Работа ВПК Патриот в воспитании нравственных качеств и патриотизма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12»
РАБОТА ВПК «ПАТРИОТ» В ВОСПИТАНИИ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ПАТРИОТИЗМА
Учитель ОБЖ
Ларина С.А.
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание, цели и задачи патриотического воспитания.
Основные направления патриотического воспитания.
Военно–патриотический клуб «Патриот». Концептуальные основы деятельности военно – патриотического клуба «Патриот».
Требования, предъявляемые к военно – патриотическому клубу.
Цели и задачи военно – патриотического клуба «Патриот».
Направления деятельности
Список литературы
Мы Отечество не выбираем,
потому что Отечество в нас
Содержание, цели и задачи патриотического образования и воспитания детей и подростков.
Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Патриотическое воспитание сегодня - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей и подростков;
утверждение в сознании и чувствах детей и подростков патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у детей и подростков верности отечеству, готовности к служению обществу и государству, выполнению долга. Патриотическое воспитание призвано обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях. Патриотическое воспитание осуществляется по основным направлениям:
духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству;
историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе;
политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, места и роли Вооруженных Сил РФ. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России;
воспитание гражданственности - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
профессионально - деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Вышеизложенные позиции вошли в сложившуюся систему патриотического воспитания детей и подростков. Основой этого воспитания является, безусловно, учебно-воспитательный процесс, изучение программного материала в ходе преподавания учебных дисциплин и, в первую очередь, гуманитарного цикла. Но немаловажным звеном в патриотическом воспитании школьников является его непрерывность, целостность, чёткость взаимодействия всех заинтересованных структур. Обеспечить эту целостность может только военно – патриотический клуб «Патриот», созданный в нашей школе.
Военно–патриотический клуб «Патриот». Концептуальные основы деятельности военно – патриотического клуба «Патриот».
Военно-патриотическое воспитание приобретает в последнее время особое значение. Этот вопрос наиболее остро звучит в современных условиях всеобщего социально-экономического кризиса, охватившего все стороны жизни российского общества. Рост преступности и наркомании, индивидуализм, меркантильность, неуважение к обществу, семье, коллективу, забвение традиций российского народа, незнание истории Великой нации - все эти негативные качества современной молодежи, возникли не сами по себе, а в результате бездумного разрушения системы гражданского, правового и профессионального воспитания некогда существовавшей в нашей стране. «Всё начинается с детства», - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих законов общественной жизни. Детские годы – истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Взятое же в применение к обществу, как феномен, детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества. Одна из основополагающих характеристик личности - чувство патриотизма, любви к Родине закладывается и развивается вместе с развитием, становлением самой личности с раннего возраста. С самого раннего возраста необходимо воспитывать в личности высокие морально-нравственные устои, понимание преобладания ценностей общественных, государственных над личными, прививать уважение к культурному наследию своего народа. Традиционно большая часть воспитательной работы в России отводилась системе кружковой и клубной работы. Главные навыки, вырабатываемые в условиях детского клуба – это навыки самостоятельности, командной работы, жизни в коллективе. Основные цели, которые ставит перед собой военно – патриотический клуб «Патриот», отражают два основных направления. Первое направление – формирование социально-психологических качеств личности, то есть, тех уникальных свойств, которыми обладает лишь человек. Как уже было отмечено, к социально-психологическим качествам относятся жизненные цели и мотивы, определенные потребности, система ценностей, самосознание личности и т.д. Второе направление – овладение конкретными навыками общения и взаимодействия с людьми, построения отношений, участия в общественной жизни. Первому направлению соответствует та часть работы клуба, которая направлена на приобщение ребенка к культурным, общественным, духовным ценностям, на раскрытие его творческого и общественного потенциала.
Требования, предъявляемые к военно-патриотическому клубу
1. ВПК «Патриот» является носителем определенной системы ценностей, которая активно реализуется в конкретных мероприятиях культурно-исторической, социальной, духовно-нравственной направленности. 2. Военно-патриотическое воспитание в рамках клуба призвано приобщить детей к культурно-историческому наследию России, привить чувство своей причастности к культурно-историческому процессу современной России и ответственности за настоящее и будущее своей страны, сформировать осознанную позицию по отношению к воинскому долгу перед своей страной. 3. Гражданское и социальное направление нацелены на формирование активной гражданской и общественной позиции через ознакомление и обсуждение наиболее важных социальных проблем (наркомания, терроризм, охрана окружающей среды, национализм и этнокультурное разнообразие России). Участникам клуба предлагается также овладеть практическими навыками в области гражданской обороны и туризма. 4. Духовно-нравственное воспитание имеет целью ознакомление с духовными традициями России, с подвигами прославленных русских князей и полководцев.
Задачи, которые ставятся перед клубом «Патриот» решаются в рамках следующих направлений воспитательной работы:
1. Военно-патриотическое и гражданское воспитание;
2. Духовно-нравственное воспитание;
3. Социально-развивающая работа.
Дети знакомятся с патриотической традицией России, а также получают уникальную возможность приобщиться к этой традиции, принять в ней непосредственное личное участие, почувствовать себя частью этого великого целого. Значение подобный опыт для становления всесторонне развитой, гармоничной, сознательной личности невозможно переоценить.
Военно-патриотический клуб "Патриот" проводит свои занятия с подростками от 12 лет по программе военно-патриотического воспитания.
Цель и задачи деятельности ВПК «Патриот»
Основная цель создания военно - патриотического клуба - участие в реализации государственной политики, военно-патриотическое и гражданское воспитание детей и молодежи. Она достигается путём решения следующих задач:
изучения истории и культуры Отечества и родного края;
воспитания чувства патриотизма, формирования у подрастающего
поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
3. передачи и развития лучших традиций российского воинства; 4. противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
5. физического развития молодежи и детей, повышения привлекательности здорового образа жизни. Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен уметь и быть готовым защитить свою землю своих предков. Цель работы клуба: содействие формированию гражданской личности:
· осознающей принадлежность к судьбе Отечества и ответственность перед обществом, государством, семьей;
· стремящейся к здоровому образу жизни, совершенствованию и самореализации;
· обладающей высокими нравственными качествами.
Направления деятельности
Спортивная деятельность: общефизическая подготовка.
Военная: строевая подготовка; специальная медицинская подготовка.
Патриотическая: 1. Углубленное изучение истории России, ее духовных, культурных и нравственных ценностей; 2. Изучение духовных традиций и истории русской армии; 3. Просмотр видеоматериалов патриотического содержания, беседы, лекции, мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни; 4.Встречи с интересными людьми; 5. Поисковая работа. Патриотизм - это сочетание эмоциональности, образности и социальности, того особого взгляда на мир, когда мы включены в этот мир и отвечаем за него и переживаем за всё, что происходит в нём. Поэтому главная цель нашей деятельности «Воспитать не только ум, но и душу человека».
Литература
1.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006. . –№ 2, . –с.3742. 2.Солдатенков А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников// Советская педагогика. – 1974. - № 10. – С. 46-52/50. 3.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; АН СССР, Ин-т философии. – М.: Наука, 1977. – 333 с.4.Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. – Кишинев: Штиница, 1978. – 275 с.5.Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 1975. – 27 с.6.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб.заведений.М.:Издательский центр «Академия», 2002.272 с.
15