Статья Проблемное обучение на уроках биологии
Е.А.Борисова
Проблемное обучение на уроках биологии.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач - пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений.
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова «проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» [5, с. 552]. Что подразумевается под проблемным обучением?
Метод проблемизации. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, получаю возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез при ее решении углубляет интерес к самостоятельному процессу познания.
Самостоятельное выдвижение гипотез решения проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Использую активизирующие вопросы, прошу учеников размышлять вслух. Создаю ситуации, в которой ученик как бы идет на один-два шага впереди учителя. Таким образом, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдаю права его “открытия” классу.
Метод уяснения готового знания из печатного источника. Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов. Данный метод с успехом использую при изучении тем: «Происхождение человека», «Экология», «Генетика».
Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы. Устно излагается материал, ставится проблемный вопрос, выявляющий личное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы. Обсуждение и беседу чаще используется при изучении тем по общей биологии: «Экология», «Селекция»; при изучении тем по физиологии растений, животных, человека.
Методическую работу по реализации проблемного подхода в обучении биологии строю по следующим направлениям:
-выбор видов учебных проблем;
-планирование частных проблемных вопросов в различных звеньях уроков;
-составление познавательных задач для самостоятельного решения учащимися;
-помощь самообразованию ученика в познавательной деятельности;
-построение структуры учебного материала и урока с учетом приемов создания и разрешения проблемных ситуаций и их усложнения от урока к уроку.
Алгоритм организации учебной деятельности в проблемном обучении с позиции деятельностного подхода:
-создание проблемной ситуации;
-осознание противоречий проблемы;
-выделение известного и искомого;
-поиск недостающих средств;
-выбор способов деятельности;
- осуществление деятельности;
-соотнесение результата с целью;
-коррекция деятельности.
Формы учебных занятий:
по количеству учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные;
по месту проведения: урочные, внеурочные.
Практика преподавания показывает, что проведение нестандартных уроков при коллективной форме, требует особого подхода и времени: урок-исследование, урок-беседа, урок-игра, «круглый стол», урок-конференция, урок-интервью, урок - медицинский консилиум.Для подготовки и проведения таких занятий использую алгоритм:
Подготовительный.
В нем активное участие принимают и учитель и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д.
Собственно урок, в котором выделяю три основных этапа:
Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволяет решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитывается отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап. Сообщается новый материал, формируются знания учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап. Посвящается формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
Анализ. При анализе уроков оцениваются как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картина общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении «учитель – ученик», «ученик – учитель», но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Должное внимание необходимо уделять лингвистическим средствам: признавать достоинства; одобрять успех; делать работу привлекательной; давать ребёнку шанс («ты можешь и ты добьёшься»); хвалить, награждать ученика (по примеру Наполеона).
При организации и планировании занятий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 6-8 классах - любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. В 9-11 классах - стремление понять, обобщить, желание самостоятельно работать, определить своё место в жизни.
Примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.
Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока. Например, в начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, ведь в этом случае была бы не нужна молекула- посредник – информационная РНК?». Познавательная деятельность сочетает поиск ответа на вопрос на основе знаний о функциях ДНК. Ответ на этот вопрос носит гипотетический характер и может иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов. Однако, значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития творческого мышления школьников.
Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.
Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны, не свертываясь? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?» Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Подготовка сообщений к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу.
Предварительное домашнее задание (наблюдение), подготавливающее к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке. Наблюдения за биологическими объектами – это целеполагающее восприятие, направленное на научную или практическую деятельность, заканчивающееся обязательным формированием понятий, установлением разнообразных связей, различных сторон объекта. Для ведения наблюдений учащиеся пользуются следующим алгоритмом: постановка цели, ознакомление с заданием, порядок действий, фиксация результатов, формулирование выводов. Например, к уроку «Видоизмененные побеги» задается учащимся домашнее задание: «Проведите лабораторную работу в такой последовательности: разрежьте пополам огурец, яблоко, клубень картофеля, луковицу, рассмотрите их строение; выделите признаки плода и признаки побега; найдите среди рассмотренных органов побеги, назовите их признаки». Проблемный вопрос заложен в самих объектах изучения, учащиеся часто допускают ошибку, принимая за плоды клубень картофеля, луковицу лука и другие видоизмененные побеги. Домашнее задание подготовило создание проблемной ситуации на уроке, когда ставится вопрос: «К каким органам относятся клубень и луковица?» Ответ учащиеся дают на основе анализа результатов домашней работы в ходе наблюдения.
Каждый ли урок должен быть проблемным? Наверное, нет, но каждый урок должен учить, развивать и воспитывать.
Литература
1.Жарикова Н. В. Способы повышения познавательной активности школьников при использовании проблемного обучения на уроках биологии / Н. В. Жарикова, В. Н. Долгин // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - Томск, 2008. С. 133-136.
2.Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
3.Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010.
4.Мухина А. В. Деятельностный подход при обучении биологии. Журнал «Биология в школе» №6 за 2007г.
5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. –М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1953. С.848