Тест по экономике на тему Деньги(составленный из заданий ОБЗ) для 9 класса

ОБЗ по обществознанию. Тема «Деньги». Вариант 1.
Часть I. 1. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги – это всеобщий эквивалент стоимости товаров и услуг.
Б. Деньги являются средством осуществления расчётов при обмене благами.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
2. Иван Петрович получил зарплату и отложил некоторую сумму на летний отдых. Какую функцию денег иллюстрирует этот пример?
1)мировые деньги 2)мера стоимости товара
3)средство накопления 4)средство обращения
3. Цена коробки конфет 150 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1)мера стоимости 2)средство учёта
3)средство обращения 4)мировые деньги
4. Виолетта приобрела в магазине новое платье за 6000 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1)средство учёта 2)средство обмена
3)средство накопления 4)мировые деньги
5. Что из перечисленного ниже относится к видам денег?
1)загородная недвижимость 2)товарные чеки
3)драгоценности 4)банкноты
6. Верны ли следующие суждения о формах денег?
А.
В развитых странах происходит замена бумажных денег на электронные.

Б.
В современной России электронные деньги не столь популярны, как в Европе и США.

1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
Часть II. Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

· Натуральный обмен (бартер) вызывает процесс, при котором наиболее желанные товары становятся заменителями денег – денежными товарами. Видимо, именно такое выделение товаров – «королей бартерного соизмерения» – и привело людей к гениальному открытию. Его суть внешне проста: рыночная ценность абсолютно всех товаров может быть соизмерена через один и тот же денежный товар, или, проще говоря, деньги.
Эта, казалось бы, столь очевидная мысль дала не менее мощный импульс всему экономическому прогрессу человечества, чем изобретение колеса или паровой машины. Её практическая реализация позволила перейти от сложного и медленного натурального обмена к наиболее удобной и быстрой форме обмена – торговле и открыла дорогу для дальнейшего развития разделения труда и роста производительности.
Но если люди утрачивают доверие к деньгам, то натуральный обмен немедленно возрождается, а затем появляются новые денежные товары. Переход от денежной торговли к натуральному обмену затрудняет торговлю и усугубляет экономические трудности государства. Поэтому понятно то внимание, которое правительства всех стран мира уделяют поддержанию порядка в денежном хозяйстве. Если в этом хозяйстве дела обстоят нормально, то можно не только улучшить условия для торговли. Появляется возможность организовать учёт доходов и расходов граждан и фирм в единой системе единиц измерения. Значит, облегчается и организация производственно-коммерческой деятельности, равно как и улучшается деятельность государственных органов.
(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие возможности появляются у государства в условиях нормального состояния денежного хозяйства? (Назовите четыре возможности).
3. Какие две формы обмена названы в тексте? Объясните различие между ними и проиллюстрируйте примером это различие.
4. Объясните, почему правительство должно следить за денежным обращением в стране и при необходимости регулировать его. Используя текст и знания курса, приведите два объяснения.
5. Какие виды денег используются в современном обществе? Укажите любые два вида и поясните преимущества каждого из них. С чем связано изменение видов денег?
6. Используя обществоведческие знания, объясните смысл терминов «разделение труда», «производительность труда». Объясните, как связаны: а) разделение труда и производительность труда; б) разделение труда и денежный обмен.


***. Социологической службой страны Z был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Как вы храните свои сбережения?»
Результаты опроса представлены в виде диаграммы (в % от числа отвечавших).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Менее половины опрошенных граждан хранят свои деньги на банковских счетах.
2)Вложения в недвижимость более популярны, чем открытие банковских счетов.
3)Опрошенные в большей степени склонны давать деньги в долг друзьям, чем приобретать драгоценности.
4)Хранить деньги дома – наиболее популярный способ хранения сбережений.
5)Открытие банковского счёта более популярно, чем покупка ценных бумаг.
Б. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?  Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения.
2)Спрос на недвижимость в стране Z значительно превышает спрос на ценные бумаги.
3)Проценты по банковским вкладам – один из главных источников доходов семей страны Z.
4)В стране Z наблюдается настороженное отношение к финансовым институтам.
5)В стране Z в недостаточной мере развиты рынки недвижимости и ценных бумаг.


ОБЗ по обществознанию. Тема «Деньги». Вариант 2.
Часть I. 1. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А.
Деньги играют роль всеобщего эквивалента стоимости всех остальных благ.

Б.
Деньги могут обмениваться на любой другой товар, облегчая связь между производителями товара.

1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
2. Анна Сергеевна получила зарплату и отложила некоторую часть на покупку мобильного телефона. Какую функцию денег иллюстрирует этот пример?
1)мера стоимости 2)средство накопления
3)средство обращения 4)средство учёта
3. Цена килограмма мандаринов 80 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует  этот пример?
1)мера стоимости 2)средство накопления
3)средство обращения 4)мировые деньги
4. Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам; страны, получившие кредиты ранее, выплатили организации по ним проценты. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1)мера стоимости 2)средство обращения
3)средство накопления 4)мировые деньги
5. Верны ли следующие суждения о видах денег?
А. Пластиковые карты – одна из разновидностей наличных денег.
Б. Бумажные деньги имеют ряд преимуществ в обращении по сравнению с другими видами денег.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
6. Какой из примеров иллюстрирует отношения обмена в обществе?
1)лечение в санатории 2)отдых на популярном курорте
3)покупка билета на поезд 4)изготовление лекарственных препаратов
Часть II. Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

· В древности люди обменивались различными предметами, не имея денег. Но ценность вещей и продуктов разная. Чтобы упростить обмен, искали наиболее подходящий для этого предмет. Перепробовали многое: скот, продукты, меха, ткани. Но это были неудобные деньги. Овец и быков надо где-то держать и кормить. Продукты от хранения портятся
Деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и переходе из рук в руки. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части и их легко можно было носить с собой И чтобы при самом мелком делении общая ценность денег не уменьшалась
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди  подешевле, из серебра  подороже, а из золота  самые дорогие. Но металлические деньги тяжёлые и занимают немало места. Богатым купцам, торговавшим с далекими странами, было опасно и неудобно возить собой такой груз. Поэтому люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Деньги, представляя собой ценности, могут служить средством сбережения, накопления. Однако сохранить ценности в виде денег бывает непросто. Хранение их в виде наличности лишает человека возможности получать проценты по вкладам. Надёжнее оказалось хранить деньги в банках. При этом важно, чтобы банк был способен в любое время рассчитаться со своими клиентами. Сегодня многие экономисты и простые граждане во всем мире считают, что наиболее удобны безналичные расчёты с использованием электронной техники, т.е. так называемые электронные деньги. (По материалам энциклопедии для школьников)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие четыре основные требования, которым должны соответствовать деньги, названы в тексте?
3. Используя содержание текста, укажите основное преимущество и недостаток металлических денег по сравнению с иными их видами.
4. Используя знания обществоведческого курса и содержание текста, определите, какие функции денег рассмотрены в тексте. Назовите любые две функции и приведите соответствующие им фрагменты текста.
5. В тексте указывается, что сегодня многие считают наиболее удобными безналичные расчёты с использованием так называемых электронных денег. Согласны ли Вы с такой оценкой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
6. Французский философ М.Монтень сказал: «Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их». В каком фрагменте текста выражена похожая мысль? Приведите пример, иллюстрирующий мысль философа.
***. Социологической службой страны Z был проведён опрос граждан. Был задан вопрос: «Как Вы храните свои сбережения?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?  Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В стране Z более чем у половины граждан наблюдается  настороженное отношение к финансовым институтам.
2)В стране Z недвижимость и ценные бумаги не пользуются спросом у большинства населения.
3)Спрос на недвижимость в стране Z значительно превышает спрос на ценные бумаги.
4)За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения.
5)Проценты по банковским вкладам – один из главных источников доходов семей страны Z.
Б. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Более половины опрошенных граждан хранят свои деньги на банковских счетах.
2)Вложения в недвижимость менее популярны, чем открытие банковских счетов.
3)Опрошенные в большей степени склонны давать деньги в долг друзьям, чем приобретать драгоценности.
4)Хранить деньги дома – наиболее популярный способ хранения сбережений.
5)Открытие банковского счета менее популярно, чем покупка ценных бумаг.
ОБЗ по обществознанию. Тема «Деньги». Вариант 3.
Часть I. 1. Инна купив в магазине коробку конфет, пакет молока и пачку чая, потратила 400 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует этот пример?
1)мировые деньги 2)средство обращения
3)средство накопления 4)мера стоимости товара
2. Цена букета роз 500 рублей. Какая функция денег отражена в данном примере?
1)средство обращения 2)мера стоимости товара
3)средство накопления 4)мировые деньги
3. Анна планировала отправиться в путешествие в Южную Африку. Целый год она откладывала определённую часть зарплаты для последующего приобретения туристической путёвки. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1)мировые деньги 2)средство обращения
3)мера стоимости 4)средство накопления
4. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги – это всеобщий эквивалент стоимости товаров и услуг.
Б. Деньги являются средством осуществления расчётов при обмене благами.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги выполняют функцию делимости и однородности.
Б. Деньги используются во внешнеторговых и в международных финансовых операциях.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
6. Какое суждение характеризует функцию денег как средства обращения?
1)Деньги – посредник в обмене товаров.
2)Деньги – средство межгосударственных расчётов.
3)Деньги – измеритель ценности товаров и услуг.
4)Деньги – средство сохранения ценностей.









Часть II. Прочитайте текст и выполните задания 1-6.

· Современному человеку сложно представить жизнь в отсутствии денег. Приходя в магазин, мы открываем кошелёк и достаем ту сумму денег, которая написана на ценнике интересующего нас товара. При этом мы не задумываемся, что именно благодаря тому, кто когда-то много веков назад первым придумал использовать деньги при товарообмене, мы можем так легко сравнивать стоимость различных товаров, осуществлять покупку необходимого продукта, делать накопления на будущее.
Экономическая система любого современного государства не может обходиться без денег, поскольку они выполняют целый ряд экономических функций.
Деньги позволяют сопоставить между собой различные товары. Мы часто говорим: «Эта вещь стоит дорого, а эта – дёшево». Буханка хлеба стоит дешевле, чем килограмм мяса, а автомобиль дороже велосипеда. Как легко мы это определяем! Что позволяет нам провести это сравнение с такой лёгкостью? Мы сравниваем денежные выражения стоимостей этих вещей. И это сравнение мы можем произвести только потому, что знаем их стоимость в одинаковых денежных единицах. Таким образом, деньги на рынке выступают в качестве общего знаменателя, к которому приводится стоимость различных товаров.
Деньги играют роль посредника при обмене товаров. Производитель, для того, чтобы произвести товар, на имеющиеся у него деньги приобретает оборудование, материалы, нанимает работников, то есть превращает деньги в необходимые ему производственные ресурсы. С помощью этих ресурсов он производит товар и реализует его, превращая опять в деньги. Такое движение денег называется денежным обращением. В экономике каждого государства осуществляется внутреннее обращение денег в процессе купли-продажи, работы налоговой системы, социальной системы и т. д.
Кто из нас не пытался копить деньги? В качестве средства накопления выступают деньги, изъятые из обращения, полученные, но не потраченные. Накоплением занимаются не только частные лица, но и государство.
Деньги позволяют осуществлять экономическую взаимосвязь между различными государствами. В роли мировых денег может выступать золото или конвертируемая валюта – денежные единицы стран с относительно стабильной экономикой, которые могут быть обменены на валюты других стран. К обратимым валютам относятся, например, доллар США, британский фунт, евро, иена.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие четыре функции денег рассмотрены в тексте?
3. Что такое денежное обращение? Какие примеры процессов, в ходе которых обращаются деньги, приведены в тексте?
4. С какой целью могут накапливать деньги а) семья, б) государство? В каждом случае назовите одну любую форму накопления денег.
5. Потребители используют в расчётах за товары, услуги как наличные, так и безналичные деньги. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одно любое преимущество и один любой недостаток безналичных денег.
6. Проиллюстрируйте тремя примерами, как деньги позволяют осуществить экономическую взаимосвязь между государствами.






Ответы к 1 вар.
1-3; 2-3; 3-1; 4-2; 5-4; 6-3
1. План.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Балл


Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) Переход от натурального обмена (бартера) к обмену с помощью денег.
2) Значение формы обмена - торговли - для экономического прогресса.
3) Важность поддержания правительством страны порядка в денежном хозяйстве.
Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным
2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию
1

Ответ неверный или отсутствует
0

Максимальный балл
2

2. Возможности государства:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Балл


Могут быть указаны следующие позиции, отражающие возможности
1) улучшаются условия для торговли
2) возможно организовать учёт доходов и расходов граждан и фирм в единой системе измерения
3) облегчается организация производственно-коммерческой деятельности
4) улучшается деятельность государственных органов.


Указаны четыре позиции
2

Указаны две-три позиции
1

Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный
0

Максимальный балл
2

3. Две формы обмена:
- натуральный обмен (бартер)
- торговля (обмен при помощи денег)
Различие между ними: Торговля- обмен товара на деньги (я купил на рынке 1 кг яблок за 50 рублей). Бартер-обмен товара на товар (я выменял у одноклассника жвачку на ластик).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названы две формы обмена:
- натуральный обмен (бартер)
- торговля (обмен при помощи денег)
2) указано главное различие между ними и примеры, например: Торговля- обмен товара на деньги (я купил на рынке 1 кг яблок за 50 рублей). Бартер-обмен товара на товар (я выменял у одноклассника жвачку на ластик).


Названы две формы обмена, указано различие между ними и пример
2

Названы две формы обмена
1

Ответ неверный или отсутствует
0

Максимальный балл
2

4. Правительство должно регулировать денежное обращение, иначе:
- может возникнуть инфляция, люди потеряют доверие к деньгам и перейдут на бартер
- усугубятся экономические трудности государства: замедлится рост производительности труда, уменьшатся поступления доходов в бюджет, снизятся доходы населения
5. Виды денег в современном обществе:
- наличные (бумажные, монеты, кредитные)
- безналичные (депозиты, пластиковые карты, электронные)
6. Разделение труда - разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными производителями.
Производительность труда - количество продукции, произведённой в единицу времени.
А) разделение труда способствует повышению производительности труда
Б) разделение труда привело к развитию денежного обмена

*** А. 1,4,5 Б. 4,5


Ответы к 2 вар.
1-3; 2-2; 3-1; 4-4; 5-2; 6-3
1. План
1) Неудобство бартерного обмена и товарных денег
2) Какими свойствами должны обладать деньги
3) Достоинства и недостатки металлических денег. Появление бумажных денег.
4) Удобство безналичных расчётов, прежде всего электронных денег.
2.
- деньги должны быть постоянными (однородность)
- они не должны портиться (износостойкость)
- легко делимы на части (делимость)
- их удобно носить с собой (портативность)
- постоянная ценность (стабильность стоимости)
3.
Основное преимущество металлических денег: можно чеканить монеты любой стоимости
Недостаток: тяжёлые и занимают много места
4.
Функции денег в тексте:
- обмена («Чтобы упростить обмен, искали наиболее подходящий для этого предмет»)
- сбережения («Деньги, представляя собой ценности, могут служить средством сбережения, накопления»)
5.
Я согласен с тем, что удобны безналичные расчёты с использованием электронной техники, т.е. так называемые электронные деньги.
- экономия времени при оплате товаров и услуг (оплатить товар можно не выходя из дома и не теряя время в очередях)
- безопасность (защищённость от подделки, хищения)
- портативность (не нужно таскать с собой крупные суммы при оплате дорогих покупок))
- простота пользования
6. « Однако сохранить ценности в виде денег бывает непросто. Хранение их в виде наличности лишает человека возможности получать проценты по вкладам».
Деньги должны работать, иначе они обесцениваются со временем. ..
*** А - 1,2; Б - 2,4

Ответы к 3 вар.
1 - 2; 2 - 2; 3 - 4; 4 - 3; 5 - 2; 6 - 1
1.
1) Невозможно представить современную жизнь без денег. (Значение денег в современной жизни)
2) Экономические функции денег
2.
А) деньги как измеритель ценности товаров
Б) деньги как посредник при обмене
В) деньги как средство накопления
Г) мировые деньги
3.
Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны.
- процесс производства: покупка ресурсов, продажа товаров
Производитель, для того, чтобы произвести товар, на имеющиеся у него деньги приобретает оборудование, материалы, нанимает работников, то есть превращает деньги в необходимые ему производственные ресурсы. С помощью этих ресурсов он производит товар и реализует его, превращая опять в деньги. Такое движение денег называется денежным обращением
4.
А) покупка машины, квартиры, на «чёрный день» (открытие срочного счёта в банке, покупка золота)
Б) золотовалютный запас страны - для регулирования денежного обращения (вложение денег в ценные бумаги, валюту)
5.
Преимущество безналичных денег: безопасность (защищённость от подделки, хищения)
Недостаток безналичных денег: нельзя ими расплатиться в транспорте, на рынке
6.
- используются при предоставлении займа или субсидий одной страной другой либо при выплате репараций победившей стране с побежденной
- расчёты по экспорту-импорту
- пополнение валютных резервов

















15