Пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 4 класса
Шевченко Светлана Викторовна –
учитель технологии МОБУ НОШ № 28
р.п. Чунский, Иркутская обл.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 4 КЛАСС, 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы «Технология» автор Н. М. Конышева. Смоленск. Издательство «Ассоциация XXI век», 2012 г. и программы «Технология» автор Н.А. Цирулик. Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова. Издательский дом Фёдоров, 2012. Самара: издательство «Учебная литература».
При написании программы были использованы учебники и методические пособия:
Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК «Гармония»:методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. Ю. Н. Понятовская; под ред. Е. С. Галанжиной. – М.: Планета, 2014. – 320 с. – (Образовательный стандарт).
Технология: программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1 – 2 классы / Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 124 с.
Технология.4 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникоой по системе Л.В. Занкова, ФГОС – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров,2014 г.
Цирулик Н.А. Технология. Ручное творчество. 4 класс. Методические рекомендации к учебнику. ФГОС. – Самара: Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров,2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена мною на основе двух авторских программ, так как считаю, что основные цели и задачи авторов ни в коей мере не противоречат требованиям Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса поэтому считаю возможным, взяв за основу программу «Технология», «Художественно – конструкторская деятельность». Н. И. Конышевой, замещение некоторых тем и изделий на темы и изделия из программы Н.А. Цирулик. И использовать данную рабочую программу для работы в классах обучающихся по различным учебным программам: «Школа России», «Гармония», «Система Л. В. Занкова»... Курс «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом и строится на предметно-практической деятельности. А в качестве концептуальных основ в программе использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
ЦЕЛЬ: углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование духовной культуры и всестороннее развитие личности на основе интеграции наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формирование мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
ЗАДАЧИ:
Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
Развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности;
Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
Формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
Духовно-нравственное воспитание и развитие социально-ценностных качеств личности; организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу.
Содержание программы определяется ПРИНЦИПАМИ гуманитаризации и культуросообразности; интеграции и комплексности; вариативности; концентричности и спиралевидности; целостности умственного, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного и психо-физиологического развития. При составлении программы также учтены принципы научности, доступности, систематичности и последовательности.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения курса « Технология» у четвероклассников будут сформированы представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты.
У четвероклассников будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
У четвероклассников могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно- практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой преобразовательной предметно-практической деятельности:
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа. Уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимомти от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
Самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла:
Прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
Находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
Анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи,эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
Использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Четвероклассник получит возможность научиться
Осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
Самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале;
Понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
Организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
Формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
В доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
Самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты
Четвероклассник научится:
Использовать в работе приёмы безопасной и рациональной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими(ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
Правильно(рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
Отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
Работать с простейшей технологической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
Изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
Решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство(функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в самостоятельной практической деятельности.
Четвероклассник получит возможность научиться:
Определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
Творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства, формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
Понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
Понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Оценка результатов предметно-практической деятельности обучающихся проводится согласно «Положению о без отметочной системе оценивания достижений учащихся МОБУ НО школы № 28 п. Чунский» и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во 2-х – 4-х классах. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
С самых первых уроков дети привлекаются к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Анализ проводится по следующим параметрам:
Чёткость, полнота и правильность ответа;
По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, с частичными изменениями или по собственному замыслу. Насколько удалось это воплотить.
По материалу. Как подобран материал? Насколько он соответствует замыслу, технологии?
По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие инструменты и насколько грамотно применялись?
Выполнение проверочных работ предусматривают проверку и оценку
Умения планировать;
Умения повторить образец (соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам);
Уровня ручной умелости (качество, аккуратность в выполнении изделия, экономия в использовании средств);
Уровня творческого воображения(целесообразность выбора композиционного и и цветового решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия).
В заданиях проектного характера оценивается
Умение детей сотрудничать в группе;
принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем;
Изготовлять изделие по заданным параметрам;
Оформлять выступление;
Кроме того отмечается:
активность, инициативность, коммуникабельность обучающихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
В конце года проводится комплексная проверочная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:
Культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа(в том числе экономное использование материалов и рабочего времени);
Способы обработки материалов; использование соответствующих ручных инструментов; владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты и правильно их использовать;
Самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссозданиие по образцу;
Создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.
15