Статья Проблемное обучение как элемент организации исследовательской деятельности учащихся мигрантов на уроках биологии и химии.


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МИГРАНТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Наговицына Ирина Сергеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Абакан
В настоящее время в современном образовании произошли изменения, которые требуют новых педагогических технологий на уроках. И учебно-исследовательская деятельность является одним из приоритетов современного образования, так как такая деятельность у учащихся способствует истинному обучению, вовлекает ребёнка в работу, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах урока, приносит позитивное удовлетворение детям при виде своего продукта деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность – это инструмент развития личности, средство обогащения новыми знаниями, способ формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и учащегося [7]. Исследовательская деятельность помогает детям самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения, решать творческие задачи и работать с информацией. Но, чтобы заниматься исследовательской деятельностью, необходимо либо вводить элективные курсы по данному направлению, либо оставаться с ребёнком после уроков, либо просить отличников о помощи. Так как свободного времени у учителя по минимуму, то приходится всё осуществлять на уроках.
Одним из важных элементов для организации исследовательской деятельности является проблемное обучение.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей [4].
Показателем проблемного обучения является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: возникновение проблемной ситуации и постановки проблемы, выдвижение предположений и обоснование гипотезы; проверка правильности  решения проблемы [8].
На своих уроках я использую различные задания по проблемному обучению, которые мне помогают расшевелить детей для исследовательской деятельности. Но на своих уроках я делаю акцент на детей мигрантов, так как в рамках нашей школы отводится пристальное внимание к развитию умений и навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, аудирования и говорения. Поэтому значительное место занимают задания, развивающие умения вести диалог на различные темы, используя реплики переспроса, согласия, отрицания, утверждения и др. Также как вы понимаете для успешного осуществления речевой коммуникации необходимо также научить детей мигрантов правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими приёмами, правильно образовывать формы слов, правильно и уместно употреблять слова, фразеологизмы, предложения разных типов.
Для осуществления таких приёмов на детях мигрантах на уроках ведется либо групповая работа, либо работа в парах, либо «урок вдвоём», где ребёнок мигрант получает помощь от своих одноклассников и учителя. Если в классе у нас присутствует, допустим, 6 детей мигрантов, то я стараюсь класс разбить на группы, и чтобы в каждой группе было по одному ребенку мигранту. При опросе групп, больше спрашиваю детей мигрантов для развития у них коммуникативных и исследовательских качеств. Бывают случаи, что дети мигранты лучше справляются с заданиями и исследованиями, чем остальные дети, тогда я прошу их, чтобы они объяснили материал всем остальным. То есть, работа с детьми мигрантами отличается тем, что мы их постоянно выводим на коммуникации, на сравнение объектов, на дискуссию, чтобы они могли себя в дальнейшем реализовать.
Заданий по проблемному обучению очень много, их можно придумывать самому, если время позволяет, можно взять готовые, но чтобы применить технологию проблемного обучения, необходимо знать аудиторию (успеваемость, активность на уроках, национальность и др), так как не всякий урок пойдет по маслу.
Приведу несколько примеров проблемных заданий, используемых на своих уроках.
В результате длительных наблюдений выяснилось, что многие виды рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в условиях неволи живут гораздо дольше, чем в дикой природе. Как можно объяснить этот факт? Как можно определить возраст представителей перечисленных выше систематических групп животных? Какие причины могут привести к появлению «исключений из правила», т.е. к ситуации, когда животное в неволе погибает быстрее, чем в дикой природе? Приведите конкретные примеры [2].
Проблемные ситуации могут применяться на различных этапах урока, например в качестве мотивационного момента: «Учеными замечено, что охлаждение ног часто вызывает простудные заболевания, тогда как охлаждение рук не приводит к подобному явлению. Как вы думаете почему?» [5].
В 7-8 классах по теме “Тип Членистоногие” необходимо отследить причинно-следственные связи: функция – строение –среда. Задача.
1. Планария имеет сильно уплощенное тело толщиной 0,06 см.
2. Рак и беззубка имеют жабры.
3. У пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям.
А. О каком физическом процессе, происходящем в живых организмах, можно судить по приведенным данным?Б*. Какой должна быть дыхательная поверхность, для того, чтобы диффузия могла происходить? [5]
4) 7-8 класс. Тема: Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.
Задача.
Самое маленькое млекопитающее – землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2-4 раза ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие [5].
5) Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. Среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры особо славились серьги с огромными жемчужинами, массу которых современники оценивали в 40,2 грамма. Желая поразить гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин в кубке с вином и выпила за здоровье Антония, чем сильно поразила присутствующих. Нужно объяснить, почему не отравилась Клеопатра [2].
И в заключении хотелось бы отметить, что проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.
Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету, а это всё постепенно как клубочек ведёт к организации исследовательской деятельности.
Список литературы
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 32 с.
И.Г.Коноваленко. Создание проблемных ситуаций на уроках биологии. “Биология в школе”, 1971 г., №2.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008.
М.И.Махмутов. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975 г.
Разумная Е. В. Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии [Текст] / Е. В. Разумная // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 175-177.
Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2008, с.104-105.
Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении: Учителю биологии и природоведения/ Художник В. Храмов – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1997.- с. 89-96.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.