Конспект урока по физике в 8 классе: Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
Конспект урока по физике в 8 классе: Лабораторная работа
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
Цели и задачи занятия:
- систематизировать знания учащихся по данной теме;
- научить учащихся собирать простые цепи и зарисовывать по ним схемы, пользоваться
амперметром для измерения силы тока;
- развивать взаимоуважение, умение работать в команде;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других;
Тип урока: Лабораторная работа
Используемое оборудование на уроке: компьютер, оборудование для выполнения лабораторной работы;
План урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Техника безопасности.
4. Выполнение лабораторной работы.
5Итоги работы.
6. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный этап:
Сегодня наш урок физики будет не совсем обычным. Мы будем исследовать!
У вас нас толах стоят коробки – это модули!
Предлагаю сначала исследовать их содержимое. Что же мы там обнаружили?
А теперь прошу вашего внимания. Хочу вам продемонстрировать работу эл. Гирлянды, карту звездного неба и созвездия, электрозвонок, электродвигатель, электромагнит.
Вопрос. Что общего между этими демонстрациями?
Правильно - электрическая цепь.
А кто догадался и назовет тему нашего урока?
Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
2. Проверка знания правил техники безопасности при работе с электричеством.
А теперь посмотрим фрагмент из известного всем фильма.
Как вы думаете, ребята, чтобы с нами такое не произошло что нам необходимо?
Правильно необходимо соблюдать технику безопасности.
Каждый сотрудник в любой организации, работа которого связана с опасностью и риском причинения вреда своему здоровью и здоровью других людей проходит экзамен- допуск к работе.
Сегодня я вам предлагаю тоже пройти такой допуск к нашей исследовательской работе и проверить свои знания по технике безопасности при работе с электричеством.
Ситуация № 1. Пока учитель объяснял цель урока, инструктировал учеников технике безопасности при обращении с приборами, ученик А решил самостоятельно собрать электрическую схему и невнимательно слушал учителя.
Он включил выпрямитель в розетку и стал собирать схему. Затем взял провода электрической схемы и присоединил их к выпрямителю и подключил в цепь амперметр. Стрелка амперметра отклонилась влево и ничего не показывала по шкале.
Какие правила ТБ нарушил ученик А?
1.Не слушал учителя, не выполнил указания учителя.
! Надо быть внимательным и дисциплинированным, точно выполнять все указания учителя!
2. нарушил правила подключения амперметра в цепь. !Амперметр включают в цепь последовательно с тем элементом цепи, в котором измеряют силу тока, соблюдая полярность.
3. не пригласил учителя для проверки собранной цепи.
!Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешением учителя.Ситуация № 2. В предложенной схеме соединительные провода перекручены. !При сборке электрических цепей надо избегать пересечения проводов.
Ситуация №3 видео «Фиксики». Какие правила ТБ нарушили фиксики?
Использовали провода с поврежденной изоляцией.!При сборке электрических цепей надо использовать провода с прочной изоляцией без видимых повреждений.
Ремонтировали провод с подключенным источником питания.
!Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.
Сами устраняли неполадки в электрической цепи.
! При обнаружении неисправности надо немедленно отключить источник электропитания и сообщить учителю.
Ситуация № 4. Видео «Ну, погоди!»
Нельзя касаться оголенных проводов.!Все наблюдения и измерения надо выполнять осторожно, чтобы случайно не коснуться оголенных проводов, находящихся под напряжением.
Ситуация № 5. Черный ящик. Что в нем?
В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретения….
Эта часть электрической цепи….и ей отводится важная роль при соблюдении техники безопасности…
Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой. На этом основано действие этого предмета…
Ключ,,,,Назовите замыкающие и размыкающие устройства в кабинете физики?
А как техника безопасности связана с этими устройствами?
!Сборку электрических цепей надо проводить при разомкнутом ключе.
! По окончании работ надо разомкнуть ключ, отключать источник электропитания и разобрать электрическую цепь.
А теперь проверим как вы умеете собирать электрические цепи,
Предлагаю выбрать из модуля необходимое для проведения исследования оборудование и собрать цепь по предложенной схеме.
Поднятая ваша рука будет сообщать мне о готовности к проверке вашей цепи учителем.
А на доске демонстрационную работу проведет Артем.
Все цепи были собраны вами правильно с учетом требований техники безопасности.
Внимание на экран.
А мы с вами показали отличные знания техники безопасности при работе с электричеством, допуск к работе получен и мы можем продолжить работу.
3. Выполнение лабораторной работы. Слайд № 18 - № 21
1. Рассмотрите амперметр.
- определите цену деления;
- определите верхний предел;
- определите погрешность
измерения амперметра;
2. Соберите цепь по рисунку (а).
Запишите показание амперметра.
Зарисуйте данную электрическую схему.
3. Соберите цепь по рисунку (б).
Запишите показание амперметра.
Зарисуйте данную электрическую схему
4. Соберите цепь по рисунку (в).
Запишите показание амперметра.
Зарисуйте данную электрическую схему.
5. Сравните полученные результаты, сделайте вывод.
4. Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается выбрать из трёх смайликов один и зарисовать его в тетрадь.
5. Рефлексия.