Урок МХК для 7 классапо теме Богиня охоты Артемида
Урок МХК (мировой художественной культуры) с презентацией для 7-ого класса.
Тема: Богиня охоты Артемида.
Цель: Получить представление о богине охоты Артемиде, её назначении и атрибутах через мифологические тексты;
Пополнить словарный запас новыми терминами по теме урока;
Выяснить связь греческой мифологии с мифологией народов ханты и манси.
На 20-ой минуте урока проводится физминутка: игра «ДА - НЕТКА» (2 минуты)
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас, думаю, что наша работа на уроке будет плодотворной!
Мы продолжаем знакомство с мифологией Древней Греции. Какие герои греческой мифологии вам запомнились на прошлых уроках особенно и почему?
Ученики: называют запомнившихся героев греческой мифологии, объясняют свой выбор.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним божеством греческой мифологии.
Перед вами слова (записаны на доске):
Луна и солнце
Лук и стрелы
Созвездие Большой и Малой Медведицы
Олень
Музей Лувр
Чудо света
Как вы думаете, о каком божестве идет речь?
Ученики: предлагают свои варианты ответов.
Учитель: Верно. Разговор пойдёт о богине охоты. Какие слова вас навели на правильную мысль?
Ученики: объясняют свой ответ.
Учитель: Верно, но в этом списке остались слова-загадки ( созвездие, олень, чудо света), и пока мы не знаем, как эти слова связаны с темой сегодняшнего урока. В ходе урока мы будем возвращаться к словам - загадкам и объяснять их связь с нашей темой.
Попробуем сформулировать тему урока.
Ученики: Богиня охоты Артемида.
Учитель: Запишите тему в тетрадь.
Давайте выясним, какое значение для Греции имела богиня охоты?
Ученики: предлагают свои ответы.
Учитель: Запишите ваши ответы:
1.Добыча, пища
2.Одежда, обувь
3.Предметы быта
4.Удача для охотников.
Учитель: А какой вы себе представляете богиню охоты?
Ученики: Рисуют словесный образ Артемиды.
Учитель: А вот какой Артемиду увидели художники (демонстрируются слайды с репродукциями картин и скульптур: Микеланджело «Диана из Ане», неизвестный художник «Диана – охотница», Франсуа Буше «Купание Дианы», Леохар «Артемида»).
А теперь, представьте себе, что вы добытчики, что мы будем сегодня добывать?
Ученики: Добывать знания о богине охоты.
Учитель: Верно и наша первая задача – проверить, совпадает ли ваше представление об Артемиде с тем, какой её увидели художники. А также узнать назначение Артемиды и её атрибуты. Мы пополним свой словарный запас новыми терминами и объясним их значение.
Ученики: по одному читают текст о богине охоты.
Артемида
Вечно юная Артемида родилась на Делосе в одно время с братом своим златокудрым Аполлоном. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба связывала брата и сестру. Горячо любили они мать свою Латону.
Артемида заботится обо всём, что живёт на земле, растёт в лесу и в поле. Заботится она о зверях диких, о стадах домашнего скота и о людях. Она благославляет рождение, свадьбу и брак, вызывает рост травы, цветов и деревьев, исцеляет болезни.
Артемида и Аполлон – дети великого Зевса. Они были и покровителями небесных светил.
Аполлон отождествлялся с богом солонца. Его второе имя Феб ( что значит лучезарный). А Артемида ( Диана) отождествлялась с покровительницей луны. Артемиду (Диану) по – другому называли Селена – богиня луны.
Первоначально Диана – Артемида была покровительницей плодородия, животных и луны. Но постепенно к ней стали обращаться как к покровительнице удачной охоты.
Изображалась Диана в виде прекрасной девушки с луком и стрелами. Или как богиня луны – в длинных одеждах, с полумесяцем на голове и факелами в руках.
Прекрасная как ясный день богиня Артемида с луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, весело охотится Артемида в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Не спастись никому от её не знающих промаха стрел: ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъярённому кабану. За Артемидой спешат её спутницы – нимфы. Весёлый смех, крики, лай собак раздаются в горах, и отвечает им громкое эхо. Когда же утомится Артемида на охоте, спешит она с нимфами к любимому брату Аполлону. Там отдыхает она. Водит хороводы с музами и нимфами под звуки золотой кифары Аполлона. Прекраснее всех нимф и на голову выше всех Артемида. Любит отдыхать она вдали от взоров людей.
(Слайд с новыми терминами и иллюстрациями)
Колчан – футляр для стрел из кожи, дерева, металла.
Нимфы – божества природы и природных сил.
Кифара – музыкальный струнный инструмент.
Учитель: Мы видим новые слова: колчан, нимфы, кифара. Давайте, объясним значения этих слов.
Ученики: читают под текстом о значении новых слов
( Слайды с изображением колчана, нимф и кифары).
Учитель: В чем заключается назначение этой богини?
Ученики: раскрывают назначение Артемиды (Дианы).
Учитель: Назовите атрибуты Дианы.
Ученики: Называют атрибуты (лук и колчан со стрелами).
Учитель: Понятно теперь, почему в списке слов в начале урока мы увидели лук и стрелы?
А как образ Артемиды связан с небесными светилами, луной и солнцем?
Ученики: Объясняют связь слов луна и солнце с образом богини охоты.
Обсуждается текст; делаются выводы.
Учитель: Следующая наша задача – выяснить связь Артемиды с образами оленя, медведя и созвездиями Большой и Малой Медведиц.
Ученики: читают миф об Актеоне на своих местах, а один ученик читает как сообщение.
(слайд с оленем)
Актеон
Любит Артемида отдыхать вдали от людей в тишине. Горе тому,кто нарушит её покой. Так погиб прекрасный юноша Актеон.
Однажды охотился в лесах Актеон со своими товарищами. Утомлённые охотники расположились на отдых, а Актеон пошёл искать прохлады в цветущей долине, которая принадлежала Артемиде. Там Актеон увидел чистейшую воду, которая тоже принадлежала Артемиде. Артемида сняла сандалии, завязала волосы узлом, как у воды показался Актеон. Гневом налилось лицо богини, но только прекраснее сало оно от этого. Разгневанная Артемида превратила несчастного в оленя. Лишь разум человека остался у него. Что делать ему?
Собаки почуяли след оленя, они не узнали своего хозяина и с лаем бросились на него. Убегает от собак Актеон, но выбился из сил. Собаки рвут его на части. Так погиб Актеон, единственный человек, который видел красоту Артемиды.
Обсуждается текст; делаются выводы.
Учитель: А как Артемида связана с образами медведя и созвездиями Медведиц?
Ученики: читают текст на местах, а один - как сообщение вслух.
(слайды с созвездиями Большой и Малой Медведиц)
Тайна созвездия Большой и Малой Медведицы.
В Греции во время праздника Артемиды – богини удачной охоты было принято наряжаться в медвежьи шкуры. И саму Артемиду изображали в виде медведицы. Исполняли медвежьи пляски. Артемиде приносили в жертву медведя, а при её храме находился приручённый медведь.
До нас дошёл миф о Каллисто. Нимфа Каллисто - спутница Артемиды. Каллисто понравилась великому Зевсу. Тогда Гера (супруга Зевса) из мести превратила Каллисто в медведицу. Медведица вышла к Артемиде, но Артемида её не узнала. Каллисто хотела рассказать всё Артемиде, но вместо слов получалось только грозное рычание. Артемида , услышав рычание медведицы, схватила свои стрелы и начала охотиться на медведицу.
Каллисто убегала от стрел, но Артемида была меткой и попала в Каллисто. Тогда Зевс сжалился над Каллисто и превратил её в созвездие Большой Медведицы, отнёс её на небо.
А служанку Каллисто, которая не хотела с ней расставаться, Зевс превратил в созвездие Малой Медведицы.
Учитель: выяснили мы связь Артемиды с созвездиями?
Обсуждается текст; делаются выводы.
Учитель: В культуре каких народов, кроме Греции, медведь считается священным животным?
Ученики: В культуре народов ханты и манси.
Учитель: Верно. Расскажите о каких-либо обычаях, связанных с этим культовым животным.
Ученики: рассказывают о некоторых обычаях, связанных с медвежьими праздниками, охотой северных народов на медведя.
Учитель: Мы раскрыли значения почти всех слов – загадок. Почему мы написали музей Лувр?
Ученики: В Лувре находятся картины и скульптуры Артемиды, с репродукциями которых мы познакомились.
Учитель: Верно. Осталось выяснить, как образ богини охоты связан с чудесами света.
Сколько чудес света предложили древние греки?
Ученики: Семь.
Учитель: Назовите их.
Ученики: читают названия семи чудес света:
Пирамида Хеопса
Висячие сады
Храм Артемиды Эфесской
Статуя Зевса Олимпийского
Галикарнасский мавзолей
Колосс Родосский
Александрийский маяк
Учитель: Послушайте сообщение о храме Артемиды в городе Эфесе.
Ученик читает сообщение.
Храм Артемиды в городе Эфесе
Храм Артемиды Эфесской – одно из семи чудес света. Храм был сооружён в 11 веке до н.э. Всё сооружение поражало великолепием. Длина храма – 110м., а ширина – 55м. Храм окружали колонны из белоснежного мрамора высотой около 18 метров.
В греческом календаре был месяц Артемисион, посвящённый Артемиде. К её статуе приносили жертвы в виде животных. Самая красивая статуя находилась в храме Артемиды. Она была высотой 15 метров. Лицо богини, кисти рук и ступни ног были сделаны из дерева. Поверхность покрывали золотые украшения и драгоценности.
Молва о красоте храма дошла до самых глухих уголков. Его единогласно объявили чудом света.
Теперь на месте греческого города Эфеса скромная турецкая деревня.
(слайд с картой Турции и деревней)
Обсуждается текст; делаются выводы.
Учитель: Добыли мы знания об Артемиде? Все задачи выполнили? А как вы думаете, о ком пойдет речь на следующем уроке?
Ученики: Об Аполлоне (объясняют своё предположение)
Учитель: У себя в тетрадях я предлагаю вам написать обращение к богине Артемиде, чтобы она помогла вам в добыче знаний.
Ученики: Зачитывают придуманные обращения к Артемиде.
(слайд с храмом Артемиды в Эфесе)
Учитель: включает анимацию, на слайде под музыку «оживает» храм Артемиды ( храм показывается со всех сторон, летают птицы.)
Учитель: Вот и произошло чудо! Артемида нас услышала.
Домашнее задание по выбору:
Нарисовать понравившийся миф об Артемиде.
Написать сочинение на тему: Что я расскажу о греческой богине охоты.
Прочитать миф об Аполлоне и приготовить пересказ.
15