«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Художник»
Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область
ХУДОЖНИК
25 марта – День работника культуры
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт
С. Чертков
Словарь:
Художник – человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства. Человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством.
Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник, с холстом, доску, картон.
Палитра – небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски.
Исторические факты
Когда впервые человек взял в руки уголёк, и начал рисовать об этом история умалчивает. Но точно известно что, первыми художниками на Земле были первобытные пещерные люди. Они рисовали на скалах диких животных, которых видели вокруг себя, сцены охоты на крупных зверей (мамонтов).
Примерно 120 лет назад, когда ученые мало знали о первобытных людей, археолог Саутуола обследовал Альтамирскую пещеру в Испании. Археолог взял в пещеру свою маленькую дочь. Вдруг девочка закричала: «Быки, быки!» ученый поднял голову и увидел на потолке пещеры огромных, написанных красками, бизонов.
Бизоны были написаны так мастерски, что другие ученые обвинили Саутуолу в подделке. Они заявили, что первобытные люди не могли так рисовать.
В то время не умели определять возраст археологических находок, и ученый так и не мог доказать свою правоту. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах, тогда и признали подлинность находки испанского археолога.
Найденные археологами произведения искусства показывают, что древние люди были наблюдательными, умели передавать красоту животных, естественную их позу, передавать их характер, а их руки проводили уверенные, точные линии.
Прошли миллионы лет, и на земле появилось много разновидностей изобразительного искусства, с некоторыми мы познакомимся.
Среди множества видов искусства есть три особых – пожалуй, их можно назвать главными: литература, музыка, изобразительное искусство. Слово, звук, изображение – без них невозможны все другие виды искусства: ни спектакль, ни фильм, ни эстрадный концерт.
Изобразительное искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все, и таким, каким его видит один-единственный человек – сам художник. Изобразить можно всё: и видимый мир предметов, людей, животных, и невидимый мир чувств – радость и горе, правду и ложь, добро и зло.
Художников много, они работают, по-разному их и называют:
Живописцы – работают кистями и красками. «Писание живого», отображение жизни в ее цветном разнообразии – так можно объяснить слово «живопись». Произведение, создаваемое художником-живописцем, называем – картиной.
Живет картины в музеях, в мастерских художников и в наших домах. Бывают картины и «гостях» – на временных выставках или в специальных магазинах (их называют художественными салонами), где картину можно купить.
Картины бывают очень старые и помоложе, очень большие и поменьше. Но у всех картин, созданных в самые разные времена, есть два общих качества: они изображают мир в цвете и обязательно на плоскости. Разговор о цвете у нас еще впереди, что же касается «плоскости» – основы картины, то материал для неё может быть различным.
В разные времена художники писали (и пишут) картины на дереве, металле, шелке.
Используют они картон, бумагу, но для многих живописцев любимым является холст – ткань, туго натянутая на деревянный каркас – подрамник. Холст на подрамнике, картон или доску во время работы художник закрепляет на специальном станке – мольберте.
Главным инструментом живописца является кисть. Кисти бывают разные – от тонких и нежных беличьих до крупных и жестких щетинных. У каждого живописца есть палитра – специальная дощечка, на которой мешают краски.
Меняются времена, появляются новые инструменты и материалы, но живописцы пользуются в своей работе теме же простыми средствами, что и их долёкие предки – ведь кистью работали еще первобытные художники.
Графики – «графо» от греческого (пишу, рисую). Работают карандашом, пером, углем, тушью, чернилами, пастелью (разноцветные мелки). Более сложный, чем рисунок, видом графического искусства является гравюра. Сначала рисунок вырезают на деревянной или металлической пластинке, а затем отпечатывают на листе бумаги.
Главным инструментом художника-графика является – карандаш. Карандаши придуманы давно. Сотни лет известен художникам «итальянский карандаш» – жжёная кость, скреплённая растительным клеем. Или «серебряный карандаш» – тонкая серебряная проволочка, вставленная в специальный футляр.
Рисую разноцветными мелками – их называют «пастель». Рисуют углём – черными палочками, похожими на обожженные веточки дерева. Очень любят графики работать пером – тогда они пользуются жидкими красителями (тушью, чернилами).Более сложным, чем рисунок видом графического искусства является гравюра. Сначала рисунок вырезают на деревянной или металлической пластинке, а затем отпечатываю на листе бумаги. С произведениями графического искусства мы встречаемся в жизни очень часто: это иллюстрации в книгах и журналах, различные плакаты, почтовые марки, конфетные фантики – всё это создано художниками-графиками.
Скульпторы – (от латинского слова вырезать, высекать) изображения в глине, пластилине, камне и других – порой самых неожиданных – материалах. Объём – вот что отличает скульптуру от других изобразительных искусств. Ощупывая скульптуру, незрячий человек может воссоздать в своем воображении ее облик. Скульптура разнообразна: круглая (можно обойти вокруг), плоская (выпуклая скульптурная картина), или рельефная (рельеф в переводе с французского «выпуклость»).
Чаще всего это большие по размеру произведения, рассчитанные на то, чтобы их рассматривали с дальнего расстояния. Это памятник А.С Пушкину в Москве, созданный в XIX веке русским скульптором А.М. Опекушиным, памятник баснописцу И.А. Крылову в Санкт-Петербурге работы русского скульптора П.К. Клодта и другие.
К монументальной скульптуре принадлежат и мемориальные сооружения (от лат. Memorialis – памятный)таков , например, грандиозный памятник в Волгограде, созданный по проекту скульптура Е.В. Вучетича. Это сооружение со многими фигурами и рельефами венчает статуя женщины с мечом в руке, «Мать-Родина», установленная на вершине Мамаева кургана, где шли жестокие бои. В образе этой женщины художник выразил силу Родины-матери, её величие и радость победы над фашизмом.
Произведение, созданное художником мы называем подлинником, оригиналом (единственным, не похожим на другие). Подлинники находятся в музеях, в мастерских художников, у коллекционеров. Чтобы в любом уголке земли люди могли познакомиться с наиболее знаменитыми произведениями искусства, делаются репродукции: подлинники фотографируют, затем в типографиях печатают книги и альбомы. Благодаря репродукциям мы можем познакомиться с изобразительным искусством не только нашей Родины, но и других стран и народов.
Но стать хорошим художником очень непросто, хотя рисовать любят все дети. Нужно долго и упорно тренироваться и учиться. Настоящий художник обладает хорошей памятью и различает самые тонкие оттенки света.
ЖИВОПИСЦЫ – картины пишут.
ГРАФИКИ – иллюстрации рисуют.
СКУЛЬПТОРЫ – вырезают, высекают, лепят.
Живопись Графика Скульптура
Передвижники
В Петербурге на Университетской набережной находится одно из красивейших зданий, построенных в XVIII в., – Академия художеств. Более 100 лет назад, как и ныне, здесь учились молодые художники, каждый из них горел желанием творить на своих полотнах реальную жизнь.
Однако преподавание в Академии даже в середине XIX столетия ещё велось в рамках жесткой классической традиции: надо было ориентироваться только на античную культуру как на идеальный образец, копировать позы и жесты античных статуй либо использовать религиозные сюжеты. А время уже диктовало новые формы, новые темы, новое содержание. Прежние сюжеты уже не удовлетворяли молодых художников. Они просили профессуру Академии признать право на существование жанровой живописи – картин, на которых изображались бы народная история, народный быт, а так же природа России.
Каждый из художников, а их было 14, хотел взять свободную тему для конкурсной картины. На такую дерзость еще никто из выпускников не решался. А ту сразу столько, да притом самых одарённых живописцев! Просьбу их отклонили. И тогда они все покинули Академию.
Бросая смелый вызов совету Академии, молодые художники теряли не только возможность получить золотую медаль, но и все блага, с ней связанные. Они лишались бесплатных мастерских, участия в академических выставках и другой поддержки Академии. Чтобы иметь какие-либо средства к существованию и не оставлять живопись, художники стали работать сообща. Возглавил артель художник-бунтарей самый старший из них И.Н. Крамской.
Теперь они создавали жанровые сцены из народной жизни, но основное время занимала работа над заказами. Через 7 лет, в 1870 г., артель распалась, и образовалось Товарищество передвижных художественных выставок. Сбыту картин уже не придавали решающего значения – передвижные выставки путешествовали по городам России, становясь событием в культурной жизни страны. Живопись передвижников рассказывала о жизни народа, поднимала голос в защиту обездоленных. Смотреть картины всегда стекалось много народа, ведь выставлялись полотна И.Н. Крамского, В.И. Сурикова, Н.Н. Ге, В.М. Васнецова, В.А. Серова, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В.Е. Маковского, В.Г. Перова, С.А. Коровина, А.К. Саврасова.
Орудия труда
Кисточка Карандаш Палитра Краски
Пейзаж
Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Дождь и ветер еще бушуют вдали. Синие тучи полны влаги, и тяжелые мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой неба, выглянуло солнце, воздух приобрел чистоту и прозрачность, а по земле, по мокрому лугу, заскользили тени от расходящихся туч. Покой наступает в природе, ещё взбудораженной грозой.
Всё это мы видим на картине «Мокрый луг» известного пейзажиста второй половины XIX века Ф.А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником, прост и прекрасен. Впечатляет не его внешняя яркость, а правдивость, близость к действительности. Это природа горячо и нежно любимой родины. Показать природу во всей ее красоте, выразив при этом большой сложный мир человеческих чувств и переживаний, – это и есть главная задача художника-пейзажиста.
Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или исторических сцен. Лишь в XVI – XVII вв. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников.
Прекрасные пейзажи были созданы в XIX веке. Содержательны и поэтичны картины природы замечательных художников-передвижников: А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи.
Видное место занимает пейзаж и в творчестве известных живописцев И.Э. Грабаря, М.С. Сарьяна, А.А. Дейнеки.
Создавая картины родной природы, художники помогают почувствовать ее красоту и поэзию и ещё больше полюбить прекрасные ландшафты.
Портрет
Портрет – это изображение в живописи, рисунке, гравюре, скульптуре человека или группы людей. В портрете художник не только передает внешнее сходство, но и старается раскрыть характер человека, рассказать о его жизни, занятиях. Когда художник рисует себя, это называется автопортретом.
Первые портреты были созданы еще древними египтянами и греками задолго до новой эры. Правда, изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В эпоху Возрождения человек всё более интересовал художников. Прекрасные портреты выходили из-под кисти Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.
В XV – XVI вв. наступил расцвет искусства портрета. В ту пору художники с удивительным мастерством изображали на холсте, рисовали на бумаге, высекали из камня и мрамора, отливали из бронзы портреты своих современников. В музеях мира выставлены портреты работы замечательных художников XV – XVI вв. – итальянцев Боттичелли и Тициана, немецкого художника XVI в. Дюрера, фламандских художников XVII в. Рубенса и Ван Дейка.
Великолепные портреты принадлежат кисти выдающихся русских художников И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.А. Серова и многих других.
Целую галерею портретов наших современников и исторических деятелей создали известные художники М.В. Нестеров, А.И. Герасимов, В.И. Мухина, П.Д. Корин и другие.
Художники разных эпох писали и автопортреты. Автопортрет донёс до нас черты великих мастеров далекого прошлого – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта
Фаюмские портреты
В конце XIX – начале XX века во время раскопок в Фаюмском оазисе (Египет) археологи нашли множество тонких дощечек из кипарисового дерева с портретами самых разных людей: бородатых мужчин и пожилых женщин, красивых юношей и мечтательных девушек.
Ученым удалось установить, что созданы они, были в начале нашей эры в технике энкаустики – восковыми красками. Сначала художник варил в морской воде пчелиный воск, потом добавлял в него смолу и смешивал с растёртыми в порошок земляными красками. Затем кистью или металлическим стержнем расплавленные краски наносились на дерево.
Широкими свободными мазками художник передавал ровный фон, причёску, складки одежды, а черты лица изображал маленькими мазочками.
Скорее всего, эти портреты были написаны с натуры. При жизни изображенных на них людей они висели в богатых домах, а затем попадали в усыпальницы. На портретах можно узнать египтян, греков, римлян, людей из стран Ближнего Востока…
Сейчас эти знаменитые произведения древних художников – фаюмские портреты – можно увидеть в одном из залов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
Натюрморт, пейзаж, портрет, карикатура – что это?
Есть французское слово «жанр». Оно означает «род», «вид». Это слово часто употребляется в разговорах об изобразительном искусстве. Все разнообразие произведений изобразительного искусства можно разделить на несколько больших групп.
Если художник – живописец, график или скульптор – изображает человека (или группу людей), существующих или существовавших в действительности, значит, он создает портрет (от французского «изображать»).Если объектом внимания художника является дикая или преображенная человеком природа – перед нами пейзаж (по-французски – «страна», «местность»).
Натюрморт (в переводе с французского – «мертвая природа») – жанр, который посвящен изображению окружающих человека вещей, а голландцы, немцы, англичане называют этот жанр «тихая жизнь», «неподвижная жизнь».
Если художник изображает сцены повседневной жизни людей, их быт, то такие произведения мы относим к бытовому жанру.
Животное по-латыне «анимал», поэтому произведения, главным мотивом которых является изображение животных, составляют анималистический жанр.
Исторический жанр – он включает в себя изображение исторических событий. Морские пейзажи – марины (то латинского слова «маринус» – морской).
Художники рисуют не только картины, которые хранятся в музеях, но и картинки в книги (такие рисунки называются иллюстрациями), плакаты, поздравительные открытки, календари, смешные рисунки в газетах и журналах (они называются карикатурами) и многое-многое другое. Нарисовав картину, художник внизу в уголке ставит свою фамилию, чтобы все видели, кто автор. Картины художников хранятся в музеях, где поддерживается специальная температура, чтобы они не испортились.
Художника называют по тому жанру, который является основным в его творчестве: пейзажист, анималист, портретист, баталист, моренист и т д.
Книжная иллюстрация
Цепями с модой скованный,
Изменчив человек.
Настал иллюстрированный
В литературе век.
Н.А. Некрасов
По мнению великого русского поэта Н.А. Некрасова, «иллюстрированный век» настал в русской литературе в середине XIX века. А как же раньше? Разве в книгах не было иллюстраций – рисунков, сопровождающих текст? Разумеется, были. Просто в середине XIX появились новые способы воспроизведения изображений, которые значительно расширили возможности художников.
Иллюстрации впервые появились еще в рукописных книгах – это были миниатюры (от латинского названия красной краски, которой расцвечивали заглавные буквы в книгах).
Когда книги стали печатать, иллюстрации выполняли способом ксилографии гравюры на дереве): особыми резцами наносили изображение на деревянную пластинку, а затем делали его оттиск на книжной странице. Сейчас мы можем видеть в книгах иллюстрации, выполненные самыми разными способами. Сделать репродукцию (воспроизведение в книге) можно практически с любого изображения – от простого чертежа до живописного полотна.
Очень часто литературных героев мы видим такими, какими их представил художник-иллюстратор.
Чиполлино Петушок-золотой гребешок Незнайка Поросёнок Ниф-НифМихайло-ПотапычИменно от работы художника часто зависит, будем мы читать книгу, не отрываясь, или не захотим даже перелистывать страницы.
Как делают краски?
В древности художники сами делали для себя краски. Основа любой краски – пигмент (краситель). Черный пигмент получали из древесного угля, красный и желтый – из глины, белый – из мела, зелёный – из малахита. Пигмент был очень похож на цветную «муку». Чтобы из пигмента изготовить хорошую краску, исходное вещество – мел, уголь, глину – нужно тщательно растереть: чем мельче будет «мука», тем лучше краски.
В цветную «муку» – пигмент – художники добавляли мёд, яйцо, растительное масло и получали краску. Все эти продукты, называют «связующими веществами». Именно от них зависит, какая получится краска.
Добавили в пигмент слабый растительный клей, текучий мед, глицерин – и получилась акварель – нежная, прозрачная краска. Краску эту разводят водой – отсюда и название, ведь «аква» – по-латыни «вода».
О чем рассказал коллекционный карандаш?
Житель болгарского города Габрово Васил Дянов коллекционирует карандаши. У него собрано более 28 000 карандашей из 40 стран мира.
Один из самых старых карандашей в его коллекции выпущен во Франции в 1878 году, карандаш марки «Клеопатра». Есть болгарские карандаши первых выпусков 1900 годов. Есть знаменитый рекламный карандаш чешской фабрики «Крохинор» – карандаш длиною в 1 метр. Такой карандаш пришлось на токарном станке.
Карандаш – слово тюркского происхождения, «кара» – черный и «таш» – камень «черный камень». Это название дал черный стержень карандаша, который делали из графита.
Вопросы и ответы
Кто рисует картины песком?
Индейцы племени навахо в США выкладывают на земле изумительные картины из разноцветного песка. Они предназначаются для торжественных обрядов и праздников…
С чего началась русская живопись?
Русская живопись началась с иконы. Слова «икона», «иконостас» мы воспринимаем как истинно русские. Но на самом же деле они пришли к нам из греческого языка более тысячи лет назад – вместе с христианской религией.
«Икона» значит «образ», «изображение». Иногда иконы и называют образами. Но этот образ – необычный: это видимое изображение невидимого мира. Художники – иконописцы – особые люди. Большинство из них были монахами (посветили всю жизнь служению Богу). По обычаю, прежде всего иконописец должен был очистить тело и мысли – только тогда он имел право приступить к изображению ликов святых.
К иконам люди всегда относились очень бережно. В русских домах их никогда не вешали на гвозди – только ставили на специальную полочку в «красном» (переднем) углу комнаты. Часто иконы помещали в оклады – на живопись накладывали как бы повторение изображений, выполненное из серебра – открытыми оставались лик (лицо) и руки.
Самый известный иконописец, кто он?
Как правило, иконописец не оставлял на иконе своего имени, поэтому мы знаем очень мало имен. Одним из самых известных является Андрей Рублев, творивший в конце XIV – начале XV века. Его знаменитая «Троица» хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. И сегодня есть художники, которые рисуют иконы.
С чего началось русское портретное искусство?
Русское портретное искусство начиналось с парсуны (искаженное латинское слово «персона» – «личность»). Первые парсуны еще очень походили на иконы, но уже имели значительное сходство с изображаемым лицом (а сходство для портрета очень важно).
Постепенно росло мастерство художников-партретистов, и на свет появились такие шедевры, как портрет А.П. Струйской, написанный Ф.С. Рокотовым, и знаменитые мраморные работы Ф.И. Шубина и т.д.
Когда начали писать пейзаж?
Пейзаж – очень древний изобразительный жанр. Известны пейзажи, созданные древними художниками на острове Крит в XV – XIV веках до нашей эры – им больше трех тысяч лет. В средневековом Китае художники писали на шелке картины, которые называли «шань-шуй» («горы-воды», то есть пейзаж).
В России пейзаж как самостоятельный жанр появился в XVIII веке, и по сей день интерес художников к нему не уменьшается. Известные художники и их картины: А.К. Саврасов «Грачи прилетели», А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», И.Э. Грабель «Февральская лазурь» и т. д.
Какие бывают карандаши?
У каждого карандаша своя функция: карандаши цветные и графитные, копировальные, маркировочные, карандаши для школьников, канцелярские, чертежные. Столярные, рисовальные, гримерные, косметические, карандаш для ретуши и маркировки…
Где впервые появился деревянный карандаш?
В 1790 году во Франции появился первый деревянный карандаш, который уже весьма похож на современный. Его стержень состоял из смеси графита и глины. В XIX веке большинство русских художников рисовали уже отечественными карандашами. В Москве было уже две фабрики, выпускавшие карандаши, фабрика Карназа и Никитина.
Как создавалась Третьяковская галерея?
Купец Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)– достаточно рано определил главную цель в своей жизни – создать картинную галерею не для себя, а для всей России. В 1892 году П.М. Третьяков пишет в Московскую городскую Думу «Заявление», в котором говорится о том, что «… желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями». Третьяков поставил условия дарения: он пожизненно остается попечителем галереи и продолжает ее пополнять, а также все желающие могут бесплатно посещать галерею.
Галерея разместилась в Лаврушинском переулке, в небольшом двухэтажном доме Третьяковых, к дому были сделаны пристройки, чтобы хранить разросшуюся коллекцию. Так появилось первое специальное здание в Москве для хранения картин.
15 августа 1893 года музей был официально открыт с наименованием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Что изначально хранилось в Третьяковской галерее?
В собрании Третьякова, которое он передал в Москве, насчитывалось 1287 произведений живописи, 518 графики, 75 картин европейских художников. Все молодые художники мечтали, чтобы их картина висела в Третьяковской галерее.
Какие произведения русской живописи были собраны в галерее?
Действительно в Третьяковской галерее собраны лучшие произведения русской живописи: «Грачи прилетели» Саврасова, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Рожь» и «Еловый лес» Шишкина, «Княжна Тараканова» Флавицкого, «Березовая роща» и «После грозы» Куинджи, а также картины Левитана, Нестерова, Поленова, Верещагина, Брюллова, Венецианова, Боровиковского и многих, многих других знаменитых художников. Отрывки из литературных произведений о художниках
Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнообразное собрание диковинок: картины большей частью были написаны масляными красками, покрыты темно-зелёным лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индийского петуха в манжетах, нежели на человека, – вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хорзева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами….
«Портрет» Н.В. Гоголь
Песня
Автор текста (слов): Арканов А.
Композитор (музыка): Певзнер К.
1.
Вот уже подряд два дня я сижу рисую
Красок много у меня - выбирай любую.
Я раскрашу целый свет в самый свой любимый цвет!
Припев:
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд,
Оранжевые мамы
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют.
2.
Вдруг явился к нам домой очень взрослый дядя.
Покачал он головой, на рисунок глядя,
И сказал мне: - Ерунда! Не бывает никогда:
Припев:
3.
Только солнце в этот миг ярко заблестело
И раскрасило весь мир так, как я хотела.
Дядя посмотрел вокруг и тогда увидел вдруг
Припев.
4.
Эту песенку с собой я ношу повсюду.
Стану взрослой, всё равно петь её я буду.
Даже если ты большой, видеть очень хорошо:
Припев.
Стихи
Пейзаж
Т. ГотьеНигде ни единой птицы,
Нигде не качнётся лист,
И только дрожат зарницы
И запад багров и мглист;
Направо – земля сырая,
Размокших полей штрихи,
Над серым пятном сарая
Кривой силуэт ольхи; Налево светится глухо
Водой затопленный ров,
По сизой глине старуха
Бредёт с вязанкою дров,
А дальше только дорога,
Петляя, словно тесьма,
Уходит в сумерки лога
За синий контур холма.
Что ты видишь на картине?
Г. Гладков
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется … ПЕЙЗАЖ!
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это … НАТЮРМОРТ
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или Колька – твой сосед –
Обязательно картина
Называется: ПОРТРЕТ.
Портрет
Н. Заболоцкий
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносит на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Рисуй, художник солнечный!
Ю. Кушак
Рисуй, художник маленький,
Бумаги не жалей,
Рисуй в лесу проталинки,
Котёнка на завалинке
И в небе журавлей,
Братишку-первоклассника
И бабушкин портрет,
Салют большого праздника,
Похожий на букет.Рисуй, художник искренний,
Земную красоту!
На пастбище, на пристани,
На городском мосту,
В горах, в глуши просёлочной,
Где небо да жнивьё, –
Рисуй, художник солнечный,
Отечество своё!
Загадки
Вчера просил меня сосед
Нарисовать ему … (портрет)
Нам известно без подсказки,
Где ожить сумеют краски,
Где бегут они, летят,
Где листвою шелестят.
(Картина)
Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке,
По белу полю пройдёт–
Каждый след его поймёт.
(Карандаш)
Жмутся в узеньком домишкеРазноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, – красота!
(Карандаши цветные) Если видишь на картине
Лес, овраг, песчаный пляж –
Должен знать, что на картине
Нарисованный … (пейзаж)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Краски)
Стройная сестричка,
Длинная косичка.
По бумаге прыг да скок,
А за ней цветной следок.
(Кисточка)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
Скороговорка
Даёт КатеринкеКартинки Каринка,
Картинки в корзинку
Кладёт Катеринка.
Вопросы для самопроверки
Чем занимается скульптор?
Что такое пейзаж, натюрморт, портрет?
Самый известный иконописец, кто он?
4. Как создавалась Третьяковская галерея?
5. Из чего и как делают краски?
ЛИТЕРАТУРА
Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.
Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.
Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 2 (4).
Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).
Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.
Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М. : Педагогика, 1987.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З – О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 503.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П – Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника
Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.