Занятие Деловая игра Вырубка
Деловая игра «Вырубка».
Селезнев Д.Е.,
методист,
ГБОУ лицея №389 «ЦЭО»
План-конспект занятия «деловая игра «Вырубка»
Место занятия в образовательной программе – итоговое по теме.
Целевая аудитория:
Занятие предназначено для проведения со школьниками среднего и старшего школьного возраста.
Время, необходимое для проведения занятия 90 минут.
Цель занятия:
Обобщить знания учащихся о природных ресурсах, приобщить к рациональному использованию древесных ресурсов.
Задачи занятия:
образовательные:
дать знания об основных направлениях использования мелколиственных древесных пород в промышленности;
дать знания об использование еловых древесных пород в промышленности;
дать знания о возможностях функционирования лесозаготовительного предприятия;
дать знания об основах экологического менеджмента;
воспитательные:
воспитать бережное отношение к древесным ресурсам;
воспитание задатков личности, способной принять решение;
развивающие:
развитие коммуникативной культуры;
План-конспект (в таблице)
№ п/п Этап занятия Хронометраж времениСодержание занятия (деятельность педагога) Содержание занятия (деятельность учащихся)
Организационный15 мин. Приветствует учащихся, предлагает разделиться на группы, выбрать роли в группе Слушают педагога, делятся на группы, распределяют роли в группе
Основной20 мин. Объясняет правила деловой игры Слушают педагога
Практическая деятельность40 мин. Контролирует выполнение учащимися правил деловой игры Делают ходы в соответствии с правилами.
Заключительный15 мин. Подводит итоги деловой игры, объясняет полученный результат. Слушают педагога
Ход проведения занятия
Организационный момент
Перед мероприятием столы располагаются согласно разделению группы на три мини-группы. На каждом рабочем месте располагается набор для работы каждой группы. В набор входят: игровое поле размером 60х60 сантиметров, расчерченное на 9 полей, 3х3 клетки, игровые карточки «20 лет березы», «40 лет березы», «20 лет сосны», «40 лет сосны», «60 лет сосны», «80 лет сосны», «100 лет сосны», «120 лет сосны», «Вырубка» по 9 штук каждой, бейджи «заведующий леспромхозом», «бухгалтер» по одной штуке, «лесоруб» 3 штуки.Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами пройдет деловая игра. Предлагаю вам разделиться на три мини-группы и сесть за столы. Посмотрите на набор бейджей у вас на столах, в соответствии с надписями на этих бейджах предлагаю вам распределить роли в вашей группе. При этом, стоит учитывать, что директор леспромхоза – принимает окончательное решение, бухгалтер – учитывает прибыль, а лесорубы – вырубают участки леса.
Учащиеся распределяют роли, в это время педагог расчерчивает доску на ячейки для записей.
Основной этап.
Педагог:
- Игровое поле, находящиеся перед вами, это участок работы каждой группы, которая является условным леспромхозом, а значит ведет вырубки для получения прибыли. Основная задача ваша вести вырубки таким образом, чтобы с одной стороны сохранить лес для будущих поколений, с другой стороны получать прибыль. Шаг хода составляет 20 лет, на каждом этапе игры. Каждая группа должна условно вырубить один или несколько полей внутри игрового поля, убрав карточку из данной ячейки и заменив ее карточку карточкой «Вырубка». Естественно, что на месте вырубки вырубать нечего. Все оставшиеся на поле карточки, где не осуществлялись вырубки, заменяются карточками с возрастом леса на 20 лет старше. При этом карточка «Вырубка» заменяется карточки «20 лет березы», поскольку происходит первичное зарастание мелколиственными породами, карточка «40 лет березы» заменяется «20 лет сосны», поскольку проходит следующий этап сукцессии, а карточка «100 лет сосны» заменяется карточкой «Вырубка», поскольку столетние и более старшие сосны чаще всего подлежат санитарной рубке без получения дохода. За каждый вырубленный участок группа получает доход в «золотых монетах» в соответствии с возрастом деревьев и их породой. Березы учитываются по курсу 2.5 «золотые монеты» за год, сосны – 5 «золотых монет» за год. Окончательное решение о рубке принимает директор, а бухгалтер вносит заработок в соответствующее поле таблицы. При этом, стоит учитывать, что вырубив все поле ваша команда оказывается в условиях недостатка кислорода, соответственно, вам придется либо приобрести у ведущего (педагог) кислородные маски по 200 «золотых монет» за штуку, либо отдать одного члена команды в больницу за недостатком кислорода на 10 ходов, его можно раньше выкупить за 2000 «золотых монет». У вас для достижения цели 8 ходов. Победителем может стать только команда оставшаяся в полном составе.
3. Практическая деятельность.
Учащиеся поочередно делают 8 ходов под контролем педагога.
4. Заключительный этап.
По окончании 8 хода педагог считает сумму, заработанную каждой командой за «проданную древесину», учитывает затраты, если они были, считает стоимость оставшейся древесины в игровом поле каждой мини-группы. На основании этого определяется команда, которой выделяется бонус 1600 «золотых монет». На основании этих показателей педагог определяет победителя игры.