Инновационные технологии на уроках физической культуры
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№10 п.Раздольное
Надеждинского района» Приморского края
Инновационные технологии на уроках физкультуры
(из опыта работы учителя физкультуры Вовк Е.А.)
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, чтобы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.
Необходимые условия реализации принципа развития инновационной деятельности – это комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:
- материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;
- моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, возможность издания результатов инновационной деятельности;
- профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.
Наряду с необходимыми условиями существует ряд проблем: слабая материально-технической база, нехватка квалифицированных кадров, недостаток финансирования, низкий уровень научно-методического обеспечения.
В своей педагогической деятельности я использую элементы инновационных технологий, которые подразделяю на традиционные и нетрадиционные.
Т р а д и ц и о н н ы е.
Сдоровьесберегающие технологи на моих уроках предусматривают:
- строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития всех учащихся, их группы здоровья;
-строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;
-проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря, своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;
-контроль за сменной спортивной формы;
-контроль за принятием водных процедур после занятий и тренировок;
- применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки, глаз, применение дыхательных упражнений;
- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
-проведение влажной уборки спортивного зала в обеденный перерыв и перед кружковыми и спортивно-массовыми мероприятиями.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В работе учителя физкультуры можно использовать программы для подсчета результатов, компьютерное тестирование, создание собственных сайтов для распространения опыта, наглядности к урокам, поиск информации для методической работы, исследовательская работа, проектная деятельность, использование интерактивной доски. На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Соревновательные технологии позволяют учащимся проявить себя в личном первенстве, работать в составе команды. После прохождения каждой темы провожу уроки-соревнования, в которых задействую в качестве судей и секретарей освобожденных от уроков физкультуры учащихся и детей, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе и ЛФК.
Игровые – использую почти на каждом уроке. В конце каждого урока проходит учебная игра. Существует много подвижных игр на основе баскетбола, волейбола, легкой атлетики. Разнообразие этих игр позволяет повысить интерес учащихся к уроку. Игровые технологии активно использую на внеклассных спортивно-массовых мерприятиях. Технология уровневой дифференциации – это проведение два раза в год разноуровневого тестирования физической подготовленности учащихся. Даю различные задания для детей основной физкультурной группы и детей с ослабленным здоровьем. Сюда же относится и технология раздельного обучения. Особое значение приобретают уроки для учащихся подросткового возраста (7–9 классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения, что не предусмотрено программой физического воспитания для общеобразовательной школы. Использование элементов раздельного преподавания физической культуры в 7–9х классах не потребует дополнительного финансирования и реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной параллели классов. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей – совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость. При этом технология раздельного преподавания при необходимости позволяет изучать теорию с одной группой учащихся и отрабатывать практические навыки с учащимися другой группы.
Н е т р а д и ц и о н н ы е
Оздоровительные дыхательные технологии (парадоксальная гимнастика Стрельниковой А.Н., дыхательные практики Бутейко)
Скандинавская ходьба (ходьба с лыжными палками) для детей с ослабленным здоровьем.
Цигун (древнее китайское искусство саморегуляции). Жесткие методики используются для развития навыков мгновенного включения на полную мощность функциональных систем организма для реализации психических и физических возможностей. Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления. По способу выполнения упражнений подразделяются на три класса: статические (иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений). Роль: регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их комбинации. В своей практике использую статические упражнения на разгрузку различных отделов позвоночника.
Антистрессовая пластическая гимнастика разработана А.В. Попковым и Е.Н. Литвиновым, аттестована в 1989г. Комплекс АПГ состоит из четырех разделов: вводный раздел (разминка), техника перемещений, суставный массаж и упражнения на растягивание, заключительный раздел. АПГ помогает учащимся формировать состояние спокойствия, навык равномерного распределения физических и психических нагрузок, чувствовать красоту и естественность движения. Упражнения АПГ отличаются выразительностью, гармоничностью, плавностью и слитностью движений. На занятиях целесообразно использовать музыку.
Пилатес – безопасный комплекс упражнений. Удивительный комплекс упражнений, созданный еще сто лет назад Йозефом Пилатесом, подходил и для реабилитации раненых на полях сражений и для танцоров. Развивает гибкость и силу определенных групп мышц, полезен для больных, перенесших травму позвоночника, делает тело более гибким и стройным, укрепляет тело и успокаивает дух. Три вида тренировок Пилатес: тренировки на полу, тренировки на полу со специальным оборудованием, тренировки на специальных тренажерах. Можно использовать в разделе гимнастики.
Фитнес технологии (стрейчинг, аква-аэробика, степ-аэробика, слайд, бодибилдинг (на построение тела, коррекцию физического развития, лишнего веса и т.д.), каланетика.
Восточные практики. Йога (дыхание, асаны на координацию ).Тайдзи (ушу). Цигун
Спартианские игры. Спартианское многоборье: спортивные соревнования; соревнования по туризму и ориентированию; конкурсы в различных видах искусства (в пении, танцах и т.д.); конкурс знатоков спорта и искусства, конкурсы технического творчества.
Технология портфолио. Цель: приобрести опыт по накоплению, систематизации и представлению учащимися результатов и достижений по предмету «Физическая культура». Задачи: определение динамики показателей физической подготовленности для создания ситуации успеха, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях; раскрытие индивидуальных способностей, развитие познавательных интересов по предмету «физическая культура»; приобретение навыков самооценки; укрепление взаимодействия семьи и ученика. Мною разработано портфолио по физкультуре для начальной школы, где в динамике отслеживаются показатели физической подготовленности учащихся. Я провожу тестовые упражнения, а таблицу дети заполняют сами, где отмечают рост своих показателей.
В заключении
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения педагогического опыта и проблема доведения этого опыта до практики.
Инновации в системе физического воспитания учащихся являются функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений. Использование инновационных технологий в физическом воспитании - это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом. Это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения для сохранения здоровья.
Литература
1. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России. Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью. Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6.
3. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 9.
4.Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.