ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Кравчук Татьяна Яковлевна,
заместитель директора
по учебной работе, учитель математики
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 1 г. Пинска»,
магистрант УО «Брестский государственный
университет имени А.С.Пушкина»
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий потенциал с рождения, и во многом от педагога зависит, каким станет этот ребенок, насколько будут развиты его способности и талант. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.
Теоретические и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных исследователей явились предпосылкой для решения проблемы развития одаренных детей в процессе обучения в средней школе, создания условий для развития интеллекта учащихся. Так, ряд зарубежных исследователей пришел к выводу о том, что потенциально одаренные дети составляют не 1-3%, как предполагалось ранее, а 15-30% от общей возрастной выборки. Причем высокий уровень этих достижений обнаруживается лишь при соответствующем обучении. Этим и определяется приоритетность проблемы изучения педагогических условий и факторов, способствующих развитию одаренных и талантливых детей, становлению творческой личности и реализации одаренности во взрослой жизни. Одним из способов решения этой проблемы является теоретическая, методологическая, экспериментальная и методическая разработка психолого-педагогических систем развития одаренности детей в условиях обучения в средней школе.
Анализ теории и практики проблемы организации работы с интеллектуально одаренными учащимися позволил выявить противоречие между необходимостью создания условий для самореализации одаренных учащихся, потенциальными возможностями средней школы для их эффективного развития и недостаточной степенью разработанности научно-методического обеспечения в данной области педагогического знания. Поиск путей разрешения этого противоречия и определил проблему нашего исследования: каковы оптимальные организационно-педагогические условия образовательного процесса и развития интеллектуально одаренных учащихся средней школы.
Цель исследования состоит в разработке организационно-педагогической модели обучения и развития интеллектуально одаренных детей в средней школе с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность обучения и развития интеллектуально одаренных детей в образовательном процессе средней школы может быть существенно повышена с помощью создания и внедрения организационно-педагогической модели, реализующей комплекс условий:
конструирование образовательных программ на основе междисциплинарной интеграции, реализующей принципы универсальности и индивидуальной направленности образования;
обеспечение личностно-деятельностного характера освоения содержания обучения, учитывающего способности, интересы и наклонности учащихся;
осуществление мониторинга интеллектуального, творческого и мотивационного компонентов развития учащихся.
Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:
1) выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных учащихся в средней школе;
2) определить концептуальные подходы к процессу обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся средней школы;
3) разработать организационно-педагогическую модель обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся, отвечающую заданным педагогическим условиям, проверить эффективность разработанной организационно-педагогической модели.