Урок: «Значение лесов для природы и для жизни человека».
Урок № 1 Тема: «Значение лесов».
Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лесе; объяснять ценность значение лесов для природы и для жизни человека; воспитание ценностного отношения к природе.
Ход урока:
Организационный момент.
- Какое у вас настроение? Покажите изображения человечка с таким настроением. Я хочу, чтобы такое же хорошее настроение было у вас на протяжении всего урока.
Определение темы урока.
Сегодня я приглашаю вас на экскурсию. А вот куда, отгадайте.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.(Лес.)
Сегодня мы отправимся в летний лес по учебной тропинке.
Формирование новых знаний.
Учитель читает стихотворение С.Никулина «Русский лес».
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичокСредь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна.
Течёт вода – водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где – то бродит леший с зелёной бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
- Что вам известно о лесе? Почему нужно дружить с лесом?
(Появляются слайды)
Лес – это:
- «фабрика» чистого воздуха;
- место отдыха;
- аптека;
- дом для растений и животных;
- источник топлива и строительных материалов;
- кладовая ягод, орехов, грибов;
- зелёная одежда планеты.
- Прежде чем мы отправимся в лес, вспомним правила поведения в природе (дети называют правила поведения в лесу).
(Звучит шум леса и голоса птиц. Появляется слайд: на лесной поляне – мусор, деревья поломаны, видим грустного Лесовичка и читаем его письмо.)
«Ребята, беда! Человек вырубает деревья, кустарники, разоряет гнёзда птиц и жилища животных. Загрязняется воздух и вода, исчезают растения и животные. Наша природа в опасности!
Предлагаю создать «Комитет по охране природы.» Каждый отдел должен решить проблему защиты растений, зверей, птиц,насекомых. Это поможет поляне засиять яркими красками».
(Учащиеся класса делятся на 4 группы: «Отдел по охране растений», «Отдел по охране птиц», «Отдел по охране зверей», «Отдел по охране насекомых». Каждый отдел получает конверт с заданием, разбирает его и представляет отчёт о работе.) После выступления каждой группы, картинка леса преображается, слышится шум деревьев, голоса птиц.
IV. Обобщение. Итог.
- А теперь нравится наш лес? Хотите гулять по такому лесу? Давайте ещё раз вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей).
От имени Лесовичка, учитель вручает эмблему «Юный друг природы».
- Спасибо за работу. Наше общение показало,что вы очень много знаете о лесе и его обитателях.
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите. Я рада, что у вас хорошее настроение.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛОВ.
Отдел по охране растений.
Отгадайте загадки.
- Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зелёной шали(берёза)
- Что летом и зимой в рубашке одной? (ель, сосна)
- У какого дерева дрожат листочки? (у осины)
2. Как вы поступите?
Дети пошли в поход в лес. Увидев поляну с мухоморами, стали сбивать их и топтать ногами. Правы ли они?
Помогите разобраться.
Вова стоял у цветочной клумбы и бил по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила старушка.
- Пчёл отгоняю, они цветы жалят.
Старушка улыбнулась и, подозвав мальчика, что-то сказала ему. После этого Вова выбросил прутик, пожав плечами, сказал: «А я и не знал об этом».
О чём не знал Вова?
4. Чтение стихотворения о бережном отношении к растениям.
Давайте пройдёмся медленно по лесу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Отдел по охране птиц.
Отгадайте загадки.
- Спинкой зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика (синица).
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
- У какой птицы длинный хвост? (у сороки, павлина)
Как вы поступите?
Дети увидели в траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять с собой. А вы как бы поступили?
Помогите разобраться.
Вы увидели гнездо птицы с птенцами. Как надо себя вести?
Чтение стихотворения о бережном отношении к птицам.
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойства за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить.
И тогда холода им будет легко пережить!
Отдел по охране зверей.
Отгадайте загадки.
- Эти звери – хищники. Глаза и уши у них маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Но любимое лакомство – мёд.(медведь)
- Какого зверя называют «косой»? (зайца)
- Эти зверьки рыжеватые по цвету. Гнездо сооружают у вершины ели или пихты. Питаются орехами, грибами, ягодами. Основной корм – семена хвойных растений.(белка)
Как вы поступите?
Дети гуляли со щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, но так и не нашли своего любимца. Что бы вы посоветовали?
Помогите разобраться.
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
Чтение стихотворения о бережном отношении к зверям.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Отдел по охране насекомых.
Отгадайте загадки.
- Не птичка, а с пёстрыми крыльями (бабочка)
- Летит – пищит, сядет – молчит, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.(комар)
- Рогат, да не бык, шесть ног, да без копыт (жук)
Как вы поступите?
Гуляя по лесу с родителями, Маша и Миша увидели большой муравейник.
- Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика,- сказал Миша.
- Давайте,- с интересом ответила Маша.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они сказали бы вам, что…»
Что сказали бы муравьи?
Помогите разобраться.
Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (её цвет предупреждает об опасности, она выделяет неприятную жидкость)
Чтение стихотворения о бережном отношении к природе.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным друзьям!
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нет:
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?