Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности


Проектная деятельность учащихся на уроках биологии
и во внеурочной деятельности
Автор - учитель биологии МБОУ «Школа № 43»
Половинкина Т.В., первая категория
В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, как основа определения требований к результатам образования. Образовательная деятельность в современных условиях направлена на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего развитие каждого обучающегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.
Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательная, ценностно-ориентированная, практическая, коммуникативная). Такая ситуация обосновывает совершенно понятный компонент идеологии нового Стандарта – обучение в деятельности и обучение через деятельность. Новизна ФГОС общего образования заключается еще и в том, что он предоставляет возможность выбора учителю разных форм организации образовательной деятельности.
В связи с этим, организация научной и учебно-исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования. Такая деятельность учащихся способствует истинному обучению, поскольку она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. В проектах, согласно со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы. Во время работы над проектом каждый учащийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Конечным итогом образовательного проекта должен явиться какой-то образовательный продукт. Данный образовательный продукт есть не что иное, как результат решения практически или теоретически значимой проблемы.
Цель проектного обучения – создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания.
Задачи:
- научиться пользоваться разными источниками информации;
- научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач;
- развитие коммуникативных умений, работая в группах;
- развитие исследовательских умений (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезу);
- развитие системного мышления.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Этапы работы над проектом
I. Подготовительный.Содержание работы: определение темы, постановка цели, формулировка задач, формирование творческих групп, обсуждение возможных вариантов исследования, подготовка материалов к исследовательской работе, выбор способа предоставления результатов и критериев оценки результата и процесса.
Деятельность учителя: предлагает темы, проводит организационную работу, принимает участие в обсуждении, разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности.
Деятельность учащихся: обсуждают темы, выбирают одну, объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности, обсуждают и корректируют формы представления результата и критерии оценивания, отдельные учащиеся привлекаются к разработке заданий.
II. Планирование.
Содержание работы: определение источников, способов сбора и анализа информации,
Деятельность учителя: предлагает основную литературу, способы сбора информации.
Деятельность учащихся: самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
III. Разработка проекта.
Содержание работы: исследование, решение конкретных задач, накопление информации и ее обобщение.
Деятельность учителя: консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Деятельность учащихся: осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации.
IV. Оформление результата.
Содержание работы: оформление результатов согласно выбранной форме отчета.
Деятельность учителя: консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Деятельность учащихся: оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
V. Реализация и презентация проекта.Содержание работы: представление выполненной работы.
Деятельность учителя: организует экспертизу, привлекая учителей школы или других учащихся.
Деятельность учащихся: докладывают о результатах своей работы (один учащийся от группы или все члены группы).
VI. Оценивание.
Содержание работы: оценка работы согласно разработанным критериям, анализ успехов и ошибок.
Деятельность учителя: оценивает, отмечает неиспользованные возможности, качество отчета.
Деятельность учащихся: участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки.

Пример оценивания исследовательского проекта
№ п/п Критерии Максимальный балл Оценка
Оформление работы
1 Оформление (титульный лист, оглавление, содержание работы, выводы, литература) 0,5 2 Формулировка цели и задач 0,5 3 Описание аспектов работы 1 4 Новизна и полнота изученной литературы 0,5 5 Ясность, логичность, последовательность изложения материала 0,5 6 Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных) 0,5 7 Сложность выполнения работы 0,5 8 Наличие иллюстрирующего материала (таблицы, рисунки, графики и т.п.) 0,5 9 Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленным задачам 0,5 Итого 5 Защита работы
1 Формулировка и обоснование цели 1 2 Последовательность, логичность, ясность изложения сути выполнения работы 2 3 Наличие и качество иллюстрирующего материала 1 4 Четкость обобщения, выводов, их соответствие поставленной задаче 1 Итого 5 Итого
(из двух оценок выводится средняя оценка) 5 / 5 = 5 Примеры проектов, реализованных на уроках биологии
1. Информационная карта проекта
«Микромир: кто они? И как с ними бороться?»
1 Наименование проекта «Микромир: кто они? И как с ними бороться?»
2 Автор проекта учащиеся 9 «а» класса
3 Руководитель проекта учитель биологии
4 Кураторы проекта
(если есть) -
5 Целевая группа 9 классы МБОУ «Школа № 43»
6 Количество участников 25 человек
7 Обоснование актуальности и социальной значимости проекта В настоящее время уделяется большое внимание изучению микроорганизмов – бактерий и вирусов, их влияния на организм человека. Ученые всего мира работают над созданием вакцин против многих инфекционных болезней
8 Цели и задачи проекта Цель проекта: расширить знания учащихся о вирусных и бактериальных формах жизни, об иммунитете и его механизмах
Задачи проекта:
- формирование у учащихся знаний о строении неклеточных форм жизни и доядерных организмов, особенностях их жизнедеятельности и размножения, о возбудителях заболеваний человека, способах борьбы с ними и мерах профилактики
- закрепить знание основных гигиенических правил с целью предупреждения заражения бактериальными и вирусными инфекциями
9 Краткая аннотация содержания проекта Учащиеся работают в группах с литературой и Интернет-ресурсами, выбирают нужную информацию в ее большом потоке. Группы для проведения исследований: эпидемиологи, бактериологи, иммунологи,
вирусологи
10 Сроки выполнения проекта ноябрь
11 Результат деятельности Доклады, презентации
2. Информационная карта проекта
«Природные источники здоровья»
1 Наименование проекта «Природные источники здоровья»
2 Автор проекта учащиеся 7 «а» класса
3 Руководитель проекта учитель биологии
4 Кураторы проекта
(если есть) член школьного родительского комитета, фармацевт
5 Целевая группа 6-7 классы МБОУ «Школа № 43»
6 Количество участников 25 человек
7 Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Применение народных средств для профилактики и лечения многих заболеваний очень актуально
8 Цели и задачи проекта Цель проекта: собрать информацию о лекарственных растениях
Задачи проекта:
- изучить литературу о лекарственных растениях Нижегородской области
- изучить особенности влияния растений на организм человека
9 Краткая аннотация содержания проекта Учащиеся с помощью литературы и Интернет-ресурсов изучают лекарственные растения Нижегородской области, узнают о сроках сбора разных растений и их лекарственных свойствах. Знакомятся с предложениями фармацевтической промышленности – сборы трав.
10 Сроки выполнения проекта
февраль
11 Результат деятельности Сообщения учащихся о лекарственных растениях – как природных источниках здоровья
3. Информационная карта проекта
«Витамины и их роль в организме человека»
1 Наименование проекта «Витамины и их роль в организме человека»
2 Автор проекта учащиеся 8 «а» класса
3 Руководитель проекта учитель биологии
4 Кураторы проекта
(если есть) школьная медсестра
5 Целевая группа 8 классы МБОУ «Школа № 43»
6 Количество участников 25 человек
7 Обоснование актуальности и социальной значимости проекта В аптеках широкий выбор витаминов, мы часто слышим, что нужно употреблять больше витаминов – а как правильно выбрать необходимые витамины конкретному человеку и с какой целью их принимать – вопрос, который волнует многих
8 Цели и задачи проекта Цель проекта: изучить физиологическое воздействие витаминов на организм
Задачи проекта:
- рассмотреть классификацию витаминов
- изучить состав, строение витаминов и их влияние на организм
9 Краткая аннотация содержания проекта Учащиеся с помощью различных источников информации изучают классификацию, состав, строение и физиологическое воздействие на организм человека витаминов. Определяют качественное и количественное содержание витаминов в различных пищевых продуктах. Рассчитывают суточную потребность человека в витаминах. Делают выводы о возможности применения витаминов в различных ситуациях
10 Сроки выполнения проекта Март
11 Результат деятельности Информационный альбом «Витамины и их роль в организме человека»
4. Информационная карта проекта
«Первоцветы»
1 Наименование проекта «Первоцветы»
2 Автор проекта учащиеся 6 «а» класса
3 Руководитель проекта учитель биологии
4 Кураторы проекта
(если есть) -
5 Целевая группа 5-6 классы МБОУ «Школа № 43»
6 Количество участников 25 человек
7 Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Защита подснежников – важная часть природоохранной деятельности
8 Цели и задачи проекта Цель проекта: собрать информацию о первоцветах нашей области
Задачи проекта:
- наблюдение за пробуждением природы весной
- сбор информации о первых цветах, которые появляются в нашем крае
9 Краткая аннотация содержания проекта Учащиеся наблюдают за первоцветами в разных районах Нижегородской области, ведут дневники наблюдений, с помощью определителей определяют названия растений, из дополнительных источников собирают информацию об увиденных растениях. Обсуждают проблему охраны исчезающих видов подснежников
10 Сроки выполнения проекта
Апрель-май
11 Результат деятельности Презентация «Первоцветы»
Пример проекта, реализованного во внеурочной деятельности
Информационная карта проекта
«Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека»
1 Наименование проекта «Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека»
2 Автор проекта учащиеся 8 «а» класса
3 Руководитель проекта учитель биологии
4 Кураторы проекта
(если есть) Заместитель директора по ВР
5 Целевая группа 6-8 классы МБОУ «Школа № 43»
6 Количество участников 25 человек
7 Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью – важная социальная потребность людей
8 Цели и задачи проекта Цель проекта: выяснить, как влияют на здоровье человека никотин и алкоголь
Задачи проекта:
- изучить физиологические основы влияния вредных привычек на организм человека
- выяснить влияние никотина и этилового спирта на активность амилазы слюны
9 Краткая аннотация содержания проекта Учащиеся изучают теоретический материал, проводят эксперимент – выявление влияния алкоголя и никотина на активность фермента слюны амилазы, анализируют и сравнивают результаты экспериментов. Проводят социологические опросы подростков и взрослых об отношении к вредным привычкам.
10 Сроки выполнения проекта
Апрель
11 Результат деятельности Стенгазета «Жизнь или смерть», выступление агитбригады о вреде курения и употребления алкогольных напитков
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.
3. verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm
4. Б.Райзенберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь. 2-е изд.,1999 г.5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект