Урок математики по теме Предметный смысл действия сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, название компонентов и результата действия сложения.
Урок математики в 1а классе МАОУ «Гимназия №1»
Учитель: Прыткова С.Н.
Тема: Предметный смысл действия сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, название компонентов и результата действия сложения.
Цель урока: знакомство с предметным смыслом действия сложения
Задачи урока:
- разъяснить предметный смысл сложения чисел, познакомить с терминами «числовое выражение», «равенство», «сумма», «слагаемые», «значение суммы»;
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интерес, развивать коммуникативные навыки в работе в малых учебных группах, развивать умения оценивать свою работу и работу своего товарища в учебном сотрудничестве;
-воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к чужому мнению, воспитание, прививать духовно-нравственные, семейные ценности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование для урока: презентация «Числовое равенство», корзина, счетный материал «яблоки», «Светофорчики», «Карточки настроения», кружки для дифференцированной работы.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Самоопре-
деление и мотивация Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». Почему?
- Скажите, каким образом математика помогает людям? Приведите примеры.
Обсуждают девиз урока.
Ответы детей могут быть самые разные.(н-р: когда мы в магазине что-то покупаем, мы должны уметь считать) Формирование личностных УУД: формирование познавательного интереса к учебному предмету
Актуализация знаний. 1) Индивидуальная работа в карточках
2) Мы с вами тоже уже многое знаем и умеем.
Посмотрите и скажите, что записано на доске?
На доске:
5>2, 3>4, 9<7, 6<8, 1<2
- Какой существенный признак указывает на то, что это неравенства?
- Какие неравенства называют верными?
- Выпишите в тетрадь только верные неравенства.
- Проверьте выполнение задания.
На доске после проверки:
5>2, 3>4, 9<7, 6<8, 1<2
- Объясните свой выбор.
- Почему другие неравенства оказались неверными? Создание ситуации успеха.
ТПО №78с.43
«неравенства»
Между числами стоят знаки «больше», «меньше»
Решение практической задачи.
Самостоятельная работа
Проверка умения осуществлять сравнение чисел, находить верные утверждения.
Самопроверка по образцу
3 не может быть больше 4, т.к. стоит в ряду чисел перед ним, а значит меньше 4; обозначает меньшее число предметов и т.п. Формирование УУД:
- познавательных: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
- коммуникативных:
формирование умения аргументировать свой выбор;
- регулятивных:
формирование умения принимать учебную задачу, формирование самоконтроля, умения адекватно оценивать себя.
Постановка учебной задачи - Посмотрите на числовую модель, записанную на доске.
На доске:
? + =
- Можем ли мы назвать это неравенством? Почему? Что нового вы увидели? Имеем ли мы достаточно знаний, чтобы объяснить, почему в данной числовой модели каждое число обозначено по-разному? А вы хотели бы узнать, как называются такие выражения и числа на языке математики?
- Попробуйте сформулировать, что нового откроем для себя на уроке? Чему будем учиться?
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
Создание проблемной ситуации.
Формулируют учебную задачу урока.
Н-р:
-Узнать, как называются выражения, когда стоит «+», «=» в математике, учиться записывать такие выражения в тетради
-Узнать, как называются такие выражения, что они обозначают Формирование УУД:
- познавательных:
формирование умения проводить анализ и синтез знаково-символических средств;
- личностных:
формирование учебно-познавательного интереса к учебной задаче;
- регулятивных:
формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке.
Открытие новых знаний и освоение способов действий. 1)Работа с дидактическим материалом.
- У меня перед уроком рассыпались яблоки. Помогите мне их собрать в одну корзину.
На доске: нарисована корзина
- Выйдите, сначала те, у кого зеленые яблоки, потом - красные.
- Сколько в корзине зеленых? Какой цифрой обозначим количество зеленых яблок в корзине? (аналогично красных)
На доске: записываются числа:
4 5
- Ребята, а какое действие мы выполняли? Что мы сделали с нашими яблоками?
- Такое действие называется сложением.
- А вы догадались, с помощью какого математического знака его можно записать?
- Что нам нужно добавить в нашу запись, чтобы записать наше действие с числами?
На доске: появляется запись:
4 + 5
- Что бы изменилось в нашей записи, если бы мы сначала красные яблоки в корзину положили?
- Такую запись в математике называют числовым выражением.
- Потренируйтесь читать это выражение по-разному.
- Давайте вернемся к нашей модели на доске.
- Что нам нужно сделать, чтобы наше числовое выражение соответствовало этой модели?
- Сколько всего яблок в корзине?
На доске: появляется запись:
4 + 5 = 9
- Как правильно назвать нашу запись? Числовое равенство или неравенство. Почему?
- Сколько мы открытий для себя сделали. А что еще не узнали?
2) Работа по учебнику.
- Давайте откроем учебник на с.81 и прочитаем об этом в правиле.
Учитель выводит на экран данное выражение для определения алгоритма решения числового выражения. Используется презентация «Числовое выражение»
Итак, внимание на экран!
- Как называется выражение со знаком + ?- Как называются в нашей записи: число 4?, число 5, число 9.
Что значит записать сумму чисел? Что значит найти сумму чисел?
- Как прочитать наше числовое равенство языком математики?
3) Работа в тетради
- Запишите его к себе в тетрадь.
- А можем ли изобразить наше равенство в виде рисунка? Каким образом?
- А как еще мы можем изобразить наше числовое равенство? (Сообщает)
- Действие сложения можно изобразить на числовом луче. Попробуем это проделать вместе.
На доске изображение числового луча:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Какое настроение у каждого из вас после такой трудной работы? Почему радостное?
Фронтальная работа
Заранее кому-то их детей учитель кладет на парту дидактический материал: яблоки на магнитиках
Прикрепляют яблочки
Складывали в одно место, объединяли, соединяли и т.п.
Знаком «плюс»
Записать 4 плюс 5
Записали 5 плюс 4
4 да 5, к 4 прибавить 5, сложить 4 и 5 и т.д.
Поставить «равно» и записать сколько получится.
9
Числовое равенство, потому что знак «равно»
Не узнали, как числа называются.
Читает правило (до усл.зн.) хорошо читающий ученик
Это выражение называется сумма.
Первое/второе слагаемое, значение суммы
Надо записать 4+5
Сумма чисел 4 и 5 равна 9.
Записывают выражение в рабочую тетрадь
Зарисовать кружки разного цвета.(При наличии времени выполнить в тетради)
Дети предлагают - учитель выполняет
Дети выбирают и обосновывают свой выбор Используется частично-поисковый метод. Открывают новые знания под руководством учителя, в тесном взаимодействии:
формируется представление об арифметическом действии сложении; знакомство с понятиями «числовое выражение», «равенство», «слагаемые», «сумма», «значение суммы», учатся изображать равенство на числовом луче.
Формирование УУД:
- познавательных:
формирование умения извлекать информацию из практических действий;
- коммуникативных:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- личностных:
формирование умения достигать поставленной цели;
- регулятивных:
формирование умения определять результат проделанной работы, способ действия
Физ. минутка Все движения разминки повторяйте без запинки!
Раз! Попрыгали на месте.
Два! Руками машем вместе.
Три! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
На четыре! Наклонились.
Пять! На месте повертелись.
Шесть! Всем ровно нужно встать.
Семь и восемь! Тихо сели, отдохнули.
Продолжаем вновь урок! Снятие статического напряжения, предупреждение утомляемости. Формирование коммуникативных УУД:
лидерство и согласованность действий с партнерами
Первичное закрепле-ние1) Работа по учебнику
- Как вы считаете, вы уже хорошо научились читать числовые выражения и называть компоненты сложения?
- Рассмотрите рисунки на с.80. Скажите, какое действие совершают Маша и Миша с предметами? Часто ли мы с вами в жизни совершаем такие же действия?
- Какое действие объединяет числовые выражения?
- Сколько числовых выражений соответствует каждой картинке?
- Прочитайте числовые выражения, не повторяя друг друга.
- Что значит решить числовое выражение?
- Договоритесь и подберите (запишите) по одному равенству к каждой картинке. Выполните взаимопроверку и сравните полученные результаты.
Фронтальная беседа.
Нужно еще потренироваться
Складывают, объединяют
Надо записать числовое выражение, поставить равно и найти значение
Работают а в парах
Дети учатся:
- применять новые знания на практике, владеть терминологией, осваивать новые способы действий; выбирать равенства, которые соответствуют данному рисунку.
Фронтальная проверка Формирование УУД:
- познавательных:
формирование умения описывать в речевой форме ситуации (действия с предметами), изображённые на рисунках; анализировать рисунки с количественной точки зрения.
- коммуникативных:
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- личностных:
формирование учебно-познавательного мотива;
- регулятивных:
формирование умения давать осознанно оценку качества усвоения учебной задачи; взаимодействовать друг с другом.
Примене-ние новых знаний и способов действий - Продолжим работать самостоятельно. Изображенные на числовых лучах равенства на стр.81 запишем в тетрадь.
- Дети, у которых на партах(ж)
работают вместе со мной с записью на доске.
- Дети, у которых на партах(з)
работают самостоятельно.
- Дети, у которых на партах(с)
работают с карточками
(для детей предлагается задание повышенной сложности) Дифференцированная самостоятельная работа учащихся (по степени самостоятельности и по степени трудности).
Фронтальная проверка Формирование УУД:
- познавательных:
формирование навыка самоконтроля;
- коммуникативных:
формирование умения работать в сотрудничестве с учителем;
- личностных:
формирование умения организовывать свою самостоятельную деятельность;
- регулятивных:
формирование умения контролировать процесс и результат деятельности, оценивать свои достижения
Подведение итогов. Рефлексия - Подведем итог нашей работы.
- Что нового узнали? Чему научились? В каких ситуациях нам пригодиться умение складывать числа?
- Кто запомнил новые слова с урока? Как назвать нашу модель? Что значит «сумма» и т.д.?
- Какие задания было интересно выполнять?
- Какие задания были трудными?
- Над чем бы еще хотели поработать?
- А сейчас, используя «Лесенку успеха» на полях в тетради, оцените свою работу на уроке. Подумайте, насколько вы были внимательны, активны и аккуратны. Верно ли, выполнили задания.
- Урок окончен. Строят речевое высказывание по уроку.
Оценивают свои достижения. Аннотация к уроку
Урок «Предметный смысл сложения. Знакомство с названиями компонентов и результата действия сложения» находится в разделе «Сложение». Структура урока соответствует типу урока и его задачам. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности. Были применены следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга. На уроке использовались методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (диалог, беседа), наглядные (демонстрация, показ), практические, исследовательские, а также методы контроля: самопроверка и взаимопроверка результатов. На этом уроке особое внимание уделялось общенаучным методам (классификация, анализ, синтез и обобщение). Завершающим этапом урока была рефлексия. В ходе урока прослеживается завершенность каждого этапа. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, а также созданию на уроке положительной психологической атмосферы.