Сочинение «Мы вместе: были, есть и будем» в номинации « Дон и Армения: с прошлых веков и в наше время»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 1
347460 п. Зимовники, Ростовская область, ул. Ленина, 125 «А»
Творческий конкурс
«Мы вместе: были, есть и будем»
в номинации « Дон и Армения: с прошлых веков и в наше время»
Выполнила: Хрипко Дарья Алексеевна,
10 б класс
Руководитель: Вольвач Т.Г.
учитель русского языка и литературы
п.Зимовники
2015 год
Дон и Армения: с прошлых веков и в наше время
Моя малая родина - Ростовская область - многонациональна. Здесь с древнейших времен  одной семьей живут представители разных этнических групп - русские, молдаване, украинцы, армяне, белорусы, осетины, чеченцы, татары, а также представители многих других национальностей. Настоящая дружба – между людьми, нациями или государствами – должна быть основана на доверии, искренности и терпении, одним словом быть толерантной к другим нациям. Таким примером является дружба между русским и армянским народом.
Итак, немного из истории. Мы знаем, что армяне на Дону появились в 1779 году, когда по указу императрицы Екатерины II, возле крепости св. Дмитрия Ростовского основали город Нор-Нахичевани пять сел.
Армяне - переселенцы из Крыма принесли с собой свою древнюю культуру и стали коренным народом Донского края, обретя здесь свою родину. Корни крымских армян уходят в древнюю столицу Армении - Ани. Когда анийское царство пало под ударами византийцев, турок - сельджуков армяне переселились в Крым, где и прожили почти пятьсот лет рядом с греками, итальянцами и татарами. Однако со временем политическое положение армян в Крыму осложнилось. Крымское ханство находилось под протекторатом Турции, и христианское население Крыма подвергалось притеснениям. Екатерина II, желая присоединить Крым к России, договаривается с духовенством и предводителями армян и греков, подкупая султана Шагин -Гирея, организовывает переселение христианского населения в Россию.
Переселением командовал прославленный полководец, генералиссимус А. В. Суворов.
Переселение приняло массовый характер в августе и сентябре, в основном закончилось в середине сентября 1779 года.
Тремя караванами переселенцы направили свой путь в Россию. Помимо имущества, они везли с собой драгоценные книги, древние пергаментные рукописи, церковную утварь, хачкары.
Дорога далась переселенцам нелегко. Они потерпели много лишений и бедствий. Если принять во внимание тогдашнее положение нового края, - отсутствие дорог, пустынность территории, крайний недостаток в продовольствии и топливе, - то нетрудно представить себе их положение. Каждый третий погиб, могилы родных и близких были оставлены армянами на всем пути от Крыма до Дона. Вот так армяне попали на Дон.
Я уже упоминала, что Армяне основали много поселков и сёл. И эти сёла имеют знаменитых людей, которые внесли большой вклад для России (СССР). Приведу примеры.
Переселенцы из крымского села Орталан основали село Чалтырь. Выбор места для его строительства определялся не только близостью к крепости Димитрия Ростовского, но и тем, что здесь пролегал большой Бахмутский торговый путь из Приднепровья к устью Дона, имелись родники питьевой воды и залежи камня у берегов речки Чалтырь.Самым ценным архитектурным памятником Чалтыря является церковь СурбАмбарцум, одна из лучших по сохранности среди памятников культовой архитектуры района, спроектированная, несомненно, талантливым зодчим. До сегодняшнего дня жители села берегут и сохраняют обычаи предков. Далеко за его пределами известно самобытное творчество армянских фольклорных коллективов.
Село Крым. Выходцы из Старого Крыма и Топлы облюбовали себе место около родника, у подножия каменистого холма. Возможно, рельеф им чем-то напоминал покинутую родину, а может, их поразила вода изумительной чистоты и вкуса, - но решили они остановиться именно здесь.Гордость села -Дворец культуры со зрительным залом на 600 посадочных мест, светлым просторным фойе, библиотекой, кабинетами для кружковой работы, народным музеем села Крым.В селе продолжаются традиции армянской народной борьбы «гураш». Все условия для занятий созданы в крымском филиале районной СДЮШОР имени заслуженного мастера спорта, 14-кратного чемпиона СССР по вольной борьбе, заслуженного тренера СССР А. В. Ялтыряна, уроженца села Крым.
Село большие Салы: В верховьях речки Темерник начало застраиваться новое село – Мец-Сала (Большие Салы). Именно здесь решили обосноваться переселенцы из нескольких крымских деревень.Жители этого села чтут память своего прославленного земляка Лазаря Сергеевича Чапчахова. Батальонный комиссар, летчик-истребитель, Герой Советского Союза, награжденный орденами Ленина и Красного Знамени, совершил 268 боевых вылетов, героически погиб в 1942 г. в бою с немецкими захватчиками. В его честь в селе установлена мемориальная доска.
Село Султан-Салы: Султан-Салы, как и Большие Салы, основали переселенцы из крымских деревень Сала, Камышлик, Мелек, Джуровсу, Бурунчук. Поначалу село было не таким уж маленьким. На окраине села стоит церковь СурбГеворк- это самое старое сооружение здесь, им определяется и силуэтное своеобразие села. На местном кладбище похоронен Герой Советского Союза Кузьма Егорович Селиверстов, героически сражавшийся в небе донской земли. Селиверстов К. Е. родился в Тульской области в 1913 г., окончил Оренбургскую военную школу пилотов. Командир звена 55 истребительного авиационного полка. Совершил 132 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 5самолетов противника, в группе-2 самолета. Погиб в воздушном бою в 1941 г. в районе С-Салов. В 1942 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
За свою многовековую историю народы Северного Кавказа (и армяне, и русские) прошли труднейшие этапы борьбы за самосохранение, возрождение после многочисленных войн и нашествий. Это время характеризуется немалым количеством примеров взаимной помощи, взаимообогащением культур, совместным участием в освободительной борьбе.
Миллионы жизней унесла Великая Отечественная война. Не было семьи, не потерявшей отца или сына, мать или дочь, сестру или брата. Не было дома, которого не коснулось бы горе.
 Но во время войны дружба народов Ростовской области еще сильнее окрепла.
Армяне, проживающие на Донской земле, связаны с русским народом вековыми прочными узами взаимного уважения, доверия и труда. Они присягнули на верность вновь обретенной родине двумя столетиями созидательного труда на этой земле и кровью, пролитой при ее защите.
  Здесь добры к гостям и щедры на крепкую мужскую дружбу.
    Здесь бережно из века в век хранят традиции предков и передают их от  отца к сыну, от деда к внуку.
    Время лишь украшает эту землю и людей, живущих на ней. Никакие природные катаклизмы и политические ветры не страшны дружной семье народов Ростовской области.
   Народ трудится, народ живет в добре, мире, согласии, думает о завтрашнем дне, о судьбе детей, внуков, о тех, кто в новом тысячелетии будет расти и созидать на овеянной легендами и сказаниями земле.
    Прошли века. Всякое было в минувшем. Но, несмотря на разнообразные исторические невзгоды, дружба народов осталась незыблемой, и крепость, независимость и международный авторитет нашего многонационального государства будут тем крепче, сильнее и выше, чем крепче будет веками проверенное единство.