 2010 г.
4. Т.А. Девяткова и другие «СБО», Москва 2010 г.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть (9 уроков)
№ Тема Кол-во уроков Виды контроля Домашнее задание Дата Примечание
Личная гигиена – 2 урока.
1 Правила и приемы ухода за кожей лица. 1 Беседа, упражнения, обогащение словарного запаса. 05.09. 2 Значение здоровья для жизни человека. 1 Беседа, упражнения, обогащение словарного запаса. 12.09. Семья – 4 урока.
3 Грудной ребенок в семье.
Участие в уходе за ребенком: упражнения в купании, одевании младенца. 1 Беседа, ролевая игра «Я старший брат» 19.09. 4 Грудной ребенок в семье.
Участие в уходе за ребенком: упражнения в купании, одевании младенца. 1 Беседа, ролевая игра «Я старший брат» 26.09. 5 Содержание в чистоте детской постели, посуды и т. п. 1 Беседа, практическая работа, ответы на вопросы. 03.10. 6 Практическая работа: уход за детской посудой, игрушек. 1 Беседа, практическая работа, ответы на вопросы. 10.10. Жилище – 3 урока.
7 Уборка кухни, санузла, ванной комнаты.
1 Беседа, практическая работа, ответы на вопросы. 17.10. 8 Санитарно-гигиенические требования при уборке кухни, санузла.
1 Беседа, практическая работа, ответы на вопросы. 24.10. 9 Санитарно-гигиенические требования при уборке кухни, санузла. 1 Ответы на вопросы 31.10. 2 четверть (7 уроков)
№ Тема Кол-во уроков Виды контроля Домашнее задание Дата Примечание
Жилище – 2 урока.
1 Моющие средства, используемые при уборке. 1 Ответы на вопросы 14.11. 2 Моющие средства, используемые при уборке. 1 Беседа,ответы на вопросы. 21.11. Культура поведения – 5 уроков.
3 Культура общения юноши и девушки.
1 Беседа, упражнения, обогащение словарного запаса, ответы на вопросы 28.11. 4 Культура общения юноши и девушки. 1 Беседа, упражнения, обогащение словарного запаса, ответы на вопросы 05.12. 5 Культура общения юноши и девушки. 1 Беседа, карточки -задания, ответы на вопросы. 12.12. 6 Внешний вид молодых людей. 1 Беседа, карточки -задания, ответы на вопросы. 19.12. 7 Внешний вид молодых людей. 1 Беседа, карточки задания, обогащение словарного запаса 26.12. 3 четверть (10 уроков)
№ Тема Кол-во уроков Виды контро-
ля Домашнее задание Дата Примечание
Питание – 3 урока.
1 Виды теста: дрожжевое и пресное.
Рецепты приготовления различно-
го теста. 1 Беседа + практическая работа. 16.01. 2 Самостоятельный подбор продуктов для приготовления чего-либо по рецепту. Чтение рецептов. 1 Практическая работа, ответы на вопросы. 23.01. 3 Самостоятельный подбор продуктов для приготовления чего-либо по рецепту. Чтение рецептов. 1 Практическая работа, ответы на вопросы. 30.01. Медицинская помощь – 4 урока.
4 Первая помощь при несчастных случаях, солнечном ударе, ожоги и т. п. 1 Беседа, ответы на вопросы, упражнения. 06.02. 5 Первая помощь при несчастных случаях, солнечном ударе, ожоги и т. п. 1 Практическая
работа, наложение повязки на рану 13.02. 6 Помощь при несчастном случае.
1 Беседа, практ.работа, инструктаж 20.02. 7 Помощь утопающему. 1 Беседа, практическая работа 27.02. Транспорт – 3 урока.
8 Междугородний автотранспорт.
Автобусные маршруты.
1 Беседа, карточки-задания, отве-ты на вопросы. 06.03. 9 Значение водного транспорта 1 Беседа, выборочная работа, карточки-задания. 13.03. 10 Приобретение билетов.
Расписание. 1 Беседа, выборочная работа, карточки-задания. 20.03. 4 четверть (8 уроков)
№ Тема Кол-во уроков Виды контроля Домашнее задание Дата Примечание
Одежда и обувь – 3 урока.
1 Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей. 1 Беседа, практическая работа 03.04. 2 Правила и приемы глажения блузок, рубашек. 1 Беседа, ответы на вопросы 10.04. 3 Химчистка. Знакомство с предприятием.
Правила пользования услугами химчистки. 1 Беседа, практическая работа 17.04. Торговля – 2 урока.
4 Рынки. Виды рынков.
1 Беседа, ответы на вопросы 24.04. 5 Различие рынков от магазинов. 1 Беседа, ответы на вопросы 08.05. Средства связи – 3 урока.
6 Виды телефонной связи.
1 Беседа, ответы на вопросы 15.05. 7 Правила пользования телефоном, телефоном-автоматом, таксофоном, телефонным справочником. 1 Беседа, практическая работа 22.05. 8 Правила пользования телефоном, телефонным справочником. 1 Беседа, практическая работа 29.05.