Научная статья Дебаты как эффективная технология развивающего обучения на уроках литературы
Дебаты как эффективная технология развивающего обучения на уроках литературы
Одной из актуальных проблем общества является в настоящее время проблема эмоционального общения людей. Человек может сотрудничать с другими людьми, достичь жизненного успеха, быть счастливым только тогда, когда он обладает развитой коммуникативной культурой или системой знаний, норм и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет и реализует их в деловом общении.
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, коммуникативная, информационная, чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Активная подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ ограничивает нас во времени, отводимом на устные ответы, учащиеся теряют навыки аргументированных устных ответов, не могут реализовать свои знания в деловом и эмоциональном общении. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
Активное использование техник и методик образовательной программы “Дебаты” в обучении способствует решению обозначенной задачи. В этом смысле дебаты представляют собой прения, формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). [1, с. 158.]
В 1999г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. Программа «Дебаты» в условиях России является проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. Данная технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером, адаптирована для российских школ институтом «Открытое общество». С.А. Пуйман и В.В. Чечет в книге "Практикум по педагогике" определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. По мнению доктора педагогических наук Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Целью статьи является распространение опыта по использованию «Дебатов» на уроках литературы как эффективной технологии развивающего обучения.
«Дебаты» представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирование у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики”.
“Дебаты” – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймcпикер, который следит за соблюдением регламента.
Педагогическая образовательная технология “Дебаты” базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как координатор этого процесса.
Дебаты предполагают следующие аспекты:
Активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;
Обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний. Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения:
при изучении той или иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;
в том или ином классе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке;
учитель должен принципиально оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;
для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке;
установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение учителя и учащихся организовать деловое общение. При распределении обучающихся по группам можно руководствоваться разными принципами:
учитель сам создает группы, распределяет роли;
учащиеся сами создают группы, а роли распределяют по взаимной договоренности;
перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить обучающихся на три группы (сильные, слабые, средние) и объединить по одному человеку из каждой группы в команду;
в группу можно объединить соседей по партам или по рядам. Наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием их как элемента урока: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления материала, обеспечения “обратной связи” или организации самостоятельной работы обучающихся. Дебаты как форма урока требуют большой предварительной подготовки, включения всех обучающихся в деятельность.
Классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или весь класс) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед уроком определяются спикеры. Примером использования технологии «Дебаты» является разработанный мной урок литературы в 11 классе по теме «Что это было: любовь или сумасшествие?» по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». (приводится в сокращении). На первом, подготовительном этапе, учащиеся осуществляют чтение текстов, работу по вопроснику, чтение критической литературы. Вторым этапом является проведение дебатов. Позиции сторон: (У- утверждающая, О- отрицающая)
Представление команд: звучат высказывания о любви героев произведений, писателей и поэтов.
Позиции сторон: (У- утверждающая, О- отрицающая)
У О
Любовь главного героя Желткова – истинная, настоящая, бескорыстная, заслуживающая внимания. Любовь главного героя Желткова – сумасшествие, как и считает общество, собравшееся в доме Шеиных.
Аргументы:
У -1 О -1
Любовь телеграфиста Желткова – настоящая. Он способен на самопожертвование. Хранил вещи любимой, напоминающие о ней. Он ничего не требовал взамен, лишь бы знать, что его возлюбленная существует. Желтков дарит ей на день рождения самое дорогое, что у него есть – гранатовый браслет – фамильную драгоценность. Чувства Желткова вполне могут быть увлечённостью. Кому нужно его самопожертвование? Его никто об этом не просил. Глупо жертвовать своей собственной жизнью. Это значит, жить неполноценно, сосредоточившись на одной женщине, которой он был не нужен и которая его даже не видела. Смысл подарка не был понят. «Точно кровь»,- подумала она, увидев его.
Вопросы команд.
Аргументы:
У-2 О-2
Мы утверждаем, что чувства героя истинные, которые бывают «раз в тысячу лет», по словам генерала Аносова. Рассуждая с Верой о собственной жизни, Аносов предполагает, что это настоящее чувство. И Вера впервые всерьёз задумалась о человеке, который так бескорыстно её любил много лет. Таких проявлений чувств не испытывает ни один герой рассказа. Человек сам распоряжается собственной жизнью. Желтков распорядился так, что служил своему чувству. Несмотря на эти доводы, нельзя утверждать, что это настоящее чувство. Желтков ничем не интересовался в жизни, а нормальному человеку это не свойственно. Он должен жить полноценной жизнью. Возможности у Желткова для этого были. Появление в его доме мужа и брата Веры не повергло его в страх. Нормальный человек прислушался бы к словам окружающих и понял, что портит жизнь любимой. А Желтков создаёт дополнительные проблемы: письма и подарок.
Возможные точки столкновения мнений, которые может сравнивать третий спикер той или другой команды:
а) Проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной (в конце рассказа героиня всё же слушает сонату Бетховена, плачет; в момент посещения квартиры Желткова понимает, как сильно он любил её);
б) Проблема взаимоотношений между людьми в обществе.
Выступление экспертов.
Рефлексия. Такая форма дебатов создает мотивацию обучения и условия для развития учащихся, повышает личностную значимость учебного материала. При решении обучающих задач актуализируются полученные ранее знания. Обучающиеся развивают свои исследовательские навыки через чтение, обмен читательским опытом, отстаивание собственного мнения на основе полученных знаний; сталкиваются с необходимостью практического решения проблем, выдвижения и проверки гипотез, сбора данных, приведения аргументации, принятия решений. Итак, можно сделать вывод, что дебаты являются эффективной технологией развивающего обучения, педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Трудно переоценить значение данной технологии именно на уроках литературы. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.
Развивающее значение этой формы обучения выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам . Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.
Использование этой технологии способствует бурному личностному росту участников дебатов, стимулирует активную познавательную деятельность, значительно расширяет горизонты самопознания, развивает коммуникативные способности, формирует чувство ответственности, независимости личности.
Использование данной технологии рекомендуем на уроках литературы 10-11 классов, во внеурочной деятельности, на внеклассных мероприятиях, дискуссионных клубах.
Литература: 1.Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2009. -№3. 2.Бычкова Е.Ю. Телекоммуникационные проекты как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4. 3.Гладшина И.Н. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.// Обществознание. 2004. - № 4. 4.Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании.// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006. 5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., Русский язык, 1990. 6. Польдяева О.В. Возможности технологии “Дебаты”. // Школьные технологии. № 1, 2007.