Тема. Самообразование учителя как объект самоуправления
«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться».
А.С. Макаренко
Педагогический семинар
Тема. Самообразование учителя как объект самоуправления
Цель: рассмотреть самообразование, его сущность, значение, источники, способы самоорганизации, формы и технологию организации самообразования педагога.
План.
1.Понятие «самообразование», его сущность, значимость.
2.Факторы организации самообразования.
3.Стадии профессионального становления педагога.
4.Источники самообразования.
5.Способы самоорганизации самообразования.
6.Формы самоорганизации самообразования.
7.Технология организации самообразования.
1. Понятие «самообразование», его сущность, значимость.
Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самобразование.
Когда речь идёт о педагогах, то привычный термин «самообразование» трактуется широко, что оправдано: не только как приобретение новых знаний путём самостоятельной работы, но и как самовоспитание, саморазвитие, самосозидание, самооценка, и как самостроительство собственной личности и т.п.
Для того, чтобы определить значимость этого фактора, представим себе чашки рычажных весов. На одну положим все организованные кем-то формы методической работы, коих много, а на другую – только одно – самообразовательную деятельность учителя. И каждому станет ясно, что чашки уравновесятся, а у многих самообразование и перевесит. Что же это за феномен – самообразование? Почему он настолько весом, значим?
Найти ответ на этот вопрос поможет сформулированная ещё в 70-х годах прошлого века академиком Ю.К. Бабанским идея педагогического резонанса. Смысл её применим к жизни педагога: наивысший, наибольший успех в профессиональном росте может быть достигнут только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадать с усилиями внешних организаторов методической работы. Напомним, явление в физике (резкое увеличение амплитуды колебаний вплоть до максимально возможных значений) возникает только при совпадении частоты собственных колебаний маятника с частотой вынуждающей силы. Отсюда становится понятным, что сама по себе без самообразования методическая работа никогда не может достичь оптимального, то есть наивысшего возможного эффекта, даже если она и очень хорошо кем-то организована.
Всё, что учитель делает для профессионального роста сам, добровольно, с желанием, настроением, - это всегда является его самообразованием, даже если эти занятия организуют другие.
2.Факторы организации самообразования.
Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности. Это то (мотив), что является побудительной причиной самостоятельной работы учителя над собой, и он всегда связан с удовлетворением потребностей педагога как субъекта в своём развитии, то есть в профессионально-личностном росте.
В связи с рассмотрением феномена «самообразование» полезно вспомнить описанное в психологии явление «сдвиг мотива на цель», яркий пример которого представлен в известном романе Д. Лондона «Мартин Иден». Напомним фрагмент сюжета этого замечательного классического произведения. Молодой паренёк-матрос Мартин из простых людей влюбился в девушку из высшего общества Руфь, которая оканчивала университет и должна была стать бакалавром искусств. Одержимый любовью (мотив), Мартин поставил себе цель – стать достойным её любви, и, поняв, что одними подвигами её не завоюешь, он стал менять в себе всё, что касалось его личности, «начиная от чистки зубов, кончая ношением воротничка». Он стал читать книги, работать в библиотеке со словарями, приобрёл нужные манеры, стал много думать, фантазировать, писать стихи. Вспомним почти такой же сюжет о девушке Элизе Дулитл (дочке мусорщика) из пьесы Б. Шоу «Пигмалион».
Сдвиг мотива на цель – это то, что необходимо и характерно для всех учителей, которые осознанно или неосознанно занимаются своим самообразованием.
Никогда не стоит бояться ставить перед собой только напряжённые, дерзкие цели. Напомним также, что именно для людей творческих профессий (к которым бесспорно относится и профессия педагога) великий русский физиолог И.П.Павлов описал явление «рефлекс цели».
« Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и всё учительство всех рангов сделают своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наша общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса. То мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть»*(Павлов И.П. Полн. собр. Соч., том 3, кн. первая, - М. –Л., 1951.- с. 310-312.)
Мы знаем, что в связи со сказанным у И.П.Павлова было много очень авторитетных оппонентов среди физиологов. Но даже если это и не рефлекс, а что-то иное, то, даже признав словосочетание «рефлекс цели» метафорой, мы не можем не признать того факта, что для всех людей, которые в жизни многого достигли, многое успели в самореализации, наличие ясных целей было одной из основ их стремления к постоянному самообразованию, развитию самих себя, стремления к профессионально-личностному росту.
Итак, мотив, сдвиг мотива на цель, рефлекс цели, отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряжённых целей – главные и обязательные факторы самоорганизации своего самообразования.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.
3.Стадии профессионального становления педагога.
Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
«выживание» (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
«адаптация» (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);
«зрелость» (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, познакомиться с передовым опытом и т. п.
4.Источники самообразования.
Если говорить об источниках самообразования, то мы не нашли в литературе какого-либо их полного перечня. Источником самообразования учителя, в широком смысле этого слова, является вся его жизнь. Это и его детство, отрочество, юность, его жизненный опыт, прочитанные книги, телевидение, общение с разными людьми, театр, спорт, размышления. Это все способы самопознания (созерцание, медитация, молитва), пережитое (счастье, горе, удачи, неприятности), выбор (профессии, друга, спутника жизни, решения, поступка, позиции, ценностей, идеалов), анализ своей профессиональной деятельности, способов разрешения конфликтных ситуаций, размышления о каждом удавшемся и неудавшемся уроке, а теперь и Интернет. И учитель сам выбирает, какие из источников для него приоритетные, какие дополнительные, какие второстепенные. Выбирает из того, что он больше любит, из имеющихся возможностей, из мотивов, цели и др.
Считаем необходимым специально остановиться на таком – провокационном - источнике, как книги с, якобы, «готовыми» методическими разработками уроков. Вред тут, как от употребления наркотиков: возникает устойчивая привычка к прямому заимствованию этих методичек.
Для тех, кто не понимает, почему названный источник вреден, поставим два вопроса:
В «готовых» разработках уроков, которыми вы пользуетесь, есть указания, для каких учителей и для каких детей эта разработка показала высокую эффективность обучения, воспитания и развития детей?
Почему в этих книгах ничего не говорится об авторах: месте их работы, квалификационной категории, почётных званиях?
Мы ни разу не встречали такого пособия, где были бы даны ответы на эти вопросы.
Привычка к прямому заимствованию якобы готовых методических разработок уроков опасна ещё и тем, что она парализует собственное творчество учителя даже тогда, когда педагог такой возможностью обладает. Какое уж тут самообразование?
Более того, никакие «готовые» разработки не учитывают возможности личности конкретного учителя и учебные возможности детей конкретных классов, конкретных типов и видов ОУ.
Разумеется, мы не призываем отказаться от чтения методических разработок как источника самообразования. Да это и не реально. Не представляем себе учителя, который, увидев книгу или брошюру с названием «Уроки русского языка (математики, химии) в классе», не купит её. Читать такие пособия, возможно, полезно, заимствовать что-то из них можно. Но только если учитель помнит, что автор сценария, режиссёр-постановщик и исполнитель урока – он сам, учебные возможности детей конкретных классов знает только он, и поэтому он, и только он, ответственен за успех или провал любого урока, а не таинственный автор «готовых» методических разработок.
Рекомендуем к брошюрам с так называемыми «готовыми» поурочными разработками относиться бдительно, ибо издательства, став частными предприятиями, никакой ответственности за содержание издаваемой ими продукции не несут. Их интересует только прибыль, «продаваемость». Обратите внимание, что на этих брошюрах, которых вдруг появилось очень много, нет грифов «Рекомендовано» или «Допущено» каким-то органом образования к использованию. Нет имён или названий кафедр-рецензентов, ничего не говорится об авторах, т.е., нет никаких признаков, свидетельствующих о возможности доверия к этой издательской продукции. Формально никаких законов авторы и издатели не нарушают, но полное отсутствие профессиональной экспертизы должно насторожить педагога-покупателя. Далеко не всё, что является печатной продукцией, отражает прогрессивный, научно обоснованный, проверенный экспериментальным путём опыт.
5.Способы самоорганизации самообразования.
Способы самоорганизации самообразования у всех складываются по-разному.
Пойдём от анализа практики. Всех педагогов и управленцев в сфере образования по тому, как они реализуют самообразование, как используют источники, можно (условно, конечно) дифференцировать.
Одни – назовём их «люди, укоренённые в культуре», никак не планируют своё саморазвитие и специально о нём не думают вообще, специально его не организуют, нозаняты самообразованием постоянно. Эту часть их жизни стихийной назвать нельзя. Они читают заинтересовавшие их серьёзные книги, ходят в театр. В телепередачах их больше интересует канал «Культура». У них широкий круг самого разнообразного общения, они учатся не только друг у друга, но и у детей. Для них «думанье» (размышление, анализ, рефлексия, медитация) - естественный процесс, они жить без всего этого не могут, это образ их мыслей и чувствований, то есть образ их жизни, выражающий их естественную потребность в саморазвитии. Без которой их жизнь была бы не полной.
Другие – назовём их «рационалистами-алгоритмистами, тоже понимают самообразование как профессиональную необходимость в освоении достижений науки, культуры, прогрессивного опыта, но им необходимо предварительно продумывать и, возможно, письменно планировать всю эту работу, в чём ничего плохого нет. Просто это другой психотип педагогов.
Есть и те, кто совмещает в себе черты представителей названных групп.
Есть и те, кому ничего не нужно. Им просто не следует заниматься педагогической деятельностью.
Итак, отметим: в обеспечении профессионального роста учителя ничем не заменима его самообразовательная деятельность, причём главная в ней часть само.
6.Формы самоорганизации самообразования.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
Эпизодичность прохождения курсов;
Время проведения – в учебный период, что влечёт большие изменения в режиме работы школы;
Качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьёзного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учётом потенциала слушателей.
Получение высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т.к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
система «учёный-учитель», при которой обучение ведут учёные-специалисты.
Недостатки:
нехватка у педагогов свободного времени;
дороговизна обучения.
Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
Возможность пройти их в удобное для педагогов время;
Возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
Дистанционные курсы проводятся на платной основе;
Документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т.е. их не учитывают при прохождении очередной аттестации.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
Научно-исследовательскую работу по определённой проблеме;
Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
Участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую пробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогом следующие возможности:
Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
Самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
Освоение информационных концепций, знаний и навыков;
Наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества такой формы самообразования:
Обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
Методическая помощь является персональной и адресной;
Попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Пример.
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:
Интернет-государство учителей(intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
Педсовет. org (pedsovet. ovg) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
Завуч. Инфо (zavych.info)организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
Открытый класс(www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корппорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за её пределами общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные курсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).
Каждый учитель определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
7.Технология организации самообразования.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1-й этап – диагностический, который предусматривает создание определённого настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты «Оценка уровня готовности педагога к развитию» - для выявления способности учителя к самообразованию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе (приложение 1), а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования (приложение 2).
2-й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3-й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4-й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Известна истина, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На коком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать своё образование завершённым, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА уровня готовности педагога к развитию
Анкета «Выявление способности учителя к саморазвитию»
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Утверждение
Баллы
Я стремлюсь изучить себя
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами
Препятствия стимулируют мою активность
Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время
Я анализирую свои чувства и опыт
Я много читаю
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам
Я верю в свои возможности
Я стремлюсь быть более открытым человеком
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты
Я получаю удовольствие от освоения нового
Возрастающая ответственность не пугает меня
Я положительно отнёсся бы к продвижению по службе
Спасибо!
Обработка результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
*Методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой. – Примеч. авт.
36 – 54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентации на развитие сильно зависит от условий.
15-35 баллов – вы находитесь в стадии остановившегося развития.
Обработка результатов
Данные заносятся в таблицу «Обучение, развитие и саморазвитие педагога»
Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе»
Инструкция. Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – «да (препятствуют или стимулируют)»;
4 – «скорее да, чем нет»;
3 – «и да, и нет»;
2 – «скорее нет»;
1 – «нет»
Препятствующие факторы
Собственная инерция
Разочарование из-за имеющихся ранее неудач
Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо принимающих перемены в Вас и стремление к новому
Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т.е. отсутствие объективной информации о себе
Состояние здоровья
Недостаток времени
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства
Стимулирующие факторы
Методическая работа
Обучение на курсах
Пример и влияние коллег
Пример и влияние руководителей
Организация труда в школе
Внимание руководителей к образовательной программе
Доверие
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
Занятия самообразованием
Интерес к работе
Возрастающая ответственность
Возможность получения признания в коллективе
Спасибо!
Методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой.
Подсчитайте сумму баллов и занесите в таблицу «Обучение, развитие и саморазвитие педагога»
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415
где Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкетах;
Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу.
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
Способность педагога к саморазвитию
ФИО
педагога
Стимулирующие факторы
Препятствующие факторы
Система мер
Активное развитие
Не сложившееся развитие
Остановившееся развитие
Приложение 2
Этапы работы над темой самообразования*
Этапы
Выступления по теме самообразования
1-й год
Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач
Выступление с сообщением на МО
2-й год
Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы
Выступление с докладом на педсовете
3-й год
Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов, мониторинг, анкетирование
Выступление на городском МО, семинаре
4-й год
Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации
Выступление на городской, республиканской конференциях, открытые уроки
5-й год
Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите
Выступление на городской, окружной, региональной конференциях, открытые уроки, публикации в специализированных научно-методических журналах, мастер-классы для педагогов
*Алдакаева Н.Г., Яковлева Л.Ю. Тетрадь по саморазвитию с заметками на полях. Салехард ИМЦ, 2009
Используемая литература
Волкова О.В. Самообразование педагога. Спавочник заместителя директора школы №2 /февраль/ 2011
Методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой
3. Алдакаева Н.Г., Яковлева Л.Ю. Тетрадь по саморазвитию с заметками на полях Салехард ИМЦ, 2009
4.Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Центр педагогического образования Москва 2010
Валиева Людмила Васильевна заместитель директора по УВР МОУ СОШ №2 г. Малмыжа Кировской области
13PAGE 15
13PAGE 141315
Root Entry