Описание методик Развитие критического мышления на уроках литературного чтения и русского языка

2.2. Описание методик и приемов

Методика «Мозговая атака» и система обозначений «Помощь»
I. Актуализация (обсуждение перед чтением или заучивание материала).
Групповая «мозговая атака» по теме.
Вспомнить все, что известно по этой теме (важно вспомнить все, что знаете или думаете, что приходит вам на ум по теме; не имеет значения, правильно то, что вспомнили, или нет). Появляются непохожие точки зрения, которые на этом этапе не обговариваются.
Записать все мысли на доске.
Классифицировать информацию.
II. Осознанность содержания (собственное чтение или заучивание)
1.Ознакомление с обозначениями
«V» - прочитанное, подтверждает то, что вы знаете или думаете;
«-» - прочитанное отличается оттого, что вы знаете или думаете, что знаете, противоречит вашим представлениям;
«+» - прочитанное несет новую информацию;
«?» - +вы наткнулись на информацию, которая вас волнует, или вы хотите знать больше про это.
2. Чтение текста и обозначение на полях. В начальной школе можно пользоваться двумя обозначениями: «V» - я это знаю и «-» - «Я не знаю этого».
III. Размышление (после обсуждения и чтения)
1. Индивидуально или вместе дети составляют таблицу.
2. Обсуждение информации (что именно дети думают об изученном)

«V»
« - »
«+»
«?»

-
-
-
-

-
-
-
-

-
-
-
-


- Что подтвердилось, что нет?
- Что нового узнали?
- Что взволновало, что ввело в заблуждение, заинтересовало?
Именно сейчас обговариваются, выясняются все вопросы, которые возникли во время «мозговой атаки» (ученикам предлагается дискуссия).
3. Дети могут написать или нарисовать истории на тему и поделиться ими с другими.

Методика «Предвидения»
Можно предлагать предвидение:
По пословицам;
По загадкам;
По утверждению, догмой;
По ключевым словам, и т.д.

Метод «Свободное письмо».

Методика «Гроздь»
Методика «Гроздь» является методикой обучения, которая побуждает учеников думать свободно, открыто в соответствии с данной темой. Она нацелена, прежде всего, на стимулирование мышления про связи с отдельными понятиями. Это не линейная форма мышления, которая функционирует подобно принципу работы нашего мозга. Гроздь может быть использована как на этапе актуализации, так и на стадии осознанности.
Этапы грозди:
Написать центральное слово (словосочетание или фразу посредине листа, доски, слайда).
Записать слова и фразы, которые приходят на ум ученикам по данной теме, записать столько идей, сколько позволит время, или пока они не будут вычерпаны.
Когда все идеи записаны, установить, там, где возможно, связи между понятиями.
Правила, которых стоит придерживаться:
Записывайте все, что приходит на ум.
Не останавливайтесь. Пока есть время и идеи.
Установить как можно больше связей.

Методика «Кубирования»
Кубирование является методом обучения, который облегчает рассмотрение разных сторон темы. Этот подход предусматривает использование кубика с написанными на каждой грани указания направления мышления или письма.
Например, возможны такие указания на гранях:
Описать это (цвет, форму, размеры).
Сравните это. На что это похоже? От чего это отличается?
Установить ассоциации. Про что это вас заставляет думать? Что приходит на ум в связи с этим?
Проанализируйте это. Скажите, каким образом это сделано? Вы это знаете? Вы можете это вспомнить?
Найдите применение этому (Каким образом это может быть использовано?).
Предложить аргументы «за» и «против» этого (Займите нужную позицию, используйте полный диапазон аргументов, от логических до безрассудных).

Для начальной школы можно упростить вопросы:
1. Как это выглядит?
2. На что похоже, чем отличается?
3. О чем заставляет тебя думать?
4. Из чего это сделано?
5. Как бы ты это использовал?
6. Хорошо это или плохо?

Методика «Сенкан»
Способность обобщать, систематизировать информацию, схватывать сложные идеи, чувства и представления и формулировать их несколькими словами, является очень важным навыком. Это требует реального осмысления на основе глубокого понимания вещей.
Сенкан - это стихотворение, которое складывается из пяти рядов.
Он синтезирует информацию и факты в стиле высказывания, которое описывает, отображает тему.
Форма сенкана:
я строка – тема (существительное);
2 – я строка – описание (прилагательное);
3 – я строка – действие (глагол), связанный с темой;
4 – я строка – отношение (фраза), чувства к предмету обсуждения;
5 – я строка – перефразирование сущности (синонимы, обобщение, итог).
Например:
1. Чтение.
2. Активное, необходимое,
3. Увлекает, общается, учит.
4. Луч света в темном царстве.
5. Просвещение.

1. Рушник
2. Красивый, полотняный, разноцветный.
3. Заинтересовывает, удивляет, волнует, напоминает.
4. Храним, заботимся, дарим, используем.
5. Оберег, связь с прошлым.

Методика « Сохрани последнее слово за мной»
Эта методика особенно полезна в ситуации, когда нужно чтобы стеснительные и молчаливые дети приняли участие дискуссии класса.
Во время чтения отрывка текста учеников просят найти одну или больше цитат, которые они считают самыми интересными, или те, которые нужно прокомментировать.
Уч-ся выписывают их на карточку, обозначая страницу.
На обратной стороне листа ученик пишет комментарий к этому отрывку.
На следующем уроке учитель вызывает кого-нибудь прочитать комментарий.
После этого учитель просит прокомментировать услышанное и высказать свое мнение.
Последним высказывается ученик, составивший этот комментарий. Потом можно предложить использовать этот же алгоритм при работе с другой цитатой.

Методика « Управляемое чтение с предвидением».
После ознакомления с названием текста и его автора перед чтением задаем детям вопросы, которые позволят сделать предположения, про что именно будет текст (уч-ся могут высказываться, работая в парах или группах).
Текст делится на части, и дальше читать его ученики будут частями (нужно заранее предупредить учеников, чтобы они не читали весь текст наперед). Остановки желательно делать на самых интересных местах, чтобы создать интригующую ситуацию ожидания.
После чтения каждой части ученикам задаются вопросы, причем желательно избегать буквальных. Затем предлагается попробовать сделать прогноз (предвидение) касаемо того, что будет дальше. А после чтения следующей части это предвидение анализируется.
Результаты использования этой методики, конечно, зависят от системы вопросов, которые учитель предлагает уч-ся.

Сандерсивская схема систематизации вопросов Блума
На уроке есть этап, который предусматривает опрос уч-ся учителем, направленный на стимуляцию критического мышления, т.е. использование способа направленности критического мышления над текстом. Эти вопросы побуждают толковать факты, синтезировать мысль, анализировать информацию, порождать и трансформировать образы, давать оценку и сопоставлять свои представления с развитием событий в рассказе.
Многоуровневый опрос предвидит такие составляющие:

Буквальные вопросы – отображение фактической информации. Они, как правило, рассчитаны на механическое воспроизведение. Ответы на такие вопросы легко найти в тексте. Они заключаются лишь в воссоздании того, что было сообщено.
Вопрос на переформулировку - требуют от ученика подать информацию в другой форме. Эти вопросы стимулируют учеников к реконструкции и трансформации информации в новые формы.
Вопрос на истолкование - рассчитан на поиск связей между идеями, фактами, определениями и ценностями. Ученикам предлагается подумать, как отдельные идеи и концепции могут совмещаться между собой.
Вопрос на применение существующих знаний - предоставляют ученикам возможность решать или исследовать дальше логические задачи.
Аналитические вопросы - выясняют мотивы, планы, логику исследования.
Вопрос на оценку - требуют выработки суждений: хорошо или плохо, правильно или неправильно.
Ведь, выходя за границы буквальных вопросов, учитель демонстрирует уважение к мышлению учеников.