Презентация Развитие образного мышления на уроках русского языка и литературы
Развитие образного мышления на уроках русского языка и литературыПрезентацию подготовила учитель русского языка и литературы Чернова А.В.
Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.Развитие мышления
Обобщенное и опосредованное отражение действительности.Связь с практической деятельностью.Неразрывная связь с речью.Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа. Главные особенности протекания процесса мышления
По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит четыре стадии. Вторая стадия - наглядно-образное - мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).Понятие об образном мышлении
В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.
Творчество - это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты бытия. Исследуя данную проблему, многие ученые приходят к выводу, что необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся, стимулировать развитие творческого потенциала личности ребенка, создавать условия для «формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности» (Д.Б.Богоявленская).Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности
Помочь обучающимся овладеть креативным уровнем мышления; Обучить воспитанников основам научного творчества; Содействовать становлению речевой культуры, способствующей проявлению творческой индивидуальности учащегося.Создание условий, способствующих развитию творческого мышления
Творческое мышление является основой инновационного образования. Такой вывод имеет важное практическое следствие: говоря о развитии творческих способностей, творческого мышления, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т. д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Из истории науки и особенно искусства мы знаем множество примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта. Проблема развития творческого потенциала – важнейшая педагогическая задача.
1. Творческое мышление, творческие способности (креативность) необходимо рассматривать как системное качество личности, способной благодаря интеллекту и высокой мотивации осуществлять деятельность независимо от наличия внешних стимулов; 2. Важно понимать, что высокий уровень умственных способностей сам по себе не обеспечивает творческого мышления; 3. Необходимо создавать условия, способствующие не только выявлению качеств творческой личности, но и развитию ценностно-мотивационной сферы личности ребенка; Ключевые концептуальные идеи, составляющие основу данной педагогической системы:
4. Целесообразно рассматривать проявления креативности не в контексте вида деятельности (который не может свидетельствовать о творческой направленности ребенка), а как наличие у ученика определенных личностных качеств, качеств творческой личности, приобретаемых им в процессе любой деятельности; 5. Если мы ставим задачу развития творческого мышления, то мы должны создать условия, позволяющие ребенку найти такой вид деятельности, в рамках которого он сможет «выходить за пределы заданного», подниматься тем самым до высокого уровня «интеллектуальной активности» (Д.Б.Богоявленская);
6. Специальные творческие задания на развитие дивергентного мышления, исследовательская деятельность, деятельность по развитию специальных способностей (гуманитарных) – все это способствует реализации творческого потенциала ребенка. Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания, в частности мы говорим об уроках русского языка и литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка.
Такие учебные предметы, как русский язык и литература традиционно принято считать гуманитарными, однако «раздробленность, мозаичность», отсутствие целостности воспринимаемого учебного материала и на этих уроках может привести к пассивности учащегося, к работе «ради отметки». Вследствие этого и возникает порой протест против «овладения суммой знаний, накопленных человечеством». Ориентация на «энциклопедизм» не оправдывает себя. Формально-логическое мышление зачастую опережает интуитивно-образное и снижает способность к творчеству. Вот почему была поставлена задача ориентации образования в соответствии с концепцией Богоявленской на развитие «креативного» уровня мышления.
«Художественная литература, - по мнению В.В.Голубкова, - дает учащемуся подлинное познание мира в специфической области, которая недоступна для таких наук, как физика, математика, химия, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Литература - это целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни…»А.А. Потебня в статье "Психология поэтического и прозаического мышления", размышляя о положении языкознания в ряду гуманитарных наук, убеждает нас в том, что "по отношению к другим наукам о человеке — языкознание есть наука основная, рассматривающая, исследующая тот фундамент, на котором строятся высшие процессы мысли как научного характера, так и художественного".
Мы сталкиваемся с проблемой нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы творческих детей, с невниманием педагогов к процессу становления творческого стиля мышления. Именно этими проблемами вызван интерес к заявленной теме.