Конспект урока по окружающему миру.Природные зоны.Зона лесов.


Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России. Зона лесов» подготовлен с применением кейс - технологии. Кейс - метод - это разновидность интерактивных методов обучения создаёт на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией; позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушивать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Использование этого метода помогает увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни и развивает важные для дальнейшей жизни качества, такие как: умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого, коммуникабельность, социальная активность. Класс разбивается на группы, каждая группа работает над своим кейсом (набором материалов) и выполняет предложенные задания. Впоследствии каждая группа отчитывается о проделанной работе. Роль учителя: помочь детям в поиске источников информации, быть самому источником информации, поощрять активность учащихся на уроке.
Методы, используемые на уроке: разбор деловой корреспонденции, проигрывание ролей, групповая дискуссия, ситуативные упражнения.
Вид кейс-метода: информационный.

Тема урока «Природные зоны России. Зона лесов".
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне лесов.
Задачи урока: познакомить с лесной зоной, её географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД: получить представление о лесной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.
Оборудование: карта природных зон, иллюстрации с изображением арктической зоны, тундры, кейсы с материалами и заданиями, гербарий растений леса, атласы-определители «От земли до неба».
Ход урока
Организационный момент. (Слайд 2)
Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок наш пошёл каждому впрок,  Активно включайся в работу дружок!
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы. 2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён чёткий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с двумя зонами России. Назовите зоны в порядке, их изучения. (Зона арктических пустынь, тундра.) (Слайд 3)
- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)
- Вспомните, какую составили схему влияния? (Солнце - климат - почва - растения – животные)
- Узнайте по описанию изученные зоны и соотнесите с соответствующими фото. (Слайд 4)
Зима в этой природной зоне длится около полугода. Уже в октябре морозы достигают -40 градусов С. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.
Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.

3. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте ещё одно описание. (Слайд 5)
- Зима здесь суровая, с морозами до – 40 градусов С и ниже, но лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Здесь могут вырастать не только кустарники и травы, но и большие деревья с глубокой и мощной корневой системой.
Занятия населения: охота, лесозаготовка, изготовление товаров на фабриках и заводах.
- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- А есть ли общее? (с тундрой)
- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.
(Слайд 6)
5. Постановка цели урока.
- Как вы думаете, а что нам сегодня предстоит выяснить? ( Климат, почвы, растительный и животный мир, экологические проблемы лесной зоны) (Слайд 7)
6. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.
Работа по группам. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.
Кейс № 1 для географов (Слайд 8)
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка - опора с вопросами:
1) Где протянулась зона лесов?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.
3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
4) Какая там почва? Почему?
Источник 1.
Учебник О.Т. Поглазова "Окружающий мир" (стр.124).
Источник 2.
Иллюстрации с изображением леса.


Источник 3.
Карта природных зон.
Источник 4.
Южнее зоны тундры находится лесная зона. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов находится в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Эта самая крупная зона раскинулась на Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнинах, прихватила немного и Средне- Сибирское плоскогорье. В этой зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно- зелёным цветом. Тайга составляет почти 90% площади всей лесной зоны, которая занимает более 1/3 территории России. Климат тайги характеризуется сравнительно теплым и довольно влажным летом и прохладной, а местами холодной зимой. Температура воздуха летом нередко превышает +30 °С; зимой морозы достигают 30... 50°С. В Восточной Сибири наблюдается жаркое и сухое лето, суровая и малоснежная зима.
Смешанные и широколиственные леса закрашены более светлым зелёным оттенком. Смешанные и широколиственные леса занимают в лесной зоне значительно меньшую территорию, чем тайга. Они произрастают в западной части нашей родины и на юге Дальнего Востока. По сравнению с тайгой климат смешанных и лиственных лесов менее суровый. Зима не такая долгая и морозная, лето тёплое. Снежный покров менее мощный, чем в тайге, слоем от 2030 (на западе) до 8090 см (на востоке). Держится он в среднем 140150 дней в году, в южных районах 3060 дней.
Источник 5.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок как шёлк...
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна.
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И, кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
И. Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
И.Бунин

Кейс №2 для ботаников: (Слайд 9)
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка- опора с вопросами:
1) Как выглядит лес в разное время года? Почему?
2) Какие бывают леса? Какие растения растут в лесу?
3) Рассказать о корнях, стеблях листьях растений леса.
4) Почему в лесу снег тает позже, чем на открытой местности?
Источник 1.
Учебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.126-127).
Источник 2.
Тексты с описанием леса.
В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.

Осенний лес – это удивительное зрелище! Деревья ещё не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный «концерт» из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту и его окутает звенящая морозная тишина.

Зимой лес замирает. Не слышно щебетания птиц, шелеста листвы и звуков животных, обитателей леса. На деревьях большими сугробами лежит снег, который падает от легкого вздрагивания птицы, сидевшей на ветке. Тишина. Ничто не может нарушить покой зимнего леса. А какая красота, когда нетронутый снег переливается на занесенных им тропинках!
Весной лесные деревья и кусты надевают новый наряд. Свежая зеленая листва снова шелестит на ветвях. Земля под деревьями покрывается травкой и мягким мхом. Всё в лесу обновляется весной. Белые берёзки, например, украшаются пахучими «серёжками». Даже вечнозеленые сосны и ели в мрачном бору не остаются в стороне от весны. Они меняют свою темную хвою на новую, светлую и нежную. По стволам деревьев бегут свежие соки, обновляется даже кора. Яркое весеннее солнце освещает стволы, и они как будто тоже светятся янтарным светом.
– В какое время года лес особенно прекрасен? Почему? 
Источник 3.
Гербарий растений лесов.
Источник 4.
Атлас "От земли до неба"
Источник 5.
Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поверхность земли получает меньше тепла. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жёсткой хвоей сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых брёвен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору.
Ель влаголюбива, растёт на влажных почвах. Еловые леса тёмные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы.
Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опадением хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20-60 хвоинок.
Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Хвоя пихты - хорошее средство для ванн и бани. Пихтовый веник обладает большей целебной силой. Хвоинки из живицы пихты получают лечебный бальзам, который в научную медицину был введён профессором А.В. Вишневским

Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок, а семена - кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

Кейс №3 для зоологов: (Слайд10)
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка- опора с вопросами:
1) Какие группы животных обитают в лесу? Почему среди них нет земноводных?
2) Как животные приспособились к жизни?
3) Чем питаются лесные животные?
4) Какие животные взяты под международную охрану?
Источник 1.
Учебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.128-129)
Источник 2.
Картинки с изображением животных лесной зоны.
Источник 3.
Бурый медведь. С виду бурый медведь неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. Ходит по лесу осторожно и почти бесшумно. В спокойное время шагает медленно, ставя ноги немного внутрь, оправдывая народное название «косолапый». Другое название «медведь» связано с тем, что этот зверь очень любит мед и ведает (знает), где его искать. За ним он залезает на высокие деревья в дупла с сотами диких пчел, нередко делает набеги на пасеки. Лес доставляет медведю обильную и разнообразную пищу.
К осени медведи жиреют, накапливая в организме питательные вещества на период зимней бескормицы. Большинство медведей в берлоге впадают в состояние зимнего сна, не нуждаясь в пище и питье. Однако распространено представление о том, будто бы медведи, находясь в берлоге без пищи, сосут лапы, чтобы извлечь из них питательные соки и утолить голод. В действительности это недоразумение, здесь причина другая. У медведей примерно в феврале происходит отслаивание с поверхности подошв старой, огрубевшей за лето кожи. Молодая, нежная кожица на лапах зудит и мерзнет, поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая при этом губами. Вот почему со стороны кажется, что медведь сосет лапу. Человека медведи боятся и, почуяв его запах, уходят в глухую чащу. Случаи нападения на человека очень редки
Тигр - один из самых красивых зверей на земле. Люди любуются тигром, восхищаются им и даже боятся его – ведь это самый крупный из всех кошачьих и самый свирепый хищник. Амурские тигры самые крупные. Вес взрослого самца достигает до 400кг. Амурские тигры уникальны еще и тем, что в отличие от своих собратьев , живущих в жарких тропиках , облюбовали для себя таёжные леса. Добычей таежных тигров становятся кабаны, лоси и благородные олени.
Лось, прозванный сохатым – один из самых знаменитых обитателей таёжных и смешанных лесов. Неуклюжие, длинноногие, горбоносые, лоси мало напоминают изящных оленей. Тем не менее, лось- это олень, причём самый крупный. Летом лось чувствует себя почти в безопасности. В это сытное время его основные враги – волки и медведи - могут найти более лёгкую добычу. А вот зимой лосям приходится туго. В эту пору голодные волки сбиваются в стаи и медведь – шатун рыщет в поисках любой добычи. К тому же зимой лоси сбрасывают рога. Правда, рога служат лосю не только средством защиты, сколько турнирным оружием в поединках за самку. Но и безрогий, лось не так уж беззащитен - мощный удар большого переднего копыта вполне способен раскроить череп волку.
Кедровки. Эти птицы особенно многочисленны в хвойных лесах Сибири. По размерам они немного меньше галки. Держатся стаями и ведут оседлый образ жизни. До созревания шишек кедровки питаются лесными насекомыми, их личинками, ягодами, позже кедровыми орехами и семенами ели. На зиму они устраивают кладовые, разыскивая их затем под снегом даже на полуметровой глубине. В гнездовой период забираются в глухую чащу, устраивая гнезда на высоте 46 м. Кладка состоит обычно из 35 яиц. Насиживание длится более полумесяца. Птенцы через 34 недели могут уже покинуть гнездо. Кедровки приносят большую пользу, способствуя расселению кедра на больших территориях.
Кукушка. Эта небольшая птица, несколько меньше голубя. Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов. Кукуют только самцы! Самки куковать не умеют. Кукушка не строит гнезда. В течение весны самка сносит 1020 яиц, причём с большими промежутками во времени, и подбрасывает их в чужие гнезда. Интересно, что по цвету, величине и форме яйцо кукушки очень похоже на яйцо той птицы, в гнездо которой она его подбрасывает. Взрослые и молодые кукушки питаются насекомыми, поедая, в частности, множество волосатых гусениц, которых другие птицы избегают. Кукушка в день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки- капустницы, 5 личинок майского жука, 4 паука, 3 куколки бабочки.
Источник 4.
А знаете ли вы?
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, значит, одна сова спасёт в год 1т хлеба!
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, то она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.
У тигров, оказывается, полосатый не только мех, но и кожа. И, между прочим, рисунок этих полос уникален у каждой особи, как отпечатки пальцев у человека. А на каждой из передних лап этого хищника пять пальцев, в то время как на задних – только по четыре. Кстати, ночное зрение этих могучих хищников в 6 раз лучше, чем у человека, благодаря механизму отражения.
Источник 5.
Из жизни животных. Инсценировка «Почему ёж всю зиму спит, а зайка - нет».

-- Позавидовал я Мишке, -
как-то ёж сказал зайчишке,
-- В лютый холод, в снег, в пургу
Спит себе и не гу-гу!
-- Чепуха, - сказал зайчишка.
Спать всю зиму – это слишком!
И к тому же, ты заметь,
Спит не кто-нибудь – медведь!
А усну -ка я надолго,
Так проснусь в зубах у волка.
Нет уж, мне дороже жизнь,
Да и ты, брат, не ложись.

Кейс №4 для экологов: (Слайд 10)
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка - опора с вопросами:
Какие экологические проблемы есть в лесной природной зоне?
Кто может уничтожить лес? Чтобы этого не произошло, что необходимо выполнять?
3) Что делается для охраны природы?
Источник 1.
Учебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.130-131)
Источник 2.
Есть много замечательных стихов о добром, трепетном отношении человека к лесу, что свидетельствует о любви русского человека к родной природе. Но, к сожалению, приметой сегодняшнего дня становится появление вот таких стихов:
Леса уходят, жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья,
Осинников смолкают голоса.
Когда- то жили в тех лесах дубы
И ясени, и золотые клёны
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают океан зелёный!

Причины сведения лесов на нашей планете: рубка, пожары, загрязнение воздуха, захламление лесов, влияние отдыха и туризма.
Тропические леса, наиболее значимые для биосферы, уже уничтожены на 40%, а оставшиеся вырубаются со скоростью 20 га в минуту.
В результате аварии на Чернобольской АЭС поражено 2,1 млн. га лесных массивов.
В результате массовых вырубок и пожаров в 17 веке лесистость уменьшилась до 53%, в 18 веке - до 30%, в 19 веке -до 30%, в 20 веке -до 24%. Что же нас ждёт в 21 веке? Как можно этого избежать?
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны.
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как, снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары сами возникают в лесу от ударов молнии, но чаще причина их возникновения - человек, точнее неосторожное обращение человека с огнём.
Человек является не только причиной пожаров. Наши братья меньшие ежедневно гибнут под выстрелом ружья.
Стреляют по птице, стреляют по зверю,
И с выстрелом каждым все меньше зверья...
Природа приносит нам с детским доверьем
Не только добычу, приноси себя.
Стреляет добытчик, и меры не знает,
Вот снова к ружью потянулась рука.
Не слышит, как лис по лисице рыдает.
Зайчиха уже не увидит сынка,
Как лось протрубит нам прощальную песню
И как застонал каждой веткою лес.
Частички природы уже не воскреснут,
В крови запечётся на сердце порез.
Источник 3.
– К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь.
Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 метра, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста.
Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках “ напавшего” на нас. Интересно? А они нас палкой по голове
Мы всем мешаем. Вот я – всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо!
– На кого жалуются эти животные?  Как следует называть таких людей?
Источник 4.
Экологические проблемы лесной зоны:

· исчезновение животных и растений;

· браконьерство;

· загрязнение окружающей среды;

· разрушение почвы техникой;

· вырубка лесов;

· пожары;
Выход из проблем: создание заповедников
запрещение охоты
ограничение ловли рыбы
бережно относиться к природным богатствам
восстановление вырубленных участков
предупреждение пожаров
Источник 5.
Растения и животные лесов, занесённые в Красную книгу. (Приложение 1)

Закрепление.
Показ вариантов дискуссии. Выступления групп (географов, ботаников, зоологов и экологов).
1. Выслушать вариант решения проблемы каждой группы.
2. При этом полученные знания корректируются, уточняются, дополняются.
3. Нахождение оптимального решения экологической проблемы лесной зоны.
Рефлексия. Итог урока.
Какое у нас сейчас время года?
Мы скучаем по летнему, осеннему лесу, когда лес «одет листвою». Давайте на миг превратимся в волшебников и подарим дереву его листву:
– Если вам было интересно, если вы многое узнали и активно работали – зелёный листик.
– Если желаете себе быть более активным на уроке – то жёлтый.
– Если вам было не интересно, то веточку оставляете без листика.
Выслушав утверждения, ответьте на них знаками +, если согласны и -, если нет.
Зона лесов протянулась с запада на восток России.
 В лесной зоне холодное лето и жаркая зима.
 В лесной зоне обитает бурый медведь.
Растения лесов травянистые растения, кустарники, деревья.
 У растений лесной зоны корень представлен длинным корневищем, корнями пучками.
Окраска животных лесов яркая, броская, заметная издали.
Кукушка – лесная птица.
В Красную книгу занесены: амурский тигр, речной бобёр, журавль.
 В лесу нет экологических проблем.
- Кто может подвести итог урока и сделать вывод? Зона лесов находится южнее тундры, на карте окрашена в зелёный цвет, климат влажный
9. Домашнее задание
На следующем уроке мы продолжим разговор о взаимоотношениях леса и человека.
Домашнее задание страница 130-131, рабочая тетрадь страница 34,задание № 8, №9, со звездочкой по желанию.
































Приложение 1.
Растения и животные лесной зоны, занесённые в Красную книгу







Назовите животных.









Амурский тигр







  04F
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·0ђ Заголовок 115