Статья РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказывается ниже потенциальных возможностей .Многие из учеников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они мало подготовлены к обобщению и творческому анализу.
Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.
Почему это происходит? Здесь есть множество причин..
Во-первых, дети стали меньше читать, играть в ролевые игры, поэтому у многих нет элементарного воображения и фантазии.
Во-вторых, плохо развита речь, скуден словарный запас.
В-третьих, вследствие чего, появляется неуверенность в своих силах, вырабатываются различные комплексы
Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не зависимо от того, какой он национальности и в какой местности живет. Нужно только суметь раскрыть и развить их.
Существует много различных точек зрения на понятие «творчество» и «способности».
Различные обоснования данных определений можно найти в трудах психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной и других. Творчество – далеко не новый предмет для изучения.
Что же такое способности? Сегодня способности психологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. В книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» под редакцией Д.Б.Богоявленской дается такое определение: «Способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Рассматривая развитие способностей, психологи отмечают, что «творчество» обусловлено 3 фактами:
средой жизнедеятельности;
социальными формами деятельности;
индивидуальными особенностями личности.
Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности 2 типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).
Основная задача педагогов- помочь учащимся актуализировать способности, развить их.
По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
видение новых (скрытых) функций известных объектов;
видение всех взаимосвязей структуры объекта;
видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;
комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;
построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.
Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.
Предметы гуманитарного цикла, в частности языки и литература, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения русского языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.
Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.
«Творческая деятельность - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего».
В своей работе можно использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
эвристический;
проблемный;
модельный.
При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
На уроках русского языка и литературы можно ввести рубрику «Моя импровизация»., где каждый школьник может прочитать собственные стихи, рассказы, сказки, миниатюры. Созданные речевые произведения обсуждаются коллективно. Основной критерий – оригинальность выполнения творческого задания, нешаблонность речевого оформления.
Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. На мой взгляд, перечисленные ниже виды работ, понравятся пятиклассникам
При изучении темы «Морфемика» и «Лексика» можно познакомить ребят с оригинальным способом обучения сочинению- развлечению – «биномом фантазии». Его придумал итальянский детский писатель Джанни Родари, автор известной книги «Приключения Чипполино».
«Бином фантазии» - это два слова, между которыми нет ничего общего.
Без предварительной детальной подготовки, только после объяснения сути «бинома фантазии», школьникам даётся задание: написать рассказ, используя «бином», причём одно слово в нём должно быть лингвистическим понятием, а другое – любым, каким угодно.
Вот какие творческие работы получились у пятиклассников.
Котище.
Жил- был котище. Он был большой, и все его боялись. Любил он спать на бревне под ярким солнышком.
Однажды бежала мимо него мышка. Споткнулась и упала. Увидел ее котище, и побежал за ней.
Мимо проходил Суффикс, и увидел дрожащую мышь:
- Мышка, почему ты дрожишь?
- Суффикс, не хочу я бояться кота-котища! Я меньше всех, и все меня обижают.
Суффикс подумал и ответил лисёнку:
- Я тебе помогу. Я суффикс –ёнок. . встану на место своего брата, заменю его и получится маленькое словечко – котенок.
Он так и сделал. У мышки теперь хорошее настроение, ведь она котенка не боится.
/ Сарманова Оксана- 5 Б класс/
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.
Ученики очень любят синквейны.
СИНКВЕЙН (от франц. «пять»). – очень интересная форма работы, в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.
В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
Синквейн – это стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму.
В методической литературе встречаются два алгоритма, которые можно использовать для составления синквейна
АЛГОРИТМ №1
1 строка – существительное, задающее тему стихотворения;
2 строка – описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы;
4 строка – смысловая фраза: короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка – синоним ключевого слова, выраженный существительным.
Зима.
Снежная, морозная.
Заметает, бодрит, радует.
Зимой взрослые и дети начинают верить в чудеса.
Волшебница.
АЛГОРИТМ №2
1 строка – напишите то, о чём вы пишете;
2 строка – описание темы: два–три прилагательных;
3 строка – 1-2 сказуемых /глаголов/;
4 строка – чувства, связанные с тем, что вы описываете;
5 строка – опишите, какого цвета могут быть описываемые вами явления или предмет;
6 строка - опишите, какие звуки возникают в вашей памяти, когда вы вспоминаете об описываемом вами явлении или предмете;
7 строка – существительное – синоним.
Новый год.
Семейный, весёлый.
Вселяет надежду на лучшее, собирает всех за праздничным столом.
Чувство радости, ожидания чего-то необычного.
Зелёный, яркий, оранжевый.
Бой курантов, звук открываемого шампанского, фейерверк, хлопушки.
Чудо!
Синквейн, написанный по алгоритму № 1 можно использовать
на уроках русского языка в 5 классе при работе со связными текстами / описание и повествование/ при изучении таких понятий , как «текст», «тема текста», «основная мысль текста». Здесь синквейн используется в качестве способа сжатия текста
Утро.
Солнечное, морозное,
Удивляет, радует, восхищает.
Только январь может подарить эту красоту.
Великолепие.
/ по тексту И.Бунина
Алгоритм №2 лучше всего использовать при написании миниатюр на свободные темы. Например, «Весна», «Зима», «Лето», «Осень», «Лес», «Моя улица», «Новый год» и т.д.
Это даёт большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами.
Весна.
Обновляющая, жизнерадостная.
Врывается, бодрит, пробуждает ото сна.
Чувство радости, новизны.
Зелёный, голубой, солнечный.
Запах земли, первой грозы, черёмухи.
Шум талой воды, капели, щебет птиц.
Жизнь.
Конечно, такой метод хорошо работает, если используется не очень часто, чтобы не убить элемент творчества, радости, неожиданности.
Синквейн – интересный методический приём, который позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. Как показала практика, данный методический приём помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.
Не секрет, что все ребята любят играть. Игра помогает создать на уроке творческие ситуации.
Например, изучив тему «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова», можно предложить пятиклассникам попробовать себя в роли учителя и составить для своих друзей весёлый диктант, использовав как можно больше слов с изученной орфограммой.
Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстаёт в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удаётся передать в прозе.
Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания.
Что бы ни изучали по литературе – басни, былины, литературные сказки, стихотворения – в качестве домашнего задания ребятам можно предложить сочинить свои собственные варианты.
Нужно начинать с задания, которое позволяет не только развить воображение, но и правильно подобрать рифму.
Постепенно детское творчество оттачивается, появляется желание познать основы стихосложения, использовать выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты и т.д.
Так постепенно рождаются самостоятельные стихи.
Анализируя стихотворения, нужно стараться вместе с учениками выделить наиболее удавшиеся строки, образы, с тем, чтобы каждый почувствовал в себе силы творчества и сказал: «Я могу!».
Изучая басни И.А.Крылова, можно применить такой метод работы как центон.
Первоначально так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Позже это стало литературной игрой. Ведь забавно соединить вместе строчки из разных стихотворений.
На уроке ребятам понравилось отгадывать, из каких басен взяты строчки.
На дом они получают задание: составить центон, используя строки любимых басен И.А.Крылова.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Их увидав, и ну на них метаться.
Ей с дубу ворон говорит:
«Соседка, перестань срамиться,
Смотри, уж ты хрипишь».
«Ничуть меня то не тревожит;
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки».
Но составление центонов - это не только интересно, но и трудно, ведь из строчек, никак не связанных между собой, нужно составить связный текст. А ещё это задание вырабатывает усидчивость и навык работы с текстом.
Также на уроках литературы и русского языка, в качестве домашнего задания можно применить создание постеров на ту или иную тему.
Через творческие задания повышается интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе, №6, 2001г.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся. // Русский язык в школе, № 5, 1995 г.
Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
Лук А. Н. Психология творчества – М., 1978..
Петрановская Л.В. Творчеству можно научить.// Русский язык, № 12, 2001 г.
Плавинская Н. Несколько слов о синквейне. //Литература, №5, 2006 г.
Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
Сухомлинский В.А. О воспитании. –М., 1973.
Российская педагогическая энциклопедия, 2т. - М., 1999, с.420.
15