Методические рекомендации для организации и выполнения самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по дисциплине ОГСЭ.02 «История» для студентов очной формы обучения по специальности 38.02.07 «Банковское дело» на базе основного общего образования


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ БАНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

  УТВЕРЖДАЮ Председатель ЦМК ОГСЭ ______________


Методические рекомендации для организации и выполнения самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
по дисциплине ОГСЭ.02 «История»
для студентов очной формы обучения по специальности 38.02.07 «Банковское дело» на базе основного общего образования и среднего общего образования

Составил: преподаватель ВКК
Брюхович С.Н.
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальности 38.02.07 Банковское дело по дисциплине ОГСЭ.02 «История» и направлены на оказание методической помощи при организации самостоятельной деятельности студентов.
В рекомендациях содержатся требования к знаниям и умениям, содержание самостоятельной деятельности студентов, предложены виды деятельности и формы отчетности.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать  справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-  развития исследовательских умений.
Роль самостоятельной работы возрастает, т.к. перед учебным заведением стоит задача в т. ч. и по формированию у студента потребности к  самообразованию и самостоятельной познавательной деятельности.
Рабочей программой дисциплины «История» предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
Презентационный проект.
Сравнительные таблицы.
Терминологические словари.
Краткие конспекты (тезисы).
Самостоятельные работы выполняются с помощью ПК или в рабочих тетрадях.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; - выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Освоить общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ФГОС СПО-06
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
Уровень усвоения студентом учебного материала.
Умение студента применять теорию на практике.
Сформированность общеучебных умений.
Обоснованность и четкость изложения ответа.
Аккуратность при оформлении ответов.
Пояснительная записка
Количество часов по программе, из них 63
теоретич. 39
практич. 12
самост. работа 12
Формы контроля по семестрам Дифференцированный зачет Паспорт фонда оценочных средств
№п/пКонтролируемые разделы (темы) дисциплины/МДК* Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование
оценочного средства
1 Тема1.1 Послевоенное мирное урегулирование в Европе ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1 1.Всеобщая декларация прав человека.
Новая ядерная политика США, претензии на мировое господство.
Господствующее положение США в ,
ряде международных организаций.
- составить конспект
2.Приход к власти коммунистов в ряде стран
Европы и Азии. (Подготовка дополнительных сообщений по теме)- презентационные проекты
терминологический словарь
2 Тема 2.2 Основные направления социально-экономической политики США 80-90 годы ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1 Нарастание социальных проблем в
американском обществе в 60-х гг.
Антивоенное и студенческое движение.
Феминистическое движение.
-презентационный проект
3 Тема 2.3. Крупнейшие страны мира. Германия ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1 Объединение Германии и проблемы
последующего развития.
-краткий конспект.
Постиндустриальное немецкое общество.
-терминологический словарь;
4 Тема 2.4. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XXвека.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий. 1 Организация Варшавского договора(ОВД).
Совет Экономической Взаимопомощи.
-презентационный проект.
Нарастание экономических и
социальных проблем.
События в Венгрии, Чехословакии.
Политические кризисы. «Доктрина Брежнева».
-краткий конспект;
5 Тема 2.6.
Социально-экономическое
политическое развитие государств
Восточной и Южной
Азии во второй
половине XX века.
Япония. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 1 Внешнеполитическая стратегия
Японии на современном этапе.
Японо-американские отношения на
современном этапе.
Российско-японские отношения.
презентационный проект.
6 Тема 2.7. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Китай.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
1 Ухудшение советско-китайских
отношений и сближение с Западом.
-работа с интернет ресурсами;
-краткий конспект.
7 Тема 2.8. Социально-экономические и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Индия. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
1 Экономическое положение
Индии после второй мировой войны.
Подъем освободительного движения.
-составить краткий конспект;
-терминологический словарь.
8 Тема 2.9.
Советская концепция «нового политического мышления»
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1 Интеграция Европейских стран.
Создание единого валютного пространства.
-составить краткий конспект
-терминологический словарь
9 Тема 2.11. Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX- нач XXI вв. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
1 Кубинская революция и ее влияние,
в остальных странах Латинской Америки.
Интеграция стран Латинской
Америки в мировую экономику.
Усиление интеграционных процессов.
-презентационный проект;
10 Тема 2.12.
Международныеотношения вовторой половине XXвека. От двухполюсной системы к новой политической модели. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1 Интеграция Европейских стран.
Создание единого валютного пространства.
-терминологический словарь
11 Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1 Глобализация в политической,
социально-экономической и духовной
сферах как новый цивилизационный
процесс XXI века.
-терминологический словарь.
12 Тема 4.2 Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.
1 Разоружение и проблема выживания
человеческой цивилизации.
Комплекс проблем разоружения:
прекращение разработки и
производства оружия массового
уничтожения; ограничение и
прекращение ядерных испытаний;
демилитаризация зон вооруженных
конфликтов.
Международные соглашения
в области разоружения.
-составить краткий конспект

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №1
Тема1.1 Послевоенное мирное урегулирование в Европе
Вид задания: - презентационные проекты, терминологический словарь
Форма и метод контроля: самоотчёт.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение развивать познавательные и творческие способности
1.Всеобщая декларация прав человека.
Новая ядерная политика США, претензии на мировое господство.
Господствующее положение США в , ряде международных организаций.
2.Приход к власти коммунистов в ряде стран Европы и Азии. (Подготовка дополнительных сообщений по теме)Рекомендуемая литература: www.history.ru; История. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др..2007 год.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №2
Тема 2.2 Основные направления социально-экономической политики США 80-90 годы
Вид задания: презентационный проект
Форма и метод контроля: самоотчёт
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение развивать познавательные и творческие способности студентов;
умение работать с дополнительной литературой.
Нарастание социальных проблем в американском обществе в 60-х гг.
Антивоенное и студенческое движение. Феминистическое движение.
Рекомендуемая литература: www.Wikipedia.org; Согрин В.В. Политическая история США.-М. 2001-400с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №3
Тема 2.3. Крупнейшие страны мира. Германия.
Вид задания: краткий конспект, терминологический словарь
Форма и метод контроля: самоотчёт.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение развивать познавательные и творческие способности студентов, способность к анализу, синтезу, обобщению, сравнению.
Объединение Германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество.
Рекомендуемая литература: www.Wikipedia.org
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №4
Тема 2.4. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XXвека.
Вид задания : презентационный проект, краткий конспект;
Форма и метод контроля: самоотчёт.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
Задание 1. Изучить материал сайта www.history.ru .
Задание 2. Составить краткий конспект и презентационный проект:
Организация Варшавского договора(ОВД). Совет Экономической Взаимопомощи. Нарастание экономических и социальных проблем.
События в Венгрии, Чехословакии. Политические кризисы. «Доктрина Брежнева».
Рекомендуемая литература:
1. www.history.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №5
Тема 2.6. Социально-экономическое политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония.
Вид задания : презентационный проект
Форма и метод контроля: презентация.

Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение выбирать необходимую информацию по теме;
умение составлять презентацию.
Задание: Составить презентационный проект :Внешнеполитическая стратегия Японии на современном этапе.
Японо-американские отношения на современном этапе.
Российско-японские отношения.
Источники из интернета:
www.Wikipedia.org; Кузнецов Ю.Д. – История Японии 2008 год.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №6
Тема 2.7. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Китай.
Вид задания : презентационный проект и краткий конспект
Форма и метод контроля: презентация.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение выбирать необходимую информацию по теме;
умение работать Power Point .
Задание. Составить презентационный проект и краткий конспект:
Ухудшение советско-китайских отношений и сближение с Западом.
Источники из интернета:
www.history.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №7
Тема 2.8. Социально-экономические и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Индия.
Вид задания :
Форма и метод контроля: самоотчёт.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение выбирать необходимую информацию по теме;
умение логически излагать материал на английском языке.
Задание. Составить терминологический словарь и краткий конспект:
Экономическое положение Индии после второй мировой войны.
Подъем освободительного движения.
Источники из интернета: www.hronos.km.ruМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №8
Тема 2.9.Советская концепция «нового политического мышления».
Вид задания : краткий конспект, терминологический словарь.
Форма и метод контроля: презентация.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение выбирать необходимую информацию по теме;
умение работать в Power Point.
Задание. Составить краткий конспект и терминологический словарь: Интеграция Европейских стран. Создание единого валютного пространства.
Источники из интернета:
www.History.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №10
Тема 2.11. Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX- нач XXI вв.
Вид задания : презентационный проект
Форма и метод контроля: самоотчет.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение выбирать необходимую информацию по теме;
Задание. Составить презентационный проект: Кубинская революция и ее влияние, в остальных странах Латинской Америки.
Интеграция стран Латинской Америки в мировую экономику.
Усиление интеграционных процессов.
Источники из интернета:
www.history.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №11
Тема 2.12. Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели.
Вид задания :
Форма и метод контроля: самоотчет.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение выбирать необходимую информацию по теме;
Задание. Составить терминологический словарь: Интеграция Европейских стран. Создание единого валютного пространства.
Источники из интернета: www.history.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №14
Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика.
Вид задания : терминологический словарь.
Форма и метод контроля: самоотчет.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение выбирать необходимую информацию по теме;
Задание. Составить терминологический словарь: Глобализация в политической, социально-экономической и духовной сферах как новый цивилизационный процесс XXI века.
Источники из интернета: www.History.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы №15
Тема 4.2 Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности
Вид задания : краткий конспект
Форма и метод контроля: самоотчет.
Проверяемые учебные элементы:
знание терминов по теме;
умение работать с интернет ресурсами;
умение выбирать необходимую информацию по теме;
Задание. Составить краткий конспект Разоружение и проблема выживания человеческой цивилизации. Комплекс проблем разоружения: прекращение разработки и производства оружия массового уничтожения; ограничение и прекращение ядерных испытаний; демилитаризация зон вооруженных конфликтов. Международные соглашения в области разоружения.
Источники из интернета: www.History.ru
Инструкции по выполнению задания для компьютерной презентации
Этап 1.
1. Выбор темы доклада, курсовой и других видов работы, по которой будет
готовиться компьютерная презентация.
2. Разработка плана презентации по выбранной теме. Подбор информационных материалов, с использованием которых будет строиться презентация.
3. Изучение техники подготовки электронных иллюстративных материалов
(слайдов).
4. Подготовка отдельных информационных ресурсов на машинных носителях в виде слайдов с использованием специальных программ (например, MS Power Point ).
5. Проведение презентации с использованием разработанных электронных
презентационных ресурсов (слайдов).
Этап 2.
1. Изучение теоретических основ построения самодостаточных компьютерных презентаций с помощью специальных программ (например, MS PowerPoint).
2. Составление компьютерной презентации (на базе слайдов, разработанных на этапе 1).
3. Подготовка бумажного отчета по компьютерной презентации.
4. Пересылка компьютерной презентации преподавателю.
План презентации является важным этапом и во многом зависит от творческого подхода
студента.
При составлении плана следует, прежде всего, учитывать:
целевую аудиторию, на которую рассчитана презентация
технологические принципы создания компьютерных презентационных материалов, которые поддерживаются программой создания компьютерной презентации
наличие информационных ресурсов, необходимых для реализации плана.
Рекомендуется зафиксировать план в письменном виде и использовать в ходе всей дальнейшей работе над презентацией.
Для реализации плана ведется поиск необходимых информационных ресурсов, которые будут использоваться в ходе презентации.
Информационный материал, необходимый для построения презентации, может включать отдельные текстовые фрагменты, графические рисунки, схемы, графики и т.д. представленные на бумажных носителях или в электронном виде. Этот материал может быть взят из книг, из изданий периодической печати, из рекламных печатных изданий и
проспектов, из сети Интернет. Если нужный для воплощения идеи материал не найден, его можно создать своими силами: написать текст, нарисовать схему или рисунок, построить таблицу или график.
Требования к содержательной части компьютерной презентации
Компьютерная презентация должна включать в себя следующие разделы:
1. Титул (1 слайд)
2. Введение (1-2 слайда)
3. План презентации (1 слайд)
4. Основная часть (10-15 слайдов)
5. Список использованных информационных ресурсов (1 слайд).
Ниже изложены основные требования к содержанию разделов. Учитывая описанные требования, тем не менее, автору следует относиться к работе творчески.
Титул компьютерной презентации
Титул презентации включает в себя:
основные данные об авторе (фамилия, имя, название учебного заведения , факультет, специальность, номер учебной группы)
название темы;
год создания.
Введение
В этом разделе дается краткая информация о рассматриваемой теме: предназначение, актуальность, проблемы и т.д. Введение заканчивается указанием цели, которую автор хочет достичь с помощью презентации. Установка цели может быть связана с задачами (информированием целевой аудитории, убеждение в чем-либо), с решением управленческих задач (презентация управленческого решения), а также с образовательными задачами (объяснение процессов и явлений).
Цель презентации – обязательный элемент данного раздела.
План презентации
Раздел представляет собой оглавление основной части презентации, возможно, с краткими аннотациями.
Основная часть
Данный раздел призван достичь поставленную автором цель.
Список использованных информационных ресурсов
В данном разделе приводится перечень информационных ресурсов (печатных изданий, ресурсов Интернет, авторов мнений экспертов и специалистов), которые