Урок окружающего мира Образовательная система «Школа 2100» 3 класс Тема урока: «Экосистема озера»
Урок окружающего мира
Образовательная система «Школа 2100»
3 класс
Тема урока: «Экосистема озера»
Цели:
Познакомить учащихся с экосистемой озера.
Работать над формированием коммуникативной, информационной компетентностей учащихся и компетентности разрешения проблем в совместной деятельности.
Задачи:
Познакомить учащихся с животными и растениями озера, их «профессиями» в экосистеме, значением озера в жизни человека;
Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;
Называть из чего состоит экосистема;
Учиться видеть красоту природы, объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к ней;
Развивать коммуникативные навыки в ходе работы в парах.
Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.
Вид занятия: урок-исследование.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
индивидуальная, парная
Оборудование: ПК, проектор, экран, карточки.
Техническая часть: мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Оргмомент.
- Сегодня мы продолжим встречу с удивительным и загадочным миром природы. Думаю, что вы готовы отвечать на вопросы и делать новые открытия.
2.Актуализация
Первая стадия – ВЫЗОВ (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации)
- Из каких оболочек состоит наша планета?
- Где живёт большинство живых организмов?( на пересечении 3-х сред: водной, воздушной и наземной). Биосфере
- Мы знаем, что большой круговорот веществ в биосфере связывает между собой все экосистемы. А что такое экосистема? ( единство живой и неживой природы, где животные организмы разных профессий совместными усилиями поддерживают круговорот веществ).
- Отгадав загадку, вы сможете понять, о чем пойдет речь на уроке:
«Стекло голубое, рама зеленая» (озеро) (1 слайд)
- верно, сегодня мы поговорим подробнее об озере и его обитателях.
Фронтальная работа
Знаю.
Хочу узнать.
Узнал
- Что знаете обозёрах?
-Где образуются озера? ( в углублениях суши)
-Давайте вспомним, чем озеро отличается от других водоемов? ( в них нет течения, как в реке)
-Какие озера называются проточными, какие бессточными? (проточные – в которые впадают ручьи и реки, а в бессточные -нет)
- Что хотели быузнать ещё об озёрах?
Как вы думаете, является ли озеро экосистемой?
Из чего состоит экосистема?
- Кто такие производители?
- Кто такие потребители?
- Кто такие разрушители?
Я буду заполнять по вашим ответам схему «ФИШБОУН»
Прием «Фишбоун»-рыбная кость.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
- Наша задача разобраться:
1.Откройте стр. 47. Самостоятельно познакомьтесь с текстом, делая карандашом пометки. Рассмотрите иллюстрацию внизу.
- Что вам уже было знакомо и известно?
- Какие возникли вопросы?
- О какой профессии идёт речь?
Назовите представителей этой профессии.
- Какой вывод сделаем? ( в озере есть производители)
2.
Загадка :
Полосатые бока и клюет на червяка.(окунь)
Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.(щука)
- Кем они являются? (потребителями)
-Почему? (питаются водорослями и червяками)\
- Посмотрите, какие рыбы чаще всего встречаются в наших водоемах.
- А вот этих потребителей вы можете посмотреть и даже потрогать. Это – дафнии и циклопы- мелкие рачки.
- Прочитаем про них.
- Что нового узнали? Они фильтруют воду в поисках мелких водорослей. А ими в свою очередь любят питаться рыбы. А как вы думаете, где я их взяла? (в зоомагазине, это сухой корм для рыб)
Какой вывод сделаем? ( в озере есть потребители)
3. Загадка о представителе другой «профессии»:
Два рога, но не бык, шесть ног, без копыт. (рак)
Когда я черен, я куслив и задорен.
А лишь покраснею, так и присмирею (рак)
Также на дне водоема живут многочисленные микробы, прудовик и мотыль - личинки комаров. Они кормятся остатками умерших организмов. Кем они являются? (разрушителями) Верно.
Какой сделаем вывод? ( в озере есть разрушители)
Можем теперь сделать вывод, что озеро – это экосистема?
- Вспомним полное определение экосистемы. (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
-Докажите, что круговорот веществ в озере существует.
Групповая работа
У двух команд в конвертах лежат картинки представителей разных «профессий» озера. Составьте пищевую цепь (используйте клей), не забудьте про стрелки. У двух других команд лежат названия представителей разных профессий озера. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи и показать «живую» цепь.
Проверка
Итак, какой вывод можно сделать? Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На нашей схеме отсутствует голова- это то чего мы еще не знаем, но обязательно узнаем.
Чтобы узнать, что мы еще не знаем об озере, я задам вопрос: «Почему озеро зарастает?»
(обсудите это в парах) Вспомните, что вы знаете об озере, это поможет вам.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Прием «Корзина идей»
(каждая пара выдвигает свои предположения)
-разрушители не справляются со своей работой, остатки мертвых организмов оседают на дне;
-ручьи реки, впадающие в озеро, несут с собой песчинки, остатки горных пород, мертвые организмы;
-почему же их не относит течением?( в озере нет течения, оно глубже озера)
Выйдет команда, которая показывала «живую» цепь. Снова составьте ее. Представьте, что в вашу пищевую цепь добавляются мертвые организмы с суши. Что произойдет? (расцепляю руки). Круговорот не замкнут полностью.
Вот что мы поместим в наш «хвост»
А если круговорот не замкнут полностью, что может случиться? (экосистема озера разрушится)
Во что превратится озеро? В болото.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Давайте проверим наш вывод с выводом в учебнике. И запишем в нашу таблицу в колонку «Узнал», что нового узнали .
Давайте откроем рабочую тетрадь и посмотрим на кроссворд. Дома отгадайте его
Третья стадия – РЕФЛЕКСИЯ (Необходимо вернуть учащихся к первоначальной информации, внести изменения уточнения в таблицу. Дать творческое задание).
Человек может повлиять на судьбу озера?
Как вы думаете, должен человек вмешиваться в экосистему озера? (да, если он хочет сохранить озеро, как место отдыха, ловли рыбы, памятника природы.
Вы не раз отдыхали на озерах. И видели, в каком состоянии находятся наши озера.
- Чем вы можете помочь озеру?
Рефлексия
Синквейн
1.Озеро
2.Чистое, прозрачное, полезное
3.Охранять, не засорять, отдыхать, купаться,
4. Бороться с браконьерами
5. Водоем.
Итог урока
Прием «Сжатие информации»
Попробуйте в 1 предложении сказать, о чем мы говорили на уроке. (Озеро- это экосистема, в которой круговорот не замкнут.)
Какие главные выводы вы можете сделать? (озеро – это природное богатство, которое нужно охранять)
Что еще вы можете добавить в таблицу?
Д.з.Парагрф, рабочаятетрадь
Приложение
2.Памятка по составлению синквейна
Синквейн на тему «Экосистема озера»
1. Существительное (что?)– ключевое слово, определяющее содержание темы.
2. Прилагательные (2), характеризующие данное понятие.(какой,какая?)
3. Глаголы (3), обозначающие действие в рамках темы.(что делает?)
4. Предложение, раскрывающее суть темы (4 слова)
5. Синоним ключевого слова.
3.Таблица
Знаю
Хочу узнать
Узнал
потребители
разрушители
производители
потребители
разрушители
производители
рогоз, камыш, осот, планктон
Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.
окунь, щука, ерш, карась, дафнии
рак, прудовик, мотыль, бактерии
потребители
разрушители
производители
окунь, щука, ерш, карась, дафнии
рак, прудовик, мотыль, бактерии
рогоз, камыш, осот, планктон
Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.
Почему озеро зарастает?
потребители
разрушители
производители
рогоз, камыш, осот, планктон
Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ. Но если круговорот не замкнут, то озеро зарастает.
Почему озеро зарастает?
окунь, щука, ерш, карась, дафнии
рак, прудовик, мотыль, бактерии