Разработка внеклассного мероприятия по математике Дорогами Великой отечественной войны (8,9 классы)
«Дорогами Великой Отечественной войны»
Мероприятие по математике.
Цель: расширить содержание дисциплины «Математика», показать практическое применение ее в новых условиях.
Задачи:
Воспитывать патриотизм, чувство уважения к ветеранам через живое общение с ними; патриотические чувства к Родине и её истории;
Развивать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, коллективизм, отзывчивость, сопереживание;
Развивать нравственное сознание, несущее в себе добро, честность, справедливость и созидание.
Оформление и оборудование:
- плакаты военных лет,
- на сцене надпись «Дорогами Великой Отечественной Войны»,
- аудиозаписи песен военных лет,
- аудиозапись вальса,
- компьютер,
- мультимедиапроектор,
- экран.
Ход мероприятия:
Звучит музыка «Журавли» муз. Я.Френкеля, сл.Р.Гамзатов (очень тихо)
1 вед: Я родилась после войны, я выросла под мирным небом.
Чем дорожу я в эти дни? Каким живу духовным хлебом?
(музыка «Журавли» - громко)
2 вед: Война – жестче нет слова, Война – печальней нет слова,
Война – святее нет слова, в тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного еще не может быть, и нет.
(А. Твардовский)
1 Вед: Каждый год в майские дни народ вспоминает грозные годы Великой отечественной войны, чтит память павших, клянется живым. Вот уже прошло 70 лет со дня Победы, но время не властно над Памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы и собрались сегодня здесь.
(На экране высвечивается фото могилы неизвестного солдата)
Ученик: Мы здесь не потому, что дата.
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
Учитель: Сегодня наш математический вечер посвящен Великой Отечественной Войне. Разрешите представить участников: --------
А оценивать их будет наше уважаемое жюри в составе: ---------
1 вед: Название нашего вечера - «Дорогами Великой отечественной войны» и поэтому в течение всего вечера наши команды пройдут военными тропами и будут решать задачи на военную тематику, которые будут оцениваться баллами. На пути следования команд будут и сражения и передышки. Та команда, которая наберет большее количество баллов, - победит.
2 вед: Для советских людей 22 июня 1941года стало черным днем календаря.
Ученик: Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и цветам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.
2 вед: Стратегический план ведения войны против Советского Союза имел условное название «Барбаросса». Он предусматривал внезапное нанесение мощных ударов крупными силами танковых, моторизованных войск и авиации с целью разобщить, окружить и уничтожить главные силы Красной Армии, находившиеся в западной части СССР, а затем продолжить стремительное наступление в глубь страны и выйти на линию Архангельск-Астрахань.
1 вед: Мирный труд советских людей был нарушен. Началась Великая Отечественная война. Весь народ от мала до велика, поднялся на борьбу.
(тихо звучит мелодия «Священной войны»)
От бескрайней равнины сибирской до полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский, наш великий советский народ.
Выходил он: свободный и правый, отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу, за могучую нашу страну.
Учитель: Итак, первое задание. На момент вторжения немецко-фашистских агрессоров враг превосходил наши войска по личному составу в 1,8 раза, по тяжелым и средним танкам в 1,5 раза, по самолетам новых типов в 3,2 раза, по орудиям и минометам в 1,25раза. Каково было вооружение захватчиков, если в войсках, прикрывавших западные границы СССР, было 2,9 млн. человек, 1540 самолетов нового типа, 34695 орудий и минометов, 1800 тяжелых и средних танков?
2 вед: Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига»; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда «о непобедимости гитлеровской армии».
Ученик: Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
1 вед: Битва под Москвой состояла из трех этапов: 1 этап – стратегически – оборонительная операция – с 30 сентября по 5 декабря 1941года, 2 этап – наступательная операция – с 6 декабря 1941 года по 7 января 1942года, 3 этап – Ржевско-Вяземская наступательная операция – с 8 января по 20 апреля 1942 года.
Второе задание: вам нужно выяснить, какая операция была продолжительнее и на сколько дней.
Ученик: Летала смерть зловещей тенью,
Держалась жизнь на волоске,
И шло в сраженье ополченье
На ближних подступах к Москве.
Здесь наша боль и наша слава,
И ты судьбе не изменяй.
Москва, Москва, моя Держава,
Передний край, передний край.
Любовь к Москве – любовь святая.
В тот страшный час в осенней мгле
Шли в бой сыны степного края
На ближних подступах к Москве.
И навсегда лежать остался
Товарищ мой в сырой траве,
Где поредевший полк сражался
На ближних подступах к Москве.
В лучах прожектора металась
Звезда в полночной синеве
И дальних звёзд судьба решалась
На ближних подступах к Москве.
Здесь наша боль и наша слава,
Июньский гром, победный май.
Москва, Москва, моя Держава.
Москва всегда передний край!
2 вед: Наступление на московском направлении нацисты готовили как генеральное, решающее.
Третье задание: посмотрите на таблицу и заполните пропуски.
Соотношение сил и средств к 30 сентября 1941г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Силы и средства
РККА
Вермахт
Соотношение
Личный состав (тыс.чел.)
1250
1800
1 : 1,4
Орудия и минометы
7600
Более 14000
1 : 1,8
Танки
1000
1700
?
Самолеты
667
?
1 : 2
1 вед: На фронте к 4-5 декабря наступило затишье. Немецко – фашистские войска выдохлись, их наступление захлебнулось.
И у наших команд небольшая передышка – давайте послушаем песню военных лет. Эту песню вы все знаете, поэтому можете подпевать.
2 вед: Следующий пункт нашего путешествия – Сталинград. После победы под Москвой были и другие победы, были и потери, и серьёзные поражения. Но враг по-прежнему был силён и коварен. Он захватил Крым, Харьков, Донбасс, вышел к излучине Дона, угрожая Сталинграду, занял Ростов-на-Дону, рвался к Кавказской нефти. Встревоженный большими потерями И.В.Сталин 28 июля 1942 года издаёт приказ №227, вошедший в историю под названием «Ни шагу назад!» Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом – одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной Войны. Она продолжалась 200 дней – с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе.
1 вед: Вот четвертое задание нашим командам на пути следования: «Для защиты плацдарма необходимо построить оборонительные сооружения. Сколько потребуется колючей проволоки, чтобы сделать заграждение в четыре ряда по периметру плацдарма в форме прямоугольника с шириной 1,23км и длиной 2,15км?» Ответы относим жюри.
2 вед: Солдаты Сталинграда стояли насмерть. Страшным позором считался отход хотя бы на 1 метр. Если же противник все же прорывался, то только там, где не оставалось в живых ни одного советского воина. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость.
Ученик: Поклон земле – суровой и прекрасной,
Что вечно будет людям дорога!
Здесь виден новый город – светлый, ясный,
Степная ширь и Волги берега.
Став на земле суровой и прекрасной,
Копнешь песок, а он не желтый весь,
Не золотистый он, а темно-красный,
Как кровь героев, пролитая здесь!
1 вед: Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных периода: оборонительный – с 17 июля по 18 ноября 1942 года, и наступательный – с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Пятое задание: определить длительность каждого периода, какой из них был продолжительнее и на сколько дней?
2 вед: Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупную победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной Войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. В ознаменовании подвига героев на Мамаевом кургане был сооружен мемориальный комплекс.
(фотография Мамаева кургана)
1 вед: Еще не остыли орудия. Еще догорают пожарища. Еще не подобраны убитыеПленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях наши фронтовые повара. А над Рейхстагом алеет советский флаг. В ночь на 1 мая разведчики 756-го полка3-й Ударной армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, русский и грузин, подняли советский флаг над Рейхстагом.
2 вед: 8 мая 1945 года в Карлсхорсте под Берлином был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Со стороны Германии его подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны Советского Союза маршал Г.К. Жуков.
1 вед: А 24 июня на Красной Площади в Москве состоялся Парад Побед.
(Вальс)
2 вед: Остались позади долгие годы тяжелых испытаний для многих стран мира. Советские люди, понесшие наибольшие людские и материальные потери, доказали свою жизнестойкость, проявив при этом мужество, героизм и самопожертвование как на фронте, так и в тылу. Они не щадили себя ни на войне, ни в цехах заводов, на колхозных и совхозных полях, шли на любые испытания и жертвы ради достижения победы над врагом. Они подтвердили, что обладают огромной моральной силой, величием духа, твердой убежденностью в правоте борьбы с фашизмом.
Ученик:
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Учитель: В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед великим подвигом русского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания. 1 вед: За все, что есть сейчас у нас,За каждый наш счастливый час,За то, что солнце светит нам,Спасибо доблестным солдатам,Что отстояли мир когда-то.Спасибо Армии родной,Нашим отцам и дедам!
2 вед: Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны должен помочь и нынешнему молодому поколению возвеличивать славу родного Отечества.
1 вед: А сейчас просим жюри подвести итоги и объявить результаты.
(Слово жюри)
Ученик: Задохнулись канонады.В мире – тишина.На большой земле однаждыКончилась война.Будем жить, встречать рассветы,Верить и любить.Только не забыть бы это!Лишь бы не забыть, Как всходило Солнце в гари,И кружилась мгла,А в реке – меж берегами –Кровушка текла.Были чёрными берёзыДолгие года,Были выплаканы слёзыВдовьи – навсегда.Эта память – верьте, люди,Всей земле нужнаЕсли мы войну забудем,
Вновь придет война.