Рабочая программа внеурочной деятельности по географии: Путешественники


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Луговская основная общеобразовательная школа
Учитель биологии и химии: Камалова Н.Д.
Программа внеурочной деятельности по географии 5 класс
«Путешественники»
Ульяновск, 2014
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую –формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности
Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)
Курс состоит из 5 разделов:
Введение
Россия
Страны СНГ
Страны Европы
Страны Азии
Цель: формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований стран мира.
Задачи курса:
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
развивать познавательные потребности и способности, креативность
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
Формы контроля внеурочной деятельности «Путешественники»:
Презентация
Книжка – раскладушка
Плакат
Газета
Публичное выступление
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Предлагаемый порядок действий:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (областей знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные:
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:
Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Содержание программы:
Раздел 1. Введение
География как наука. Кто такие путешественники и что они изучают. Знакомство с программной внеурочной деятельности.
Раздел 2. Россия
Страна, в которой мы живем. Экономические и социальные характеристика страны. Изучение животного и растительного мира России. Составление визитной карточки России с помощью мультимедийного оборудования.
Раздел 3. Страны СНГ
3.1 Украина
Что такое СНГ. Какие страны в нее входят. Экономические и социальные характеристики Украины. Изучение животного и растительного мира Украина. Составление визитной карточки Украины с помощью мультимедийного оборудования.
3.2 Казахстан
Экономические и социальные характеристики Казахстана. Изучение животного и растительного мира Казахстана. Составление визитной карточки Казахстана с помощью мультимедийного оборудования.
Раздел 4.Страны Европы.
4.1 Великобритания.
Что такое Европа. Ее границы на Карте. Состав стран входящих в Европу. Общая характеристика Великобритании. Составление визитной карточки данной страны.
4.2 Германия.
Экономические и социальные характеристики Германии. Изучение животного и растительного мира Германии . Составление визитной карточки Германии с помощью мультимедийного оборудования.
4.3. Страна на выбор
Выбор самими учениками изучения третьей страны входящих в состав Европы. Общая характеристика страны. Составление визитной карточки страны по плану.
Раздел 5. Страны Азии
5.1 Китай
Общая характеристика Азии. Страны, входящие в ее состав. Китай. Экономические и социальные характеристики. Изучение животного и растительного мира. Составление визитной карточки Китая с помощью мультимедийного оборудования.
Япония
Экономические и социальные характеристики Японии. Изучение животного и растительного мира Японии . Составление визитной карточки Японии с помощью мультимедийного оборудования.
Страна на выбор
Выбор самими учениками изучения третьей страны входящих в состав Азиатского региона. Общая характеристика страны. Составление визитной карточки страны по плану.
План характеристики страны:
На каком материке расположена страна?
Название страны, происхождение названия.
Название столицы.
Площадь.
Соседние страны.
Форма правления.
Народы, населяющие страну (какие, размещение, внешние черты).
Рельеф.
Животный мир страны.
Растительный мир страны.
Учебно – тематический план.
№ Тема занятий Кол-во часов Описание примерного содержания занятий
Раздел 1. Введение. 1 1 Вводное занятие. 1 География как наука. Кто такие путешественники и что они изучают. Знакомство с программной внеурочной деятельности.
Раздел 2. Россия 7 1 Презентация страны по плану.
1 Страна, в которой мы живем. Экономические и социальные характеристика страны. Изучение животного и растительного мира России. Составление визитной карточки России с помощью мультимедийного оборудования.
2 Изготовление визитной карточки страны 2 3 Население страны 1 4 Изучение животного и растительного мира 2 5 Подготовка проекта по изучению страны 2 Раздел 3. Страны СНГ 7 1 Введение 1 Что такое СНГ. Какие страны в нее входят. Экономические и социальные характеристики Украины. Изучение животного и растительного мира Украина. Составление визитной карточки Украины с помощью мультимедийного оборудования.
Украина 3 1 Презентация страны по плану 1 2 Изготовление визитной карточки страны 2 Казахстан 3 Экономические и социальные характеристики Казахстана. Изучение животного и растительного мира Казахстана. Составление визитной карточки Казахстана с помощью мультимедийного оборудования.
1 Презентация страны по плану 1 2 Изготовление визитной карточки страны
2 Раздел 4. Страны Европы 10
1 Введение 1 Что такое Европа. Ее границы на Карте. Состав стран входящих в Европу. Общая характеристика Великобритании. Составление визитной карточки данной страны.
Великобритания 3 1 Презентация страны по плану
1 2 Изготовление визитной карточки страны 2 Германия 3 Экономические и социальные характеристики Германии. Изучение животного и растительного мира Германии . Составление визитной карточки Германии с помощью мультимедийного оборудования.
1 Презентация страны по плану
1 2 Изготовление визитной карточки страны 2 Страна на выбор 3 Выбор самими учениками изучения третьей страны входящих в состав Европы. Общая характеристика страны. Составление визитной карточки страны по плану.
1 Презентация страны по плану 1 2 Изготовление визитной карточки страны 2 Раздел 5. Страны Азии 10 Китай
3 Общая характеристика Азии. Страны, входящие в ее состав. Китай. Экономические и социальные характеристики. Изучение животного и растительного мира. Составление визитной карточки Китая с помощью мультимедийного оборудования.

1 Презентация страны по плану
1 2 Изготовление визитной карточки страны
2 Япония 3 Экономические и социальные характеристики Японии. Изучение животного и растительного мира Японии. Составление визитной карточки Японии с помощью мультимедийного оборудования.
1 Презентация страны по плану
1 2 Изготовление визитной карточки страны
2 Страна на выбор 3 Выбор самими учениками изучения третьей страны входящих в состав Азиатского региона. Общая характеристика страны. Составление визитной карточки страны по плану.
1 Презентация страны по плану 1 2 Изготовление визитной карточки страны 2 Итого 35
Список используемой литературы:
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал “Исследовательская работа школьников” № 1, 2002.
Внеурочная деятельность по географии 5 - 6 классы. Учебно-методическое пособие. Авторы: М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. 2013 г.
Новое планирование содержания курса географии "Материки, океаны, народы и страны" (7 класс). автор статьи - Душина И.В. 2010г.
Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989.Шемарин А. Г.. Страны мира. Детская энциклопедия. Изд: Пилигрим, 1998 .
Яковлева Н.В. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В.Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.
Интернет - ресурсы:
http://www.vgf.ruhttp://festival.1september.ru/
http://geo.metodist.ru