Проблемное обучение в начальной школе на уроках русского языка





























Проблемное обучение в начальной школе
на уроках русского языка






















Оглавление

Оглавление . 2
Введение.. 3
Проблемная технология на уроке русского языка во 2 классе5
Литература..10
Приложение ...11




























Введение

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Психологической наукой давно доказан тот факт, что психическое развитие человека, особенно интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления «препятствий», интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях. Эти условия психологи связывают с понятием «проблемная ситуация», которое характеризует психологическое состояние субъекта и, прежде всего, начало его мыслительной деятельности.
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.
Чтобы достичь, этого необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.
Для создания проблемной ситуации необходимо учитывать ее структурный состав, то есть все ее компоненты. В числе таких компонентов А.М. Матюшкин называет:
Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;
Неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;
Возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии нового.
Таким образом, проблемное задание - необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся. Не случайно, в учебнике «Русский язык» (под редакцией С.В. Иванова) практически каждая новая тема начинается с задания, которое включает ученика в познавательную деятельность, в процессе которой у него возникает потребность в усвоении нового знания.























II. Проблемная технология на уроке русского языка в 3 классе

Тема: Правописание суффиксов ик, ек
Цель урока:
Обеспечить условия для разграничения безударной гласной в суффиксах ек, ик через самостоятельную исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные
Формировать представления о написании суффиксов ик, ек
Повторить словообразовательный разбор
Развивающие
1.Развивать речь учащихся.
2. Обогащать словарный запас.
Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные
Воспитывать любовь к русскому языку.
Внимательность, аккуратность, любознательность
Тип урока: урок изучения нового материала
Ведущий метод: проблемный
Ход урока:
Этапы
Содержательный материал
Записи на доске

Организационный момент



Чистописание
к, ушк, ышк, ок, ек, ик


Актуализация знаний, ситуация успеха.
Учитель:
Ученики:



-На что похожи сочетания букв, которые вы прописали?
-А что такое суффикс?



- Какие еще части слова знаете?
-На суффиксы



- Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов
- Корень – главная часть слова, приставка – служит для образования новых слов, окончание – изменяемая часть слова



Практическое задание.
При помощи суффиксов – ушк, - ышк, - к, - ок, - ек, -ик образуйте и запишите новые слова, выполните словообразовательный разбор.


Деревня-деревушка
Солнце-солнышко
Ветер-ветерок
Рыба-рыбка




Учитель:
Ученики:



-Какие суффиксы остались?
-ек, -ик


Создание проблемной ситуации.
Практическое задание.
-Назовите ласково и запишите слова замок и ключ.
- Выделите суффикс.
замок
ключ


Учитель:
Ученики:



-Все справились с заданием?

- Что получили в результате?

-Почему написали по-разному? Почему у нас два разных ответа?

- Можем мы сейчас сказать, один это суффикс –ек или –ик

-А может быть это вообще два разных суффикса?
-Да.


-Разное написание суффиксов в словах.

-Не знаем, какую гласную писать.


-Нет


- Может и два разных
замочек замочик
ключек ключик

Формирование учебной задачи
-С какой проблемой столкнулись?

- Раньше нам встречались такие суффиксы?

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- Безударная гласная в суффиксе

- Нет


-Учиться правильно писать безударную гласную в суффиксах


Поиск решения
Практическое задание.
Даны слова: человечек, нет пальчика, замочек, нет ключика, пальчик, нет замочка, нет человечка, ключик
- Распределите слова в два столбика и понаблюдайте за суффиксами, в этом вам поможет карточка помощник :
Карточка:
Выдели корень, суффикс.
Рассмотри суффиксы
Сделай выводы.

Человечек – нет человечка
Пальчик – нет пальчика
Замочек – нет замочка
Ключик – нет ключика


Учитель:
Ученики:



Какое открытие вы сделали?
Если гласный не изменяется, то пишем суффикс ИК, если гласный «выпал», то пишем ЕК.


Физминутка




Первичное закрепление
Учитель:
Ученики:



- Откройте учебник на стр 115 и прочитайте правило.




-Давайте составим алгорит, по которому будем легко и правильно писать суффиксы ИК, ЕК.
АЛГОРИТМ
1.Измени слово, подставь частичку_____
2. Определи, «выпадает» ли _______
3. Если
Да Нет
Пиши ЕК Пиши ИК




(Работа в парах)





АЛГОРИТМ
1.Измени слово, подставь частичку НЕТ
2. Определи, «выпадает» ли ГЛАСНЫЙ
3. Если
Да Нет
Пиши ЕК Пиши ИК

Применение полученных знаний
Учитель:
Ученики:



-Давайте проверим, подходит ли этот алгоритм к другим словам

(работа по алгоритму, фронтально с объяснением – 3 учащихся)

Платочк, мячк, орешк, кузнечк, кусоч..к, горошк,
вагончк, дружочк



- Научимся правильно писать слова с суффиксами ИК, ЕК
(самостоятельная работа по вариантам с использованием алгоритма, взаимопроверка)
Т с. 56, упр 2
(1 вариант – 1 столбик,
2 вариант 2 столбик)


Работа с сигнальными карточками ИК, ЕК

Уголоч..к, дом..к, сыноч..к, сад..к, грибоч..к, корабл..к, стол..к, шажоч..к, букет..к, билет..к, пакет..к

Итог урока
-С каким правилом познакомились на уроке?
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться правописании суффиксов ИК, ЕК
- Что особенно удалось?
-Что было трудно?





































Литература
О.П. Горина Какие задания можно назвать проблемными при обучении математике? // Начальная школа. – 2002. - №5. – с.109-111
С.В. Иванов, м.И. Кузнецова Комментарии к урокам русского языка 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008
Русский язык 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1/ Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008


































Приложение

Карточка № 1

Выдели корень, суффикс

Рассмотри суффиксы

Сделай вывод

Карточка № 2

Алгоритм
1. Измени слово, подставь частичку НЕТ
Определи, выпадает ли ГЛАСНЫЙ
Если

ДА НЕТ

Пиши ЕК Пиши ИК










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315