Урок-самостоятельная работа обучающихся, тема: «Рынок, как объект маркетинга»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24









Урок -самостоятельная работа учащихся в соответствии модульной технологией построения урока (По П.И.Третъякову)

По дисциплине «Экономика»
Тема: «Рынок как объект маркетинга»
Разработано преподавателем Палиловой Э.Е.

2013



СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист методической разработки проведения урока
ВВЕДЕНИЕ
Алгоритм урока дисциплины «Экономическая теория», «Экономика». Тема «Рынок как объект маркетинга»
Рекомендации по самооценке студентов
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УРОКА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1 Результативность проведения урока за 2006-2013 г.г
Приложение 2 Рецензия на урок
Приложение 3 Приглашение на урок
Приложение 4. Тест вариант1
Приложение 5 Тест вариант 2
Приложение 6 Бланк для проведения теста
Приложение 7 Ответы на тесты
Приложение 8 Критерии оценки тестов, выполненных студентами










«Эффективность процесса обучения
находится в прямой зависимости
от той педагогической
технологии, которую мы выбираем
для реализации педагогической
задачи и поставленных целей
Беспалько В.П.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования всё более характерными становятся принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Традиционная классно-урочная система учебно-воспитательного процесса далека от оптимального варианта. Проблемы обучения и воспитания относятся к числу тех, разработка которых требует системного подхода.. В соответствии с технологическим подходом В.П.Беспалько педагогической системе должна быть задана новая технологическая направленность: предварительное проектирование процесса; самостоятельность самого учащегося. Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности учащегося является её самоорганизация, когда деятельность ученика становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Наши учащиеся сегодня не умеют работать с книгой, учебником и другой информацией. Такой технологией проведения урока, который предусматривает самостоятельную работу учащихся с информацией, является модульная система организации учебно-воспитательного питательного процесса. Ориентируясь на развитие учащегося, она предлагает самостоятельную работу по алгоритму, предложенному учителем. Деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. Таким образом задача педагогического воздействия заключается в том, чтобы активизировать учащегося, оснастить его способами деятельности и стимулировать в нём индивидуальный выбор.
Нами разработаны методические пособия по проведению уроков по дисциплине «Экономика» на основе новой педагогической технологии модульного обучения. Модульная технология является современной адаптивной моделью активного, проблемного, развивающего обучения. Такая педагогическая технология гарантирует результат обучения, так как каждый учащийся выбирает свой ритм деятельности, при котором ему комфортно осваивать материал по теме. Модульная система обеспечивает поуровневую индивидуализацию учебной и дифференциации обучающей деятельности, возможность успешного самообразования, переход от знаний к умениям.
За основу была взята технология модульного обучения в школе (практико-ориентированная монография) П.И.Третьякова и И.Б. Сенновского. Прежде чем разработать алгоритмы уроков по теме «Структура рынка» была выбрана тема для разработки урока, изучены материалы по технологии модульной технологии, мы посетили несколько открытых уроков в школе – лаборатории 1038 по предметам экономического цикла, изучена педагогическая литература по оценке эффективности дидактического процесса, нормы оценки знаний учащихся, разработан тест для проверки усвоения студентами темы урока, разработаны критерии оценки выполненного теста, получена рецензия методиста лаборатории «Основы педагогического мастерства» Московского института открытого образования, разработка алгоритма была размножена для возможности использования каждым студентом индивидуально, проведен пробный урок по разработанному алгоритму с целью уточнения хронометража урока, посильности содержания учебной программы урока по теме, внесена корректировка в разработанный алгоритм с учетом пробного урока.
Сегодня имея опыт разработки алгоритмов уроков в рамках модульной технологии и проведения большого числа таких уроков можно сделать выводы, что такой подход к изучению материала дает 100 % показатели качества обучения студентов. Однако сложность применения такой технологии состоит в том, что она требует большой подготовки и тщательного подхода к алгоритму.
С одной стороны преподаватель на уроке освобождается от информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся постепенно функциями самоуправления, с другой стороны проведение одного урока в рамках модульной технологии требует большой подготовки: алгоритма урока,
информационного материала для алгоритма, тестов. Модульная технология уже зарекомендовала себя в Англии, Швеции и других странах.
Алгоритм урока по дисциплине «Экономика» тема «Рынок как объект маркетинга» предложен в приложении 1.
Анализ проведенных уроков показал, что самостоятельная работа студентов с учебником дает возможность каждому студенту работать на уроке в своем ритме, что дает положительный результат. Вопросы самопроверки дают возможность прямо на уроке проверить знания полученные благодаря самостоятельной работе с учебником и написать тест. Как правило студенты получают только оценки «4» и «5»
Урок формирует профессиональные и общие компетенции будущих специалистов благодаря системно - деятельностному подходу к обучению










1.АЛГОРИТМ УРОКА
ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Тема «Рынок как объект маркетинга»





М № 1 – Структура рынка
М № 2 – Инфраструктура рынка
М № 3 – Рынок труда
М №4 – Рынок капитала

Весь модуль разбит на пять элементов, в каждом из которых выделена своя цель
Алгоритм модуля 1
Таблица 1
Номер элемента урока
Учебный материал с указанием задания
Управление обучением



Знание
Ученик

1
2
3
4

УЭ-0
Цели:
Систематизация знаний по теме.
Умение различать рынки по объектам, субъектам, в пространственном разрезе, по уровню насыщения, по формам хозяйствования.
по действующему законодательству.
по ассортименту товаров.
по объему продаж
Самостоятельно при помощи алгоритма урока, пользуясь учебником, справочным материалом, прочитать, законспектировать и уметь отвечать на вопросы, поставленные в конце алгоритма



Каждый студент работает самостоятельно, если есть необходимость, можно вопрос обсудить с соседом

1
2
3
4

УЭ - 1
Структура рынка
Цель:
Ознакомление с признаками и критериями структуры рынка.
Задание.
Нарисуйте в тетради общую структуру рынка.
Запишите признаки и критерии структуры рынка.
Рассмотрите четыре вида национальных рынков.

Матлин Ф.М.
Основы экономики.
Стр 77 учебника
Можно проявить творческую инициатаву и по своему усмотрению изобразить структуру рынка.
Студент должен знать:
признаки рынка и уметь выделять критерии структуру рынка.
Виды национального рынка.
Что характерно для каждого вида национального рынка.

УЭ - 2
Разновидности структуры рынка с учетом ассортимента товаров и услуг.
Цель:
Узнать понятия о возможности рынка, связанного с ассортиментом.
Получение знаний о следующих видах рынков:»замкнутый рынок», « насыщенный рынок», « рынок широкого ассортимента», «смешанный рынок»
Задание:
Внимательно прочитайте и представьте в виде схемы структуру рынка с учетом ассортимента товаров;
Разберитесь с особенностями рынка с учетом ассортимента товаров.

стр 78 учебника,
третий абзац
Должен знать:
отличительные особенности структуры рынка с учетом ассортимента товаров и услуг.









Продолжение таблицы


1

2

3

4

УЭ 3
Структура товарного рынка
Цель:
Узнать понятия и уметь ими пользоваться: «рынок потребительских товаров», «рынок средств производства», «рынок ресурсов», «товарный рынок».
Задание:
Внимательно изучите структуру товарного рынка;
Выполните в тетради упрощенную схему структуру товарного рынка;
Выделите требования, предъявляемые к потребительским товарам на рынке;
Узнайте от чего зависит цена на рынке средств производства;
Узнайте от чего зависит рынок ресурсов.
стр 78,79 учебника, словарь рыночной экономики
Должен знать определение слов:
«ресурс», «средства производства», «производственная марка»;
Особенности рынка средств производства;
От чего зависит цена ресурса на рынке;
Какие рынки входят в структуру товарного рынка.


УЭ - 4
Разновидности продукции предприятий
Цель:
Получение представления о производственной марке и товарном знаке предприятия, отличающие товары разных производителей
Задание:
Запишите в тетради, что из себя представляет товарный знак и производственная марка;
Выявите что должна включать в себя производственная марка;
Что должно быть указано на ленте с изображением товарного знака?
Можно ли использовать в виде товарного знака вышивку, аппликацию?

стр 79 учебника
Гост 3897 -87 «Изделия трикотажные..Маркировка, упаковка, хранение и транспортирование» с.3-4
Должен знать:
Что должна включать в себя производственная марка (товарный знак);
Кто имеет право на товарный знак?

УЭ-5
Особенности рынка средств производства
Цель:
Получение понятия об особенностях рынка средств производства;
Выучить понятия и уметь ими пользоваться: «рынок ресурсов», цена ресурса»
Задание:
Запишите в тетради особенности рынка средств производства;
Сравните особенности рынка средств производства с особенностями других рынков;
Запишите определения понятий: «рынок ресурсов», « цена ресурса»;
Найдите в тексте учебника кто является покупателем средств производства;
Запишите от чего зависит предложение на рынке ресурсов;
Узнайте какой закон действует на рынке ресурсов.
стр 79 учебника, справочная литература, словарь рыночной экономики
Должен знать:
какой закон действует на рынке средств производства?
Связан ли рынок ресурсов с рынком средств производства?



2.Рекомендации по самооценке

Прежде чем ответить на вопросы теста ответьте на следующие вопросы и проверьте свои ответы, пользуясь учебником.

Вопрос 1: Существует ли связь между элементами рынка?
Вопрос 2: Если рассматривать рынок по субъектам, как он будет называться?
Вопрос 3: Дайте определение рынку, на котором представлены товары различных производителей.
Вопрос 4: Вспомните что такое производственная марка.
Вопрос 5: Вспомните какие реквизиты должна включать в себя производственная марка?
Вопрос 6: Как называется обозначение, отличающее товары различных производителей ?
Вопрос 7: Какие особенности имеет рынок средств производства?
Вопрос 8: Вспомните зависит ли предложение на рынке ресурсов от спроса и цены?
Вопрос 9: Какие три вида рынков входят в структуру товарного рынка?
Вопрос 10: Действует ли на рынке закон ограниченности ресурсов?


ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УРОКА
.Ф.М. Матлин Основы экономики: Учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования. –М.: Центр инноваций в педагогике, 2008. – 216 с.: ил.
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 352 с.
Беспалько В.П. Слагаемое педагогической технологии. – М.: Педагогика,1989. – 192 с.: ил.














ПРИЛОЖЕНИЯ









Приложение 1
Результативность проведенных уроков за 2006-20013 годы
13 EMBED Word.Document.12 1415 Приложение2
РЕЦЕНЗИЯ
На урок программы учебной дисциплины «Экономическая теория», «Экономика»
Разработчики:
ГАОУ СПО ТК№24 преподаватель спецдисциплин Э.Е.Палилова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Структура и содержание урока учебной дисциплины соответствует принципу единства теоретического и практического обучения, отвечают требованиямФГОС нового поколения.
Элементы урока самостоятельной работы студентов по теме «Рынок как элемент маркетинга» выделены дидактически целесообразно.
Объем времени достаточен для освоения указанного содержания учебного материала и написания теста по результатам освоенного студентами материала.
В конце предлагаемого студентам теста предложены критерии оценки, позволяющие грамотно и быстро диагностировать уровень освоения умений и усвоения знаний.
Урок составлен четко, подробно и может быть использован для обеспечения образовательной программы по дисциплинам экономического цикла, в программе которых существует тема «Рынок как объект маркетинга»
Результативность проводимых преподавателем Палиловой Э.Е., уроков в соответствии алгоритмом показывает, что представленная в приложении 1. результативность урока очень высокая. Программа составлена четко, подробно и может быть использована для обеспечения основной профессиональной образовательной программы по различным специальностям.
Данную программу можно рекомендовать к реализации в учебном процессе не только в ГАОУ СПО ТК № 24, но и в других колледжах. Для этой цели алгоритм урока был издан в Сборнике статей по результатам экспериментальной деятельности ГАОУ СПО ТК № 24.



НИИРПО к.п.н., доцент, Романовская М.Б.
(место работы) зав.лабораторией
технологий
профессионального
образования



м.п.




Приложение3

Знания только тогда становятся
Знаниями, когда они приобретаются
Самостоятельно

Приглашаю Вас на открытый урок по предмету «Экономическая теория» в группе №21 по теме «Рынок как объект маркетинга».
На уроке будет использована модульная технология учебных занятий (по П.И. Третьякову.) Каждый из гостей сможет ознакомиться с алгоритмом урока самостоятельной работы учащихся в рамках темы, оценить возможность формирования у учащихся навыков самообразования и переход преподавателя от режима информирования в режим консультирования и управления учебным процессом.
Урок состоится «17» марта 2007г. в кабинете №29
Начало урока 9 часов 50 минут.
Преподаватель Палилова Элеонора Евгеньевна




Знания только тогда становятся
Знаниями, когда они приобретаются
Самостоятельно

Приглашаю Вас на открытый урок по предмету «Экономика в группе ____ по теме «Рынок как объект маркетинга».
На уроке будет использована модульная технология учебных занятий (по П.И. Третьякову.) Каждый из гостей сможет ознакомиться с алгоритмом урока самостоятельной работы учащихся в рамках темы, оценить возможность формирования у учащихся навыков самообразования и переход преподавателя от режима информирования в режим консультирования и управления учебным процессом.
Урок состоится «___» ________ 20__ г. в кабинете №_210
Начало урока_____часов _____ минут.
Преподаватель Палилова Элеонора Евгеньевна
Приложение 4
ТЕСТ Вариант 1
Тема «СТРУКТУРА РЫНКА»
Внимание прочитайте и найдите правильный ответ. Укажите ответ цифрами, например 1- 2)
1.Выделите признаки любой структуры:
Отсутствие связи между элементами структуры;
Тесная связь между элементами структуры;
Экономическая свобода и зависимость от финансовых организаций.
2.Структура рынка по субъектам включает вид национального рынка:
Замкнутый рынок;
Рынок ресурсов;
Рынок продавцов.
3. Какой рынок представляет товары различных производителей?
Средств производства;
Насыщенный рынок;
Смешанный.
4 Напишите определение слова, которое включает наименование изготовителя, его местонахождение, обозначение нормативно-технической документации, которой должна соответствовать продукция.
Ресурс;
Средства производства;
Производственная марка.
5.Каковы особенности рынка средств производства?
Большое число покупателей?
Небольшое число покупателей?
Запрещается реализация продукции в другие города?
6 Зависит ли предложение на рынке ресурсов от спроса и цен?
Нет;
Да;
Ни величина спроса, ни цена не влияет .
7. Что входит в структуру товарного рынка ,
Рынок ресурсов?
Смешанный рынок;
Замкнутый рынок?
8. Действует ли на рынке ресурсов закон ограниченности?
Да; 3)Когда как
Нет;
Приложение 5
ТЕСТ Вариант 2
Тема «СТРУКТУРА РЫНКА»
Внимание прочитайте и найдите правильный ответ. Укажите ответ цифрами, например 1- 2)
1.Выделите признаки любой структуры:
Отсутствие связи между элементами структуры;
Тесная связь между элементами структуры;
Экономическая свобода и зависимость от финансовых организаций.
2.Структура рынка по субъектам включает вид национального рынка:
Замкнутый рынок;
Рынок ресурсов;
Рынок государственных учреждений..
3 Какой рынок представляет товары одного производителя?
Замкнутый рынок;
Насыщенный рынок;
Смешанный рынок.
4. Напишите определение слова, которое включает обозначение, призванное отличать товары различных изготовителей.
Ресурс;
Средства производства;
Товарный знак.
5. Каковы особенности рынка средств производства?
Большое число покупателей?
Покупатели средств производства, как правило профессионалы, покупающие средства производства оптом;
Запрещается реализация продукции в другие города.
6. Зависит ли предложение на рынке ресурсов от спроса и цен?
Нет;
Да;
Ни величина спроса, ни цена не влияет на величину предложения на рынке ресурсов.
7. Что входит в структуру товарного рынка?
Рынок средств производства;
Смешанный рынок;
Замкнутый рынок.
8. Действует ли на рынке ресурсов закон ограниченности?
1)Да; 2)Когда как
Нет;
Приложение 6
Бланк ответа по тесту для студентов



___________________________
Фамилия Имя
___________________________
Группа №


ТЕСТ
Тема «Рынок как объект маркетинга»

Прочитайте вопрос и подберите ответ из предложенных и напишите ответ цифрами 2. 3
Ответы на вопросы теста поставьте крестик в том столбике, который вы считаете верным

Вариант
№ вопроса
Варианты ответов


1
2
3

1




2




3




4




5




6




7




8







Приложение 7
Ответы по тесту варианта 1


№ вопроса
Варианты ответов


1
2
3

1

+


2


+

3

+


4


+

5

+


6

+


7
+



8
+






Ответы по тесту варианта 2


№ вопроса
Варианты ответов


1
2
3

1

+


2


+

3
+



4


+

5

+


6

+


7
+



8
+



Приложение 8

Критерии оценки тестов, выполненных студентами

Правильный ответ – 1 бал
Неправильный ответ – 0 баллов
Уровень знаний – количество правильных ответов.
Высокий –7-8 баллов – оценка «5»
Средний – 6-5 баллов – оценка «4»
Низкий – 4- балла оценка «3»
Меньше 3 правильных ответов – «2 «











Тема «Рынок как объект маркетинга

М № 1

М №4


М № 2

М №3



13 EMBED MS_ClipArt_Gallery 1415

13EMBED MS_ClipArt_Gallery.21415