Статья Проблемное обучение в начальной школе
Проблемное обучение
Мы часто слышим слова: "проблемный урок", "проблемная ситуация", но учителя опасаются проводить уроки подобно типа, не владеют методикой, путают многие ключевые моменты: за проблемный вопрос выдается учебный, творческие задания представляются как гипотезы, вопросы отождествляются с проблемами.
Проблемный вопрос: А, может, нам все-таки не нужны проблемные уроки?
Однако качество проблемного обучения на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Основано такое обучение на теоретических положениях Дьюи. Условиями успешности обучения он считал 3 компонента:
проблематизацию учебного материала (Знания дети лучше усваиваются от удивления и любопытства)
активность ребенка (Знания должны усваиваться с "аппетитом")
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Основано проблемное обучение на создании особого вида мотивации – проблемной. Содержание материала представляет собой цепь проблемных ситуаций.
Проблемное обучение предполагает:
Создание проблемной ситуации.
Вход из неё, то есть решение проблемы.
Основная цель учителя: заинтересовать, увлечь учащихся работой.
Действия учащихся:
выявление проблемы;
формулирование;
поиск решения;
решение непосредственно.
В основу проблемной ситуации помещают противоречие между знанием и незнанием.
Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении.
С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".
Признаки проблемной ситуации:
Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия.
Наличие неизвестного для учащихся.
Возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.
Методы проблемного обучения
Методы проблемного обучения различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при разрешении учебных проблем:
проблемное изложение знаний;
изложение с проблемным началом;
частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод.
Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Здесь может быть применен метод - поисковая беседа, когда ученики не удовлетворяются ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы.
Изложение с проблемным началом: учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Этот метод является наиболее доступным.
Поисковая беседа (частично-поисковый метод): "Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" (Рене Декарт).
Исследовательский метод- это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
сбор информации и её анализ;
осмысление предмета исследования;
постановка учебной проблемы и её решение;
проверка решения;
применение новых знаний на практике.
Основные этапы проблемного урока
1. Организационный момент.
Начало нетрадиционного урока предполагает активизацию познавательного интереса:
рифмованное начало урока;
с элементами театрализации;
с эпиграфа;
с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока;
с пословицы, поговорки;
начало урока с постановки непосредственно проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.
Цели этого этапа:
психологический настрой;
обеспечение условий для успешного выполнения заданий, заинтересовать познавательным процессом.
Учитель: "Мы хорошо поработали над предыдущей темой"- мотив достижений.
"Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы"- мотив относительной неудовлетворенности.
"А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях" (мотив ориентации на деятельность).
2. В организационном моменте проблемного урока особое место занимает актуализация знаний. Именно здесь возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы.
Здесь уместны методы активного обучения:
опорные схемы;
диалог;
мозговой штурм;
мозговая атака;
коммуникативная атака;
игровые моменты.
3. Основной этап выстраивается с опорой на следующие требования:
Использование методов проблемного обучения (поисковых, исследовательских)
Самостоятельная работа учащихся с преобладанием продуктивной деятельности. Повышение положительной мотивации учения: постановка учебных проблем, проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.
Работа с учебником с включением частично-поисковой деятельности.
Дифференцированная работа с учащимся.
Формирование познавательных умений.
4. Проблемное домашнее задание.
5. Оценка качества проблемного урока.
Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке.
1) Учебная проблема должна заинтересовать учащихся своей необычностью, красочностью, эмоциональностью.
2) Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика, вовремя выяснять причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.
3) Необходимо соблюдать дидактические принципы:
научность;
доступность;
систематичность и последовательность;
сознательность и активность учащихся.
4) Проблемный вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
предполагающим научный спор на базе различных истолкований;
создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
5) Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
через углубление проблемного вопроса;
через поиск разных граней его решения;
через сопоставление разных вариантов ответа.
6) Формы решения проблемных ситуаций:
дискуссия;
научный спор;
проблемная лекция;
проблемные задачи и задания;
задачи исследовательского характера;
документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
7) Правила создания проблемных ситуаций:
ПРАВИЛО 1:перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащиеся должны открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Должна быть вызвана потребность в усваиваемом знании.
ПРАВИЛО 2:предлагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям класса.
ПРАВИЛО 3:проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
ПРАВИЛО 4:нельзя смешивать проблемную ситуацию и проблемное задание. Проблемное задание не является само по себе проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию только при соблюдении определенных условий: вопрос, формулируемый учителем должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.
ПРАВИЛО 5: проблемную ситуацию можно вызвать с помощью теоретического проблемного задания или практического (в результате того, что детьми не может быть выполнено).
ПРАВИЛО 6:возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им учебного задания.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение, которое вызывает реакцию удивления и затруднения.
Вы можете выполнить это задание?
В чем затруднение?
Почему не получается выполнить?
Что вас удивляет?
Какова же будет тема урока?
Приемы создания проблемных ситуаций
1.Предварительные домашние задания или задания, на материале учебника, в которых нет готового ответа.
2.Постановка предварительных заданий на уроке до изучения нового материала.
3.Использование экспериментов и жизненных наблюдений (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях)
4.Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.
5.Задания с элементами исследования.
6.Создание ситуации выбора (столкновение различных точек зрения) или сообщение противоположных мнений.
7.Предложение выполнить практическое действие, на первый взгляд, не вызывающее затруднений.
8.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий.Вопрос является проблемным, если он для школьников новый, интересный, содержащий противоречия. Различные мнения учащихся усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.
9.Учитель сам ставит проблему.
10.Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.
11.Перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя и сделав соответствующие выводы.
Виды проблемного урока
1.Урок-дискуссия (спонтанные дискуссии, заранее запланированные).
Регламентированная дискуссия.
Ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. В малых группах происходит обсуждение одной общей проблемы.
Ход урока.
учитель формулирует общую проблему.
выдвигает возможные гипотезы её решения.
определяет структуру малых групп.
Ход дискуссии в группе.
Представители групп: ведущий - организует, аналитик - подвергает сомнению мнения, протоколист - фиксирует, наблюдатель -даёт оценку работы каждого, формулируется общее решение.
Проблемно-проектная дискуссия.
1) Постановка учителем проблемы.
Как сделать что-то, чтобы достичь?
При каких условиях возможно?
Как организовать, чтобы?
2) Индивидуальное обдумывание идей.
3) Предложение идей и наглядная их фиксация.
4) Группировка идей и формулирование 2-3 идей в обобщенном виде.
5) Коллективное обсуждение.
6) Принятие решения.
"Круглый стол".
Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией.
Панельная дискуссия.
Намеченная проблема обсуждается в группе, а затем её участники излагают позиции.
Форум.
Сходна с предыдущей, но отличие в том, что группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.
Симпозиум.
(Выступление с заранее подготовленными сообщениями. После заслушивания аудитория задает докладчику вопросы).
Парная дискуссия("Вертушка").
(Вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы. Создается 2 круга: внутренний и внешний.
Внутренний круг неподвижный.
Внешний - учащиеся пересаживаются по сигналу учителя на стул вправо. Сидят лицом друг к другу.
Техника "Аквариума".
2.Урок-проблемная лекция.
3.Урок-семинар.
а) семинар-дискуссия.
"мозговой штурм"
"спор рядов"+судьи
"учитель против учащихся" (учащиеся стремятся найти верное решение проблемы, а учитель против каждой версии выдвигает контраргумент).
"ученики против учителя" (учитель отвечает на вопросы).
б) семинар - взаимообучение.
"Круглый стол".
Урок- исследования.
Коллективные занятия проблемного характера.
4.Уроки креативного типа:
а) урок-диалог;
б) урок-дискуссия;
в) диспут;
г) урок - противоречия;
д) поисковый урок;
е) урок изобретательства;
ж) урок открытий;
з) деловая игра;
и) урок-наоборот (ученик в роли учителя);
к) урок в школе будущего;
л) урок защиты творческих работ.
5. Парное взаимообучение.
6. Групповая работа по общей теме.
7. Взаимообучение групп.
Правила создания проблемных ситуаций
Правило первое
Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.
При этом необходимо соблюдать следующие основные условия:
1.Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Задание должно включать один неизвестный элемент, потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания.
2. Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые условия выполнения действия.
3.Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
Правило второе
Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
Степень трудности предлагаемого проблемного задания можно оценить по двум основным показателям:1)степени новизны подлежащего усвоению учебного материала и 2) по степени его обобщенности.
Чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и тем большей степени обобщенности могут быть те подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении проблемного задания.
Правило третье
Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
При подготовке учебного материала, подлежащего усвоению, нужно выделять в нем материал, который должен быть сообщен учащимся, и тот материал, который должен быть усвоен ими творчески.
Правило четвертое
В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи, б) вопросы, в) практические задания и т. п.
Вопрос, поставленный учителем, не составляет сам по себе проблемной ситуации. Вопрос может быть показателем проблемной ситуации в том случае, когда он возникает у учащегося при выполнении поставленного перед ним практического или теоретического задания.
Вопрос, формулируемый учителем, должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.
Правило пятое
Проблемная ситуация может быть создана с помощью практического задания. При этом проблемная ситуация возникает в результате того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учеником. Невозможность его выполнения с помощью известных учащемуся способов вызывает проблемную ситуацию,
центральным звеном, которой становится потребность в новом неизвестном способе действия.
Правило шестое
Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения, им поставленного практического учебного задания.
Одна и та же проблема может быть поставлена различными способами.
Разрешить ту или иную проблему– значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока. Существует три возможности постановки учебной проблемы на уроке:
1.Создание проблемной ситуации.
2. Подводящий диалог.
3. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
Первый путь лежит через проблемную ситуацию. Создать проблемную ситуацию означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учеников эмоциональную реакцию удивления, ощущение творческого затруднения. Выход из проблемной ситуации заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы. В теории проблемного обучения известны три принципиально разных способа разрешения проблемной ситуации:
учитель лично заостряет противоречие и создает учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
Из указанных способов выхода из проблемной ситуации наиболее эффективным является побуждающий диалог.
Проблемная ситуация “с затруднением” возникает когда учитель дает ученикам практическое задание: а) невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний; б) невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания; в) невыполнимое, но сходное с предыдущими.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы фразами:
Вы можете выполнить это задание? В чем затруднение?
Почему не получается выполнить задание? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Что вы хотели сделать? Какие знания применили?
Приемы создания проблемных ситуаций
1.Предварительные домашние задания.
Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания.
2.Постановка предварительных заданий на уроке.
Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.
3.Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся.
4.Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.
Проблемно-познавательная задача позволяет ученику получить новые знания и новые способы познания.
5.Задания с элементами исследования.
Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.
6.Создание ситуации выбора.
Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения.
7.Предложение выполнить практические действия.
Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.
8.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий.
Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.
Примеры приемов создания учителем проблемных ситуаций:
1.Учитель сам ставит проблему.
2.Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
3.Внимание учащихся обращается на те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснение.
4.Учащимся сообщается неизвестный ранее факт, который вызывает их недоумение и желание получить объяснение.
5.Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.
6.Учащимся предлагаются предварительные задания на материале учебника, в которых нет готового ответа.
7.Ученикам объясняют практическую значимость подлежащего изучению материала.
8.Житейские знания учащихся намеренно сталкиваются с научными данными.
9.Используя какой-либо необычный случай из жизни, имеющий отношение к подлежащей изложению теме.
15