«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Фотограф»


Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область
ФОТОГРАФ
12 июля – День фотографа

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, – грозится ёж, –
Если снимка не пришлешь!»
В. Берестов
Словарь:
Фотограф – специалист по фотографии. Фотографы делятся на портретистов, анималистов, любителей.
Фотоаппарат – фотографический аппарат, предназначается для получения снимков – фотографий.
Фотография - (от фото... и ...графия) – теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах (галогеносеребряных и бессеребряных); различают фотографию черно-белую и цветную, художественную и научно-техническую (аэрофотографию, микрофотографию, рентгеновскую, инфракрасную и др.). Основоположники фотографии – изобретатели Л. Ж. М. Дагер (1839) и Ж. Н. Ньепс (Франция), У. Г. Ф. Толбот (1840-41, Великобритания). Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868-69, Франция).
Развитие фотоискусства
«Смотри, сейчас отсюда вылетит птичка!» – так нам говорили в детстве, когда фотографировали. И вот на детской фотографии мы видим себя с распахнутыми от удивления глазами, в ожидании птицы, живущей в темном, скучном гнезде фотоаппарата. А может там живут очень умелые человечки, быстро и точно умеющие изобразить вас? Сколько лет это любопытство не давало вам покоя. Как хотелось иметь свой фотоаппарат.
Как все началось? В январе 1839 года Парижская академия наук заслушала сообщение об открытии художника Луи Жака Манде Дагера. Он предложил способ проявления и закрепления изображения на плоской пластинке, покрытой иодидом серебра. Этот день можно считать днем рождения фотографии. Но как художник получил само изображение? Подобный аппарат был. Назывался он «камера-обскура» – «темная камера» в переводе с латыни. Это изобретение очень древнее. В V веке до нашей эры о нем рассказывал в своей работе один китайский философ. В Европе тайну камеры-обскуры разгадали в XIII веке. Английский ученый Роджер Бэкон посвятил ей целый труд, описав устройство и действие камеры.
В одной из стенок светонепроницаемой коробки делали небольшое отверстие. Установив коробку отверстием к какому-либо предмету, можно было наблюдать на противоположной стенке его изображение. Это происходило благодаря проникающему через отверстие свету. Изображение было уменьшенным и перевернутым, но его можно было делать и большим, варьируя расстояние между стенками камеры. Если увеличивалось расстояние, изображение делалось крупнее, и наоборот. Картинка получалась четче, ярче и детальней, если отверстие было меньше. С увеличением отверстия яркости возрастала, но изображение делалось расплывчатым.
Изображение появляется на пленке. Если бы не было фотоплёнки, изображение исчезло бы в тот момент, когда закрывается глазок объектива. Так и происходило в камере-обскуре. А фотопленка не дает ему исчезнуть. Пленка покрыта фотоэмульсией, содержащей бромистое серебро. Это соединение неустойчивое и под действием света разлагается и выделяет свободное серебро.
Но как невидимое изображение сделать видимым и чётким? За портрет-невидимку возьмутся два братца – Проявитель и Закрепитель. Те места, куда свет во время съемки не попал, становятся прозрачными; а то, что при съемке было светлым, на пленке останется черным. Короче говоря, получится негатив.
Осталось превратить негатив в нормальный фотоснимок, где черное снова станет черным, а белое – белым. Для этого пропускают свет через негатив на фотобумагу, покрытую эмульсией, то есть проводят обратный процесс. Теперь фотоснимку осталось лишь высохнуть, а он полностью готов.
С 1839 года началось серийное изготовление первых фотоаппаратов – деревянных камер с громоздкими кассетами для съёмки. Самый ранний рассчитанный по законам оптики фотографический объект появился в 1840 году. В 1842 году был сконструирован металлический фотоаппарат небольшого размера. Спустя два года русский фотограф С.Л. Левицкий снабдил аппарат мехом, что значительно уменьшило его габариты.
В течение первых 40 лет существования фотографии все негативные материалы изготовлялись на жесткой подложке, как правило, на стеклянных пластинках. А в 1877 году русский изобретатель Л.В. Варнерке сконструировал фотоаппарат, предназначенный для фотографирования на гибком материале в виде ленты, наматываемой на катушку. В 1887 году Г. Гудвиным была изобретена гибкая целлулоидная лента, которая использовалась в большей части катушечных плёнок. Ее производство было начато в США.
Несмотря на обилие моделей, принципиальное устройство фотоаппарата за более чем столетнюю историю его существования изменилось мало. Самая важная часть аппарата – объектив. Это он отвечает за качество снимка. С помощью сложной системы линз объектив передаёт изображение в уменьшенном виде внутрь фотокамеры. Именно от объектива зависит, получится ли изображение четким или оно окажется расплывчатым, нерезким.

фотоаппарат пленка фотография
Фотоаппараты
Современный фотограф
Профессия эта довольно молодая – ведь она появилась не более 150 лет назад – и очень интересная. В отличие от обычного человека, фотограф внимательно смотрит на мир и снимает самые любопытные моменты. Благодаря фотокарточкам мы знаем, как выглядели знаменитые писатели и учёные, какими были города, в которых мы сегодня живём, мы с удовольствием рассматриваем детские фотографии наших родителей – оказывается, они тоже были маленькими.
Разумеется, за многие годы профессия фотографа сильно изменилась. Раньше ему приходилось дни на пролёт проводить в тёмной комнате с тусклым красным светом, где в ванночках со специальными растворами лежала бумага, на которой загадочно, как по волшебству, появлялось фотоизображение. Современному фотографу не нужна тёмная комната – её заменил обычный письменный стол и компьютер. Но одно осталось неизменным – умение видеть в жизни самые интересные моменты и вовремя заснять их.
Чтобы научиться этой профессии, надо с детства внимательно рассматривать фотографии, ходить на специальные выставки и стараться понять, почему какой-нибудь знаменитый фотограф снял именно этот, а не какой-нибудь другой момент. Уметь замечать красоту природы и наблюдать за жизнью домашних питомцев.
Фотографии могут быть цветными или чёрно-белыми, маленькими, как на документах, или огромными – во всю стену дома. Обычно фотографы сами выбирают, что им снимать: кому-то интересны красивые маленькие улочки, которые вот-вот исчезнут, а на месте деревянных домов вырастут кирпичные многоэтажки, другие любят подглядывать сцены из жизни знаменитостей (таких фотографов зовут «папарацци»), третьи работают в фотоателье и делают снимки для документов, а четвёртым интересны только домашние кошки.
И если ты научишься в одном снимке рассказывать незнакомым людям интересную историю, наверняка станешь известным фотографом.
Вопрос-ответ
Какой самый маленький фотоаппарат?
Можете ли вы представить себе фотоаппарат, который в 80 раз меньше макового зернышка? Наверное нет. А вот мастер из Жмеринки Михаил Маслюк не только представил себе такой микроаппарат, но и смог изготовить его. Фотография, которую Маслюк сделал им, демонстрировалась на выставке в Политехническом музее в Москве. Посетителям без микроскопа такую фотографию не разглядеть.
А самая большая фотокамера?
Самая большая фотокамера изготовлена фирмой «Роллс-Ройс». Рост ее – 14 метров, а вес – 27 тонн!
Связан ли кинематограф с фотографией?
Из фотографии вырос кинематограф, превратившейся к концу XX века в огромную «фабрику грез», в новое искусство. Лишь к началу второй мировой войны стало на ноги телевидение, доносящее до нас теперь любую информацию со всех концов Земли. А в середине 50-х годов XX века появился видеомагнитофон.
Фотограф
К фотографу завтра
Мы с мамой пойдём,
Потом фотографии
Вклеим в альбом.
«Головочку прямо,
Теперь улыбнись…
Спокойно, снимаю,
Не шевелись!»
Как фокусник, сделал
Картинки цветные.
На снимках мы с мамой
Совсем как живые. Теперь навсегда
Сохранится портрет,
Каким я был в шесть
С половиною лет.
Фотограф приветлив
И чёток в работе.
Идут к нему дети,
И дяди, и тёти.
Работа фотографа
Очень нужна.
Истории жизни
На снимках видна.
Загадки
Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И проявится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат) Куда ни взглянет этот глаз,
Всё на картинке передаст.
(Фотоаппарат)
Вопросы для самопроверки
Связан ли кинематограф с фотографией?
Чем занимается фотограф?
Чем отличается профессиональный фотограф от любителя?
ЛИТЕРАТУРА
Алёнкина,  О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.
Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.
Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции  / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика.  – 2004. – № 2 (4).
Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).
Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.
Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М. : Педагогика, 1987.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З – О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 503.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П – Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника
Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.