Конспект урока истории в 9 классе на тему Причины и начало холодной войны.


План-конспект урока на тему:
«Причины и начало «холодной войны»
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 52 г. Воронежа
Деева Любовь Михайловна
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: лабораторное занятие в группах с элементами моделирования исторических ситуаций.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с международной обстановкой послевоенного периода, основными событиями, положившими начало «холодной войне»;
Выявить причины «холодной войны»;
Показать процесс развертывания «холодной войны», создание блоковой системы.
Развивающие:
развивать познавательные интересы;
формирование умения самостоятельно ставить цель, действовать по плану, находить информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, терпеливо выслушивать противоположное мнение, вести спор, находить компромиссное решение;
дальнейшее формирование навыков работы с историческими документами;
развивать умение работать в группах.
Воспитательные:
учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим;
воспитывать чувство толерантности.
Предварительное задание. Перед уроком класс делится на три группы (сторонники СССР и стран Восточной Европы; сторонники США и стран Западной Европы; свидетели и участники событий начала холодной войны). Несколько учащихся класса на основе учебного материала, дополнительной литературы готовят небольшие выступления ( в театрализованной форме) по проблемам:
«Доктрина Трумэна»
«План Маршалла» ( например, сообщение от лица стенографистки Госсекретаря Маршалла)
Сообщение газеты «Правда» о создании СЭВ
Воспоминание директора музея в Хиросиме
Воспоминание сотрудника Объединенного Комитета Военного Планирования США
Воспоминания военного корреспондента о Корейской войне
Воспоминание жительницы Восточного Берлина об образовании ФРГ и ГДР
Информационные выпуски Госдепартамента США и ТАСС
Форма работы:
работа с документами по группам;
словарная работа над терминами;
работа с картой;
моделирование исторических ситуаций и их анализ;
дискуссия.
Оборудование урока:
Настенная карта «Политическая карта мира»;
Флажки красного и синего цвета;
Макеты государственных флагов США и СССР, выставленные на столах рабочих групп;
Выставка политической карикатуры( работы М.Абрамова, Б.Ефимова, Н.Лисогорского, Кукрыниксов).
Раздаточный материал:
Для группы1:
Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже в Фултоне (США), Черчилля в Вестминстерском колледже в Фултоне (США), 5 марта 1946г.;
Из телеграммы поверенного в делах США в Москве Д.Кеннана в Государственные Департамент США, 22 февраля 1946г.;
Для группы 2:
Из меморандума ОРК №329, 9 сентября 1945 г.;
Из разработки ОКНШ, 9 октября 1945 г.;
Из директивы Совета Национальной Безопасности США;
Американские политические деятели о планах США.
Эпиграф:
«Война невероятна, мир невозможен».
Рёймон Арон
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к работе.
Актуализация имеющихся знаний.
Вступительное слово учителя. Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 года в центре Европы, закончилась спустя 6 лет на Тихом океане. Миллионы людей были вовлечены в эту войну, прошли через страдания, боль, ненависть.
Окончание войны вселило в большинство людей надежду, что отныне все трудности будут преодолены и жизнь повернётся к лучшему. Однако, ещё в ходе войны и особенно на её завершающем этапе, когда усилия сногих стран и народов были направлены на достижение общей цели – разгром фашизма, чётко проявились разные интересы участников этой борьбы, их неоднозначные представления о будущем мире. Ещё на конференции глав государств в Ялте в феврале 1945 г., а затем в Потсдаме в июле 1945 г. возникли серьёзные разногласия по вопросу будущего устройства Германии и Польши. Каждый надеялся в полной мере использовать плоды Победы, повлиять на послевоенное политическое урегулирование. В итоге вместо долгожданного мира человечество оказалось втянутым в «холодную войну»
Этим термином с 1947 г. стали обозначать систему международных отношений, основанную на противостоянии двух мировых сверхдержав – США и СССР и их союзников, балансировавших на грани «горячей войны».
Обращается внимание учащихся к эпиграфу урока.
В 1949 г. в разгар «холодной войны» С.В. Михалков писал:
Чтоб в мире дело мира крепло 
И чтоб нигде и никогда               
Не превращались в груды пепла 
Сады, деревни, города -              
Народы мира без поблажки     
Сегодня сообща должны          
Держать в смирительной рубашке 
Всех поджигателей войны.       
Сегодня в течение урока нам предстоит, возможно, определить «поджигателей войны», о которых шла речь в стихотворении. Мы постараемся выяснить причины развязывания «холодной войны», познакомимся с событиями послевоенной истории, когда человечество, подчас, оказывалось на грани Третьей мировой войны. А также подумаем над вопросом: можно ли было избежать «холодной войны»?
Вопросы для обсуждения выписаны на доске:
Кто виновен в развязывании холодной войны?
Причины начала холодной войны
Проявления холодной войны
Можно ли было избежать холодной войны?
Работа класса. Учащиеся в тетрадях записывают тему урока, понятие «холодная война» и его объяснение.
Изучение нового материала.
Учащиеся приступают к работе с документальным материалом по группам.
Задание для обсуждения а группах.
Познакомиться с документами и на основе их анализа дать ответ на вопрос: кто виновен в развязывании «холодной войны»?
Обобщая ответы учащихся, делается вывод.
Слово учителя: на протяжении всех десятилетий «холодной войны» между Западом и Востоком шли споры относительно того, как и когда она началась, кто ее развязал, и кто, стало быть, несёт ответственность за её последствия. Существуют следующие точки зрения по данному вопросу:
Главная ответственность за начало «холодной войны» возлагается на СССР. Именно по его инициативе в 1944-1949 гг. происходила «советизация» стран Восточной Европы. Просоветские и коммунистические режимы были установлены в Болгарии(1944 г.), Югославии (1945 г.), Албании (1946 г.), Польше (1947 г.), Румынии (1947 г.), Венгрии (1947 г.), Чехословакии (1947 г). В этой ситуации США включились в ответные действия, дабы сохранить демократию и безопасность западных стран против коммунистов и мировой революции. На политической карте мира красными флажками отмечаются страны «народной демократии»
Ответственность за развязывание «холодной войны» лежит целиком на США. Эта точка зрения была сформулирована в статье Л. Безыменского и В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»? они писали: «Холодная война разразилась, поскольку её очень желали, желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю « по крайней мере на 85% (выражение Г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению». Для усиления своего влияния в мире США использовали атомное оружие, предложение экономической помощи. Таким образом, СССР вынужден был вести защитную политику.
Задание для обсуждения а группах:
Проанализировав исторические документы, ответьте на вопрос: в чём причины начала «холодной войны»?
Выслушиваются мнения групп и в тетрадях делается запись:
Причины начала «холодной войны»:
Стремление к мировому политическому идерству;
Соперничество в экономической, научно-технической, военной сферах;
Идеологическая война в условиях взаимного недоверия государств.
Слово учителя: Противоположность интересов двух великих держав получило своё практическое воплощение в послевоенной истории. Утверждение о власти коммунистических партий в странах Восточной Европы, партизанское движение в Греции, подтолкнуло США к разработке новой внешнеполитической доктрины. В истории она известна как «доктрина Трумэна».
Моделирование исторической ситуации. Выступление Г. Трумэна с посланием к Конгрессу 12 марта 1947 г.
Прослушав речь Г. Трумэна, дайте оценку главному лозунгу доктрины – «позиция силы и политика твёрдого сдерживания коммунизма». Что он значил для разных стран?
На политической карте мира синими флажками отмечаются Греция и Турция.
По ходу урока учащиеся в тетрадях записывают проявления «холодной войны».
5 марта 1946 г. – речь У. Черчилля в Фултоне;
12 марта 1947 г. – «доктрина Г. Трумэна» и т.д.
Слово учителя: Соперничество двух держав проявилось также в экономической сфере. По окончании Второй мировой войны сложились глубокие диспропорции в экономическом развитии: с одной стороны, богатство Америки, с другой – нищета остального мира, включая Европу. Неравенство было настолько серьезным, что сами американцы вынуждены были искать пути его устранения, дабы предотвратить негативные последствия для своей экономики. В этих условиях Госсекретарь США Дж. Маршалл, выступая 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете, предложил план восстановления разрушенной экономики стран Восточной Европы.
Моделирование исторической ситуации. Сообщение стенографистки Дж. Маршалла из зала заседания в гарвардском университете.
Слово учителя: Для обсуждения условий «плана Маршалла» в Париж в июне 1947 г. была приглашена советская делегация во главе с В.М. Молотовым.
Задание для обсуждения в группе 2: Как вы думаете, почему СССР отказался от помощи по «плану Маршалла»?
Выслушивается мнения учащихся.
Слово учителя: Условия предоставления экономической помощи были неприемлемы для СССР. В ходе обсуждения проекта В.М. Молотов выдвинул свои условия-требования, которые не могли принять США (во-первых, предоставление странам самостоятельности и независимости в выборе экономической политики, во-вторых, разграничение помощи между странами-союзницами в войне, нейтральными странами и бывшими противниками). После того, как эти условия были отвергнуты, Москва отказалась участвовать в «плане Маршалла» и настояла на принятии аналогичных решений правительствами стран, входивших в сферу её влияния (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия).Задание для обсуждения в группе 1: Какое значение для США имела реализация «плана Маршалла»?
Выслушивается мнения учащихся.
Слово учителя: США получили уникальную возможность выхода на новые внешние рынки в Западной Европе и утверждение своего политического лидерства в данном регионе. Масштабы помощи по линии Маршалла были колоссальными: 12,4 млрд.$ за 1948-1951 гг.
На политической карте мира синими флажками отмечаются страны, получившие помощь по плану Маршалла.
Ответным шагом СССР было учреждение в январе 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Вот, что об этом пишет газета «Правда»
Моделирование исторической ситуации. Сообщение газеты «Правда» о создании СЭВ.
Вопрос к классу: Каким, во вашему мнению, объединением был СЭВ – экономическим или политическим?
Выслушивается мнения учащихся.
Слово учителя: Ещё одной важной сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников была гонка вооружений. Существует мнение, что атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в августе 1945 г., была не только последним актом Второй мировой войны, но первым актом «холодной войны», после которого началась гонка вооружений по принципу «вызов – ответ».
Моделирование исторической ситуации. Воспоминания директора музея в Хиросиме.
Вопрос к классу: Как вы считаете, была ли действительно военная необходимость применения ядерного оружия на завершающем этапе Второй мировой войны?
Выслушивается мнения учащихся.
Моделирование исторической ситуации. Информационные сообщения ТАСС и Госдепартамента США о создании и испытании ядерного оружия.
Слово учителя: Совершенствовались средства зенитной обороны и противотанковые комплексы, танки и самолёты. Соревнование двух систем в различных сферах военного производства продолжалось до того момента, когда стало ясно, что численность боевых зарядов превысила уровень оборонительной достаточности. Очень точно подметил драматичность сложившейся ситуации Р. Рождественский в поэме «210 шагов»:
Мы -
жители Земли -
богатыри.
Бессменно
от зари и до зари,
зимой и летом,
в полднях и ночах
мы тащим тяжесть
на своих плечах...
Несём мы груз
промчавшихся годов,
пустых надежд
и долгих холодов,
отметины
от чьих-то губ
и рук,
нелепых ссор,
бессмысленных разлук,
случайных дружб
и неслучайных встреч.
Всё это так,
да не об этом
речь!
Привычный груз
не весит ничего...
Но,
не считая этого всего,
любой из нас
несёт пятнадцать тонн!..
Наверное,
вы знаете о том?
Наверно,
вам приятно жить в тепле?..
А между тем
на маленькой
Земле
накоплено
так много
разных бомб,
что, сколько их,
не знает даже бог!..
Пока что эти бомбы
мирно спят.
И может,
было б незачем опять
о бомбах
вспоминать и говорить...
Но если только
взять
и разделить
взрывчатку,
запрессованную в них,
на всех людей -
здоровых и больных,
слепых и зрячих,
старцев и юнцов,
на гениев,
трудяг и подлецов,
на всех - без исключения -
людей
в их первый день
и в их последний день,
живущих
в прокопчённых городах,
копающихся
в собственных садах,
на всех людей! -
и посчитать потом,
на каждом будет
по пятнадцать тонн!
Живём мы.
И несёт любой из нас
пятнадцать тонн взрывчатки.
Про запас...

Старик
несёт из булочной батон
в авоське.
И свои пятнадцать тонн
он тащит за плечами,
как рюкзак.
И дым усталости
в его глазах...
Без отдыха
работает роддом.
Смешное,
слабенькое существо
едва рождается,
а для него
уже припасено
пятнадцать тонн.
Пятнадцать тонн
на слабеньких плечах!
Вот почему
все дети
так кричат...
...Сквозь смех и боль,
сквозь суету и сон
мы эту ношу
медленно
несём.
Ей подставляем
плечи и горбы,
влачим её по жизни,
как рабы!
Её не сбросить,
в землю не зарыть,
не утопить,
врагу не подарить...
А ноша эта -
чёрт её возьми! -
придумана и создана
людьми!
Людьми самими
произведена.
В секретные бумаги
внесена.
Нацелена
и взвешена уже...
Ну как теперь?
Живёт у вас в душе
надежда
этот шар земной
спасти?..
Пока -
пятнадцать тонн.
А завтра -
что?
А через десять лет?
А через сто?
Пусть даже без войны,
без взрывов пусть...
Богатыри,
да разве это -
путь?!. ...И снова ночь
висит над головой.
Бездонная,
как склад пороховой.
Однако, сверхдержавы не только накапливали оружие, но и разрабатывали планы его применения.
Моделирование исторической ситуации. Сообщение сотрудника архива Объединенного Комитета Военного Планирования.
Слово учителя: Хотя двум великим державам удалось избежать прямого столкновения (удерживала угроза взаимного ядерного уничтожения), всё же вооруженные конфликты имели место, и главным среди них была Корейская война 1950-1953 гг. Её история до сих пор содержит много «белых пятен», поскольку советские архивы, касающиеся событий в Корее, были закрыты. В соответствии с этим историю Корейской войны в основном писали американцы.
Военный корреспондент так описывает эти события.
Моделирование исторической ситуации. Сообщение корреспондента о Корейской войне.
Задание для обсуждения в группах: Какие цели преследовали США и СССР в Корейской войне?
Выслушивается мнения учащихся.
Слово учителя: В 1953 г. были достигнуты договоренности, согласно которым Корея оказалась расколотой на две части. Такое положение сохраняется и до настоящего времени. Разделенной на две части после Второй мировой войны оказалась не только Корея. Подобная участь постигла и Германию. На политической карте мира синим флажком отмечаются Южная Корея, красным – Северная Корея.
Вопрос к классу: Как вы думаете, почему немецкий вопрос считался «яблоком раздора» и главной проблемой «холодной войны»?
Выслушивается мнения учащихся.
Слово учителя: Хотя Германия и потерпела поражение во Второй мировой войне, в действительности она оставалась очень важной величиной, ибо без соглашения о её судьбе каждая из соперничавших держав испытывала бы подозрение, что её оппоненты желают перетащить побежденную нацию на свою сторону, с тем, чтобы изменить баланс сил в Европе в свою пользу.
Моделирование исторической ситуации. Воспоминания жительницы Восточного Берлина об образовании ФРГ и ГДР.
На политической карте мира синим флажком отмечаются ФРГ, красным – ГДР.
Слово учителя: Небывалый в истории феномен «разорванных надвое» народов в Европе и Азии на долгие десятилетия стал трагическим символом раскола мира на две враждебные системы: капиталистическую и социалистическую. Противостояние двух держав вылилось в противостояние двух военно-политических блоков.
Моделирование исторической ситуации. Сообщение учащегося об образовании НАТО и ОВД.
Слово учителя: «Холодная война» сопровождалась не только дипломатическими битвами, военным противостоянием, но и острой идеологической борьбой, шумными пропагандистскими кампаниями.
Согласно опросам общественного мнения две трети американцев в 1947 г. считали своим потенциальным противником СССР. Дело дошло до того, что 1949 г. был зарегистрирован такой факт: министр обороны США ДЖ. Форрестол выбросился из окна с воплем: «Русские идут!».
В СССР ненависть к «проискам капиталистов» была не меньше. Одним из средств изобличения пороков Западного общества являлась политическая карикатура.
Обращается внимание учащихся на выставку политической карикатуры
В конце урока обращается внимание учащихся на политическую карту мира. По ходу урока к ней прикреплялись синие и красные флажки, обозначающие сферы влияния двух свердержав (красные флажки – СССР, синие – США)
Задание к классу: Прокомментируйте полученное на карте изображение.
Ожидаемый вариант ответа: После Второй мировой войны мир оказался расколот на две части: с одной стороны – СССР и его союзники, с другой стороны – США и его сателлиты.V. Систематизация и обобщение знаний.
Рефлексия: Итак, в течение сегодняшнего урока мы попытались вместе с вами воссоздать непростую обстановку 49-50 гг. прошлого столетия и ответить на вопрос: кто развязал «холодную войну», на ком лежит ответственность за судьбы человечества в послевоенный период? В начале урока мы выдвинули две гипотезы по данной проблеме. Изменилась ли ваша точка зрения к концу урока? Как бы вы ответили на этот вопрос с учётом современных реалий?
Выслушивается мнения учащихся.
Возможно знакомство с точкой зрения американского историка Дж. Геддиса. Он отмечает: «По окончании Второй мировой войны и США, и СССР заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща… История редко бывает столь проста, чтобы можно было её представить в категориях белого и чёрного. При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки «холодной войны», нелогично и неразумно пытаться обелить одну сторону и возложить всю вину не другую».
Домашнее задание.
Слово учителя: проблемы, затронутые сегодня нами весьма сложны и спорны. Есть ещё один вопрос, по которому мне хотелось бы узнать ваше мнение. Можно ли было избежать «холодной войны». Изучив дома § 17 учебника, дополнительную литературу дайте ответ на этот вопрос. Свою позицию оформите в виде эссе.
Использованная литература:
Безыменский Л. А., Фалин В. М. Кто развязал холодную войну?// Страницы истории Советского общества: люди, проблемы, факты. – М.,1989.
Боффа Дж. История Советского Союза. Т.2. – М.1994.Глава 6.
Верт Н. История Советского государства. – М.,1992.Глава 9.
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: ВЛАДОС, 2001
Приложение
Документ1Из речи У. Черчилля в городе Фултон (США)
(Извлечение)
5 марта 1946 г.
Мы понимаем, что русские должны чувствовать себя в безопасности на своих западных границах от какого-либо возобновления германской агрессии. Мы приветствуем занятие Россией полагающегося ей места среди руководящих наций мира.<...> Однако моя обязанность заключается в том, чтобы представить вам некоторые факты о нынешнем положении в Европе. <…>
      От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы.<...>      Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах, и до настоящего времени, за исключением Чехословакии, в них не существует никакой подлинной демократии. <...>
В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические пятые колонны, которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, получаемым от Коммунистического центра.
 Я не верю в то, что Советская Россия желает войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин.<...>      Наша старая доктрина равновесия является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил <...>
[ Предотвращение войны] можно обеспечить только, если в настоящее время, в 1946 г., будет достигнуто полное взаимопонимание с Россией по всем вопросам под общим руководством объединенных Наций..Документ2Из телеграммы поверенного в делах США в Москве Д. Кеннанав Государственный департамент США. 22 февраля 1946 г.
      ...Мы можем сказать, что имеем дело с политической силой, фанатически верящей в невозможность постоянного «модус вивенди» (способ существования, образ жизни) с Соединенными Штатами, считающей желательным и необходимым разрушение внутренней гармонии нашего общества, подрыв нашего традиционного образа жизни, развала международного авторитета нашего государства во имя обеспечения советской власти...      1. В отличие от гитлеровской Германии советская власть не придерживается схемы и не является авантюристической. По этой причине она легко уступает — и обычно уступает — когда сталкивается где-либо с сильным сопротивлением...
      2. По сравнению с западным миром Советы все еще слабее, таким образом, их успех действительно зависит от той меры сплоченности, твердости и решительности, какой сможет добиться западный мир...
      3. ...Мы здесь убеждены, что со времени окончания гражданской войны никогда еще русский народ не был эмоционально столь далек от доктрин коммунистической партии, как сейчас. В России партия стала сейчас великим — и на время — высокоэффективным аппаратом диктаторской администрации, но перестала быть источником духовного вдохновения.
      4. Вся советская пропаганда... в своей основе негативна и разрушительна. С ней поэтому сравнительно легко бороться с помощью разумной и на деле конструктивной программы.
      По этим причинам я полагаю, что мы можем спокойно и уверенно подойти к проблеме, что делать с Россией... не думаю, чтобы мы рисковали... Нам не приходится охранять инвестиции, не потеряем мы и торговли, нет граждан, которых нужно защищать, мало культурных контактов, подлежащих сохранению. Многие народы... заинтересованы в абстрактной свободе меньше, чем в безопасности... Мы должны оказаться более способными, чем русские, предоставить это им. И если мы не сделаем этого, то русские наверняка сделают. Наконец, мы должны иметь смелость и настойчивость в сохранении наших собственных методов и представлений о человеческом обществе.
Документ 1
Из разработки Объединенного комитета начальников штабов, 9 октября 1945г.
Слабости СССР:
А) Военные потери в людской силе и промышленности, откат назад от развитой промышленности (15 лет).
Б) Отсутствие технических сил (5-10 лет).
В) Отсутствие стратегических ВВС (5-10 лет).
Г) Отсутствие ВМФ (15-20 лет).
Д) Плохое состояние железных дорог, военного транспорта – систем и оборудования (10 лет).
Е) Уязвимость нефтяных источников, жизненное важных промышленных центров для бомбардировщиков дальнего действия.
Ж) Отсутствие атомной бомбы (5-10 лет, возможно раньше).
З) Сопротивление в оккупированных странах (в течение 5 лет).
И) Численная военная слабость на Дальнем Востоке, особенно ВМФ (15- 20 лет).
В скобках указан примерный срок преодоления данной «слабости».
Документ 2
Из меморандума Объединенного разведывательного Комитета №329, 9 сентября 1945 г.
«Отобрать приблизительно двадцать наиболее важных целей, пригодных для стратегической бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории…, ряд смешанно-индустриальных районов, на которые приходятся высшая концентрация научных и исследовательских центров, специализированных промышленных предприятий, основной правительственный и управленческий аппарат. Это выбор обеспечит максимальное использование возможностей ядерного оружия.
В качестве таких центров были отобраны: Москва, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Ленинград, Баку, Новокузнецк, Иркутск, Ярославль и др.»Документ 3
Сенатор Ванденберг говорил:
«Америка должна вести как мировая держава №1, каковой она и является в действительности. Мы должны осуществлять моральное руководство миром, или мир вообще останется без руководства».
Документ 4
Бернард Барух (1870 – 1965 гг.), крупнейший банкир, советник ряда американских президентов, заявлял:
«Благодаря могуществу своих вооруженных сил, своему превосходству в области экономики, своим ресурсам и моральной силе, вытекающей из американского образа жизни, Америка в состоянии утвердить своё руководство над миром».
Документ 5
Хенсон Болдуин (1903 – 1991 гг.), известный военный обозреватель и историк, писал:
«Сегодня мы – нация-банкир, нация-кредитор, нация-экспортёр, великая морская и воздушная держава, центр сосредоточения мировых коммуникаций. Если Рим в своё время был центром существования тогдашнего мира, то в ещё большей степени Вашингтон является центром западного мира в XX веке».
Документ 6
Из директивы Совета национальной безопасности США № 20/1 «Цели США в отношении России», 18 августа 1948 г.
…Речь идёт прежде всего о том, чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля.
…Если взять худший случай, то есть сохранение Советской власти над всей или почти всей нынешней советской территорией, то мы должны потребовать:
а) выполнение чисто военных условий (сдача вооружений, эвакуация ключевых районов и т.д.) с тем, чтобы надолго обеспечить военную беспомощность;
б) выполнение условий с целью обеспечить значительную экономическую зависимость от внешнего мира.
…Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим:
а) не имел большой военной мощи;
б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира;
в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами;
г) не установил ничего похожего на железный занавес.
В случае, если такой режим будет выражать враждебность к коммунистам и дружбу к нам, мы должны позаботиться, чтобы эти условия были навязаны не оскорбительным или унизительным образом. Но мы обязаны не мытьём, так кaтаньем навязать их для защиты наших интересов».
Доктрина Трумэна
Серьезность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой.<…> Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Я не думаю, что американские люди и Конгресс не пожелают услышать просьбу греческого правительства. Греция не богатая страна. Нехватка  достаточных природных ресурсов всегда вынуждала греческих людей упорно трудиться, чтобы выжить. С 1940 г. эта трудолюбивая, мирная страна перенесла вражеское вторжение, четыре года жестокой оккупации и междоусобную борьбу.
Когда войска союзников освободили Грецию, они увидели, что отступающие немцы разрушили фактически все железные и шоссейные дороги, портовые сооружения, коммуникации и торговый флот. <…> В Греции сегодня нет капиталов, чтобы финансировать импорт тех товаров, которые являются жизненно важными. Страна отчаянно нуждается в финансовой и экономической помощи, чтобы возобновить закупки пищи, одежды, топлива и семян, которые крайне необходимы для пропитания и жизненных нужд ее людей и доступны только из-за границы.<…> Греческое правительство также попросило помощи опытных американских администраторов, экономистов и техников, чтобы финансовая и другая помощь, оказываемая Греции, использовалась бы эффективно в создании устойчивой и самоподдерживающейся экономики и в улучшении ее государственной службы.
Самому существованию греческого государства сегодня угрожают террористические действия нескольких тысяч вооруженных партизан, возглавляемых коммунистами, которые бросают вызов власти правительства во многих районах страны, особенно на северной границе. Тем временем, греческое Правительство неспособно справиться с ситуацией. Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить власть правительства над всей территорией Греции. Соединенные Штаты обязаны предоставить Греции эту помощь. <…>
Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью.
Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения ее территориальной целостности. <…> Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов - создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. .<…> Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путем прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.
<…> Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.
<…> Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. <…>
И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности
«План Маршалла»
5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, государственный секретарь США Джордж Кэтлетт Маршала изложил план восстановления экономики европейских стран , пострадавших в результате Второй мировой войны (1939–1945), а также в результате обрушившихся на континент жестоких холодов зимы 1946/47 г.
Согласно этому плану, Правительство Соединенных Штатов Америки намеревается выделить до 20 миллиардов долларов на оказание экономической помощи бедствующим странам Европы при условии их согласия на скоординированные действия и выработки ими разумного плана использования выделяемых на их нужды средств. План Маршалла предусматривает оказание помощи и Западной Германии. В
Своем выступлении Маршалл упоминает о готовности США включить в число бедствующих стран и Советский Союз, но Правительство СССР категорически отвергло это предложение, назвав американскую программу помощи Европе трюком, рассчитанным на закабаление европейских стран.
Воспоминания директора мемориала в Хиросиме Кавамото, 1987 г.
Мне было 13 лет. Мой дом находился на острове Миядзима, в двадцати километрах отсюда, и я электричкой приезжал в Хиросиму в школу. Летом и у вас и у нас дети отдыхают. Но в войну каникул не было. Старшие — пятнадцатилетние — работали на заводах, мы разбирали завалы после бомбежек. В школе нас тренировали, как солдат. Только вместо винтовок в руках мы держали лопату. Тот день начался с инструкции. Мы стояли во дворе школы. День обещал быть солнечным, жарким. Директор нам сказал: «Опять предстоит жаркий день, но мы будем работать во имя родины». В четные дни наш класс оставался в школе, а в нечетные мы ходили работать. 6 августа — день четный, мы отправились на занятия. Класс для японских школьников — священное место. Прежде чем войти в него, мы должны были снять обмотки. Командовал нами старшеклассник. Нас тренировали быстро снимать и надевать обувь. Обычно повторяли эту процедуру по два-три раза, но в тот день у всех получилось хорошо, обошлись одним разом. Нас впустили в комнату, старшеклассник куда-то ушел, а мы сидели по команде «смирно» с закрытыми глазами и ждали появления учителя. Сидение «смирно» помогало сосредоточиться перед уроками. Но один наш ученик (его место было у окна) глаза, видимо, открывал. Он и заметил самолет «Б-29». Мы такого еще не видели. «Смотрите, самолет!» — сказал он. Я сидел в середине комнаты. После его слов поднялся из-за парты. И тут — вспышка. Больше я ничего не помню. В классе было 45 человек, в живых осталось около десяти. Когда я очнулся, было темно. Во рту почувствовал кровь, болела рука. Нас воспитывали по-военному: если ранен — перевяжи рану сам, не кричи «Помогите!», а опять же сам выходи из трудного положения. Так говорили нам учителя, а слово учителя для нас — это слово бога... Я перевязал руку. Потом я выбрался из развалин. Над городом кружили черные вихри. Что делать дальше? Каждая японская школа имела свой гимн. Поскольку я не мог звать на помощь, я запел его. Откуда-то доносились такие же песенные слова. Но голоса скоро угасли... Нас учили в школе: в чрезвычайной ситуации бежать на спортивную площадку. Но где она? Нас учили: если наступает огонь — уходи от огня. Но откуда огонь? Я подбросил вверх песок, чтобы знать направление ветра. Ветер дул с моря. И я двинулся к морю. Это был трудный путь. Кто-то просил: «Возьми меня». У меня до сих пор болит сердце, что я их не взял. У них были сломаны ноги. Я дополз до дороги и опять потерял сознание. Мне посчастливилось, что меня увидели солдаты. Они отвезли меня в военный госпиталь на один из островов... Моя мать рыскала всю Хиросиму — она потеряла мои следы. Потом ей сказали... она приехала и забрала меня. Возвращались мы домой через Хиросиму. Город был мертв. Мы вернулись с матерью на остров Миядзима. Долго, почти год, я болел. Три месяца я ничего не видел, выпали волосы. Врачи не знали, что делать. Мать ходила в горы, готовила лекарства и давала мне. Меня спрашивают: «Почему ты остался жив?» Я и сам не знаю. Я думаю, что спасло меня единственное лекарство — материнская любовь, у меня есть свидетельство пострадавшего от атомной бомбардировки. Таких людей в Японии называют «хибакуся», нас десятки тысяч...