РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «Дуэль в русской жизни и литературе XIX века» ученицы 9а класса Алексеевой Галины


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Казачинская средняя общеобразовательная школа

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«ДУЭЛЬ В РУССКОЙ ЖИЗНИ И ЛИТЕРАТУРЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»
Выполнила: Алексеева Галины,
ученица 9 «А» класса.
Проверила:
Тарасова Нина Иннокентьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Казачинская СОШ.
Казачинское 2013
Содержание:
Вступление……………………………………………………………………3стр.
Краткая характеристика дуэли………………………………………….4-7 стр.
.
Дуэли в русской жизни в первой половине XIX века………………….8-10стр.
Дуэль Пушкина и Дантесса……………………….8-9стр.
Дуэль Мартынова и Лермонтова…………………………….10стр.
Дуэли в литературе в первой половине 19 века……………….11-16стр.
Дуэль в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»……………11-14стр.
Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего Времени»………………………………………15-16стр
5.Вывод………………………………………………………………………………….17-19стр.
6.Список используемых источников и литературы…………………………..20стр.

Чёрная речка. Зима. Снег.
Полный интриг 19 век.
Шпаги в сугробы.Отчёт шагов.
Тайная битва ярых врагов.
Два пистолета, один без пуль.
Сплющилось солнце в загадочный нуль.
Сходятся. Полно,уже пора.
Сброшена шуба. Блестят кивера.
Небо жандармом смотрит на них.
Лес затаился.Гомон затих.
Пушкин, не надо. Дрожит рука.
Чёрной змейкой вьётся река.
Выстрел…И птицы Взметнулись с ветвей-
Не было более горьких вестей.
Кровь на поверхности снежной палит,
Ранен,чуть дышит…
А в прочем,убит.

Слово « дуэль» в современном мире совершенно утратило своё первоначальное значение, хотя в 19 веке она была частью обыденной жэизни. Мне захотелось больше узнать о дуэлях и дуэльянтах как в литературе, так и в жизни. Тем более,как я узнала из курса литературы конца 18- начала 19 веков, многие известные люди прошлых столетий использовали такой поединок для восстановления поруганной чести, для решения жизненно важных, а порой и пустячных споров. Именно поэтому я выбрала тему для своего реферата, связанную с этими понятиями, «дуэли в русской жизни и литературе в первой половине 19 века»
Дуэль — поединок, происходящий по определенным правилам, парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.

История дуэлей, т.е. поединков, уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя»
Цель дуэли:
удолетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе)
Участников дуэли только двое
( а не «стенка на стенку»),т.е оскорбленный и обидчик (отсюда и само слово «дуэль»)
Средство дуэли:
смертноносное оружие, а не кулаки.

Наличие установленных обычаем правил
(условия проведения дуэли)
Словарь
Дуэлянт-участник дуэли
Секундант-посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель
Картель-письмо с вызовом на дуэль
Сатисфакция- удовлетворение за оскорбление чести
Бретёр – задира, скандалист, забияка, заядлый дуэлянт
Дуэль считается прерогативой мужчин; они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. Но только такое мнение о дуэли очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и по большей части намного кровавей, изощренней, и страшней.
Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.
Петр Великий поспешил предупредить распространение дуэлей в России жестокими законами против них.. Петровский Воинский устав 1715 года, называвшийся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашал: «Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить».
Поэтому в России дуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования. Когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением.
Условия проведения дуэли.
Противники становятся на расстоянии 25 шагов друг от друга и 5 шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
Вооруженные пистолетами противники по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не позволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз: противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают каждый за свою сторону своею честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.
Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.
2866828214260-10389559690

Дуэли в русской жизни в первой половине XIX века
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочых обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
В стихотворение «Смерть поэта», изораженна трагическая судьба Пушкина.
Дуэль А.С Пушкина Дантеса

Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд и Пушкину
В 1836 году Пушкин, семьянин, отец четырех детей, издатель ведущего литературного журнала»Современник». Оказался втянут в грязную светскую интригу, связанную с именем его жены. Вспыльчивый и гордый поэт был вынужден вступиться за честь Натальи Николаевны и вызвал на дуэль барона Жоржа Дантеса, гвардейского офицера, пустого и циничного человека. Роковой поединок состоялся 27 января (8 февраля) 1837 года на Черной речке, в пригороде Петербурга. Смертельно раненный пулей Дантеса Пушкин в больших мучениях скончался в петербургской квартире на Мойке. Похоронен в Святогорском монастыре близ Михайловского
Человек, для которого жизнь дороже, чем честь, видит в гибели только несчастье. Сохранение жизни становится высшей ценностью. Понять Пушкина с этих позиций невозможно. Он стремился к победе и свободе. Победу он получил, защитив свою честь, опозорив и заклеймив Дантеса и Геккерена, которые вынуждены были, окруженные общим презрением, покинуть Россию. А миг высокой свободы ему дала смерть.
Пушкин умирал не побежденным, а победителем. Известный поэт не дал сделать из себя игрушку в чужих руках, жертву сплетен, прихотей и чужих расчетов. Он вырвал инициативу из рук своих гонителей и повел игру по собственному плану. Быть жертвой не в его нраве. Какой бы шаг он ни сделал в жизни, все шло ему на пользу: и равнодушие родителей, и одна ссылка, и другая, и холера, и даже смерть. Его не повесили и не сослали в Сибирь пожизненно – он погиб как обыкновенный дворянин. Он мужественно принял страшные физические муки и не хотел стонать, чтобы не испугать Наталью Николаевну. Он не стал убийцей, о чем до сих пор жалеют некоторые. Защищая честь женщины, честь семьи, свое достоинство мужа, дворянина и русского поэта, он не убил, а погиб сам. Он отказался от предложенной секундантом Данзасом мести своему убийце: «мир, мир», - сказал он. И в этом была та же логика его судьбы. Человек, внимавший «бога гласу», пробуждавший добрые чувства, не мог умирать со злобой в душе и жаждой мести. Умирал он не как великий поэт, а как великий человек
Суд по поводу дуэли приговорил Дантеса к смертной казни, но постановил ходатайствовать о смягчении этого наказания. Приговор суда был Высочайше утвержден 18 марта 1837г: Дантес разжалован в рядовые и на другой день, 19 марта, выслан до границы в сопровождении жандармского унтер-офицера. В так называемом большом свете многие соболезновали не смерти поэта, а высылке авантюриста; многие, напротив, были убеждены, что высылкой Николай I хотел спасти жизнь Дантеса, так как среди русской либеральной молодежи могли найтись мстители за Пушкина.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Дуэли и дуэлянты нашли своё отражение в произведениях А.С.Пушкина. История русской дуэли XIX веков – это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. И все это многообразное и яркое явление было результатом сокрушительного психологического перелома – перехода от Московской Руси к петербургской России. Трудно представить себе быт и нравы России двух предреволюционных столетий без такого явления, как дуэль. Словно в зеркале с увеличительным стеклом, в этом явлении выпукло отразились характерные черты нормативного поведения тогдашнего русского общества, дворянско-чиновничьей среды, прежде всего.
Огромной трагедией для русского общества была также дуэль Мартынова и Лермонтова.
Дуэль Мартынова и М.Ю.Лермонтова

« В сущности он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться — во всем этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, — без этого он не мог быть покоен, — и, выбрав ее, он уже беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был закончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его“, - так отзывались современники о талантливейшем человеке своего времени М.Ю.Лермонтове.
Трагической оказалась его судьба. В 1840 году за дуэль с сыном французского посла он был вновь сослан на Кавказ. Здесь Лермонтов участвует в боевых действиях, а в 1841 году после непродолжительного отпуска, проведенного в Петербурге, он возвращается в Пятигорск. Представители петербургского общества, находящегося на минеральных водах, многие из которых ненавидели поэта, спровоцировали конфликт с бывшим приятелем Лермонтова. Столкновение приводит к дуэли: 15 июля у подножия горы Машук Мартынов убил Лермонтова. Тело поэта было сначала погребено в Пятигорске, а в 1842 году по настоянию бабушки Е.А. Арсеньевой перезахоронено в могильном склепе в Тарханах.
Дуэль состоялась между Лермонтовым и Мартыновым 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.
Есть место ,где я буду отдыхать.
Когда мой прах, смешавшийся с землёй,
Навеки прежний вид оставит свой.
Говорят, если у писателя судьба главного героя, который является выразителем идей автора, трагична, то жизнь самого писателя может повторить его судьбу. Во многих произведениях Лермонтова и Пушкина дуэль играет трагическую роль и, мне кажется , это сказалось на судьбе самих поэтов.
Дуэли в литературе в первой половине XIX века.
Дуэль в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок .
Важное место для характеристики главных образов произведения А.С.Пушкина Евгения Онегина и Владимира Ленского из романа «Евгений Онегин» занимает эпизод, изображающий дуэль.
В 6 главе «Евгения Онегина» Пушкин изобразил дуэль между Ленским и Онегиным:
«Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль…
Оборотясь, без лишних слов
Сказал, что он всегда готов…»
Условия этой дуэли, к нашему удивлению, были очень жестокими, хотя причин для смертельной вражды здесь явно не было.
Каковы причины этой дуэли? Случайная ссора – только повод для дуэли, а причина ее гораздо глубже: Ленский с его наивным взглядом на мир не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила «общественного мнения» Носитель этой силы – Зарецкий
Честь, долг, патриотизм – все это недоступно Зарецкому. Он готов снова попасть в плен, чтобы только опять пьянствовать в долг у французского ресторатора! Многочисленные уменья Зарецкого – «весело поспорить, остро и тупо отвечать, порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить» - все эти уменья подлые, гнусные, но они ценятся тем обществом, в котором и Пушкину приходится жить.
Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для читателей романа, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет с ходу, с дальней дистанции и под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета, а, идя на риск, дает по себе выстрелить, требует противника к барьеру и с короткой дистанции расстреливает его как неподвижную мишень. Француз и его секундант уже дожидались; норма утонченной вежливости состоит в том, чтобы прибыть на место дуэли точно одновременно — Онегин превзошел все допустимое, опоздав более чем на час. Я заметил, что противник бледен и неспокоен - мне думалось, не от страха, а от ярости <... > Я посмотрел и прицелился. Его пистолет выстрелил на секунду раньше, чем он ожидал, - вероятно, у него дрогнула рука - пуля задела мою шляпу. Я целился вернее и ранил его в плечо - именно туда, куда хотел» (Бульвер-Литтон) «Недвижен он лежал, и странен…Дымясь из раны кровь текла.»
Возникает, однако, вопрос; почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Во-первых, демонстративный выстрел в сторону являлся новым оскорблением и не мог способствовать примирению. Во-вторых, в случае безрезультатного обмена выстрелами дуэль начиналась сначала и жизнь противнику можно было сохранить только ценой собственной смерти или раны, а бреттерские легенды, формировавшие общественное мнение, поэтизировали убийцу, а не убитого.
Надо учитывать также еще одно существенное обстоятельство. Дуэль с ее строгим ритуалом, представляющая целостное театрализованное действо -жертвоприношение ради чести, обладает строгим сценарием. Как всякий жесткий ритуал, она лишает участников индивидуальной воли. Остановить или изменить что-либо в дуэли отдельный участник не властен.
Для читателя, не утратившего еще живой связи с дуэльной традицией и способного понять смысловые оттенки нарисованной Пушкиным картины, было очевидно, что Онегин «любил его (Ленского). Эта способность дуэли, втягивая людей, лишать их собственной воли и превращать в игрушки и автоматы, очень важна.
Особенно важно это для понимания образа Онегина. Герой романа, отстраняющий все формы внешней нивелировки своей личности и этим противостоящий Татьяне, органически связанной с коллективной жизнью народных обычаев, поверий, привычек, в шестой главе «Евгения Онегина» изменяет себе: против собственного желания он признает диктат норм поведения, навязываемых ему Зарецким и «общественным мнением», и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли. У Пушкина есть целая галерея «оживающих» статуй, но есть и цепь живых людей, превращающихся в автоматы. Онегин в шестой главе выступает как родоначальник этих персонажей. Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. Следует учитывать, что неписаные правила русской дуэли конца XVIII — начала XIX вв. были значительно более сословным, чем, например, во Франции, а с характером узаконенной - актом 13 мая 1894 г. поздней русской дуэли (см. «Поединок» А. И. Куприна) вообще не могли идти ни в какое сравнение. В то время, как обычное расстояние между барьерами в начале XIX века было 10 — 12 шагов, а нередки были случаи, когда противников разделяло лишь 6 шагов, за период между 20 мая 1894 и 20 мая 1910 из 322 имевших место поединков ни одного не было с дистанцией менее 12 шагов, лишь один — с дистанцией в 12 шагов. Основная же масса поединков происходила на расстоянии 20 - 30 шагов, т. е. с дистанции, с которой в начале века никто не думал стреляться. Естественно, что из 322 поединков лишь 15 имели смертельные исходы. Между тем в онегинскую эпоху нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение. При отсутствии твердо зафиксированных правил резко возрастало значение атмосферы, создаваемой вокруг поединков бреттерами — хранителями дуэльных традиций. Эти последние культивировали дуэль кровавую и жестокую. Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную самостоятельность, чтобы сохранить собственный тип поведения, а не принять утвержденные и навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами, которые он испытывал по отношению к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив условные нормы поведения у барьера.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, Ю.М. Лотман в своих статьях о «Евгении Онегине» прокомментировал дуэль Онегина с Ленским следующим образом[.Онегин принял вызов — он не мот рисковать своей честью — ведь секундант Ленского Зарецкий был известный болтун и сплетник. Он мог ославить отказавшегося от поединка трусом, чего не мог допустить щепетильный в понятиях чести Онегин. Наш герой оказался «невольником».
Но Онегин сделал все, чтобы поединок не состоялся. Пушкин представляет Зарецкого как знатока и «педанта» в вопросах чести. Однако, подталкивая друзей к поединку, Зарецкий нарушил основные пункты неписаного дуэльного кодекса. Он не предложил противникам примириться, когда передавал Онегину вызов Ленского, а это прямая обязанность секунданта; Онегин опоздал на место дуэли более чем на час — его могли обвинить в том, что он струсил.
В дуэли социальное равенство не только противников, но и секундантов. Не говоря о том, что секунданты не были назначены, стало быть, некому было обговаривать условия дуэли — прямое нарушение! — Онегин прямо на месте предложил в секунданты своего слугу-француза. А это уже прямое оскорбление дворянину Зарецкому.
Наконец, Онегин стрелял на ходу — не потому, что он боялся выстрела — он торопился потерять свое право первого выстрела:
«Свой пистолет тогда Евгений
Стал первый тихо подымать…
И Ленский,жмуря левый глаз,
Стал также целить – но как раз
Онегин выстрелил….»
Современникам было понятно, что выстрел Онегина стал смертельным для Ленского только по роковой случайности. Онегин страшно переживал гибель своего юного друга, не мог оставаться в тех местах,
« … где окровавленная тень
Ему являлась каждый день.»
13741402814320 Любая, а не только «неправильная» дуэль была в России уголовным преступлением. Каждая дуэль становилась в дальнейшем предметом судебного разбирательства. И противники, и секунданты несли уголовную ответственность. Суд, следуя букве закона, приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая в дальнейшем для офицеров чаще всего заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги (перевод на Кавказ давал возможность быстрого получения снова офицерского звания). Онегин, как неслужащий дворянин, вероятнее всего, отделался бы месяцем или двумя крепости и последующим церковным покаянием. Однако, судя по тексту романа, дуэль Онегина и Ленского вообще не сделалась предметом судебного разбирательства. Это могло произойти, если приходской священник зафиксировал смерть Ленского как последовавшую от несчастного случая или как результат самоубийства. Строфы шестой главы, несмотря на связь их с общими элегическими штампами могилы «юного поэта», позволяют предположить, что Ленский был похоронен вне кладбищенской ограды, т. е. как самоубийца.
Немаловажную роль для понимания образов ирает также дуэль Печорина в романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Чем на самом деле была дуэль Грушницкого и Печорина?
Печорин – жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни.
«Что ж? умереть, так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно…Пробегаю в памяти все моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни»
В своём дневнике Печорин упомянул, что он специально выбрал такое место, чтобы один из них не вернулся с дуэли .Мало того, что этот поступок можно назвать преднамеренным убийством, он ещё и недостоин нравственного человека. Печорин сам себя называет «нравственной калекой». Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в, то, же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души. «Во мне словно два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит меня» Условия проведения дуэли: Площадка, на которой должна происходить дуэль была в виде правильного треугольника. От угла отмеряли 6 шагов, и тот кому придётся первому встретить «неприятельский огонь», станет на самом углу спиною к пропасти; если он не будет убит ,то противники поменяются местами.
Природа прямо отражает душевное состояние Печорина в сцене дуэли: сначала утром представляется Печорину: « Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин…Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу», потом (во время самой дуэли) он замечает, что «между вершин уж бродил волокнистые облака, набежавшие с востока». После дуэли, увидев изуродованный труп Грушницкого, (« Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза»). Печорин откровенно пишет: «Солнце казалось мне тускло, лучи его, меня не грели». Природа как бы изменяется вместе с настроением героя, внимание читателя акцентируется на внутреннем конфликте в душе Печорина; таким образом, пейзаж в сцене дуэли выступает и как средство тайного психологизма, более полно выражая авторские идеи и замыслы.


ВЫВОД
Эти дуэли имеют разный исход: от трагического исхода поединка между Онегиным и Ленским до кровавой дуэли между Печориным и Грушницким. .Но все они происходят потому, что их действующие лица внутренне противоречивы. На дуэль людей толкает не только (и не столько) оскорбление, нанесенное будущим противником, но отсутствие мира и согласия внутри самого себя. Все инициаторы дуэлей — люди, сомневающиеся в собственной правоте, колеблющиеся. Можно даже сказать, что они идут на дуэль, чтобы каким-то образом утвердить себя в своей правоте.
Так вымысел, внезапно сломав хрупкую грань, отделяющую его от реальности, врывается в жизнь, оставляя в сердцах и душах смутное беспокойство. Вместе с героями любимых произведений мы стоим под дулом дуэльного пистолета, ощущая легкий холодок в груди. Итак, дуэль…
Дуэль:— черта, за которой неизвестность, может быть, даже смерть. Человек, стоящий у такой черты, не может не измениться. Уезжает в глубокой депрессии Онегин (он уже никогда не будет скучающе и свысока оценивать человеческие чувства); еще более ожесточается Печорин. Страшно умереть в расцвете лет от пули случайного противника, защищая часто не свою честь даже, а невесть что: бесплотную идею, чужое доброе имя или собственную славу неустрашимого храбреца (как Грушницкий). И человек боится заглянуть за черту, отделяющую призрачный мир от реального. Боязнь «страны, откуда ни один не возвращался», заставляет участников дуэлей не спать по ночам, думая, как герой Лермонтова:. «Зачем я жил, для какой цели я родился?». Ответ на этот вопрос звучит по—разному в устах романтически влюбленного поэта Ленскогои в устах молодого человека, который щеголяет своей идеальностью. Казалось бы, всего лишь литературный прием, предназначенный для «проверки» героя на внутреннюю целостность и гармонию. Но — нет. Живые люди с реальными судьбами вдруг встают перед нами. И уже совсем по-другому воспринимаешь тот факт, что два величайших поэта — Пушкин и Лермонтов — погибли на дуэли. Оба — едва ли не до мелочей описав собственную гибель в своих произведениях. Что это — предвидение, случайность, предопределенность, наконец? Этого не знает никто. Как никто не может отрицать, что эти две дуэли навсегда оставили в русской литературе отпечаток трагедии и рока, свойственный только ей.
«Европейская зараза», именно так, спустя два века, будут называть наши современники дуэль. «Законный» способ убийства, по замыслу ее изобретателей, в XIX веке должен был способствовать улучшению нравов в обществе.Романтическое представление о том, что дуэли способствовали улучшению нравов и нормализации межличностных отношений, весьма спорны и неоднозначны. Об этом еще много веков будут спорить моралисты, юристы, пушкинисты и лермонтоведы. А коллекционеры и любители, в свою очередь, будут восхищаться изяществом дуэльного оружия и особенностями кодекса чести офицера.
Завершая написание реферативной работы, я пришла к выводу, что в разное время отношение к дуэли менялось. В середине XVIII века такое распоряжение своей жизнью представлялось нерациональным, неразумным: в период романтизма дуэли случаются очень часто — как говорил Пушкин, все, что грозит гибелью, для человека очень привлекательно. Главное даже не в лихости дуэлянтов – это доказательство того, что есть ценности, которые дороже самой жизни и которые неподвластны государству – честь, человеческое достоинство. При отсутствии законов, охраняющих личность, для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих близких..
Завершить написание работы хотелось бы словами Ж.Расина:
«Сеешь зло - так жди кровавой жатвы».
4240276-351155Мальчишкам хочется дуэлей.
Не зная правил, рвётся в бой.
Но вот за что б они хотели,
под пулю встав, рискнуть собой.
3095244281813За честь? Свою? Прекрасной Дамы?
Толпе в угоду стать рабом?
А может, в этом нету драмы,
и лишь гормон играет в нём?
4431030-73279Вообразив себя Дантесом,
(а может, Пушкиным, как знать!),
идёт к барьеру с интересом...
Да только пули не поймать;
какие пули, в самом деле -
век двадцать первый на дворе?..
Но снятся мальчикам дуэли:
346633834671холодным утром на заре
барьерами лежат шинели.
Стволы Лекажа взведены.
И на позорище дуэли
взирает тускло глаз Луны.
Но вместо выстрела — мобильник
безжалостно зовёт вставать...
Ах, этот век — гламурный, стильный,
3466465165608ленивый — вводит в явь опять.
И день кружится каруселью:
учёба, институт, декан...
А ночью вновь он на дуэли
с врагом застыл по сторонам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьев В. Куприн. Критико-биографический очерк. –М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.
Белинский В.Г. Статьи о Пушкине,Лемонтове,Гоголе.москва 1983 год.
3. Гордин А.Я. Дуэли и дуэлянты. –СПб.: Питер, 1996.
4. Дурасов Д. Оружие чести //Литература в школе. 2005. №12. стр. 41
5. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. –Ленинград: «Просвещение», 1983.
6.Лемонтов М.Ю «Герой нашего времени» Москва 1972 год.
7.Марченко Н.А. Дуэль в произведениях русских литераторов //Литература в школе. 1997..
8. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры //Литература в школе. 1999 №2.
9. Пушкин А.С «Евгений Онегин»
10. Пушкин. Письма, Т. II, 1826 — 1830. М.-Л., 1928, С.185.
Интернет:
www.yandex.ruwww.google.ru