Круглый стол Почему в Гражданской войне победили красные?
Тема круглого стола: «Почему в гражданской войне победили красные?»
Проблемный урок в форме “круглого стола” позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценки уровня своей активности на уроке требуют от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитанию любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
Цели:
1. Интегрировать и расширить знания по студентов-бакалавров группы ИО-232 по истории и литературе;
2. Стимулировать интерес к изучению культуры России;
3. Проанализировать мероприятия Советского правительства, действия белых в период гражданской войны и сделать обоснованный вывод, почему в гражданской войне победили красные.
3. Расширить кругозор студентов – бакалавров группы ИО-232 по изучаемым дисциплинам;
4. Активизировать познавательную активность через ролевые игры.
Задачи:
1. Сформировать навыки работы с историческими документами
2. Сформировать навыки работы в группе.
3. Развивать навыки анализа литературного текста.
4. Развивать умения различать литературный вымысел и историческую действительность
5. Научить выделять и аргументировать разные точки зрения на одну историческую личность
Основные понятия: гражданская война, интервенция, красные, белые.
Персоналии: В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, А. В. Колчак, А. Деникин, П. Врангель.
Оборудование:
Выставка литературы по теме: “Белые против красных” (книги подбирались из школьной библиотеки, личной библиотеки учителя и ребят).
Подборка иллюстраций, плакатов, фотографий времён гражданской войны. (Взяты из журнала “Родина” №10 1990 год).
Портреты В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, А. Колчака, А. Деникина, П. Врангеля.
Выставка рефератов учащихся по теме “Участники гражданской войны” (Биографии указанных выше персоналий, а также других участников этих событий по выбору учащихся)
Аудиодиск с записью песен о гражданской войне.
Перед студентами карточка с указанием выбранной им роли на данный урок, например, белогвардеец, интеллигент, кадет, Бывший депутат Госдумы, красногвардеец, представитель Коминтерна и т. д.
“Да, мы были противниками, но странными. У нас была одна любовь. . . И мы, как Янус, или как двуглавый орёл, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно”
А. Герцен
Предварительная подготовка к круглому столу.
Предложено заранее определить с позиций какого лагеря – белых или красных – ребята будут участвовать в дискуссии по теме “Почему в гражданской войне победили красные?” Какую роль они выберут для себя на данный урок.
Ход занятия
Организационный момент
Студенты занимают места за “круглым столом” в соответствии с выбранными ими ролями. преподаватель ставит перед ними задачу, что в ходе урока каждый должен выбрать момент по ходу дискуссии, чтобы высказать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме. В конце урока за участие в обсуждении каждый из них получит три оценки за урок: самооценку, оценки от товарищей, сидящих от них слева и справа.
Проверка знаний:
Выполнение индивидуальных разноуровневых заданий по теме: “Гражданская война и иностранная интервенция” (5 минут). (В ходе урока выполненные задания проверяют 2 консультанта из числа учащихся и в конце урока подводят общие итоги их выполнения. )Задание№1. (Низкий уровень сложности) .Необходимо из предложенных вариантов выбрать правильный ответ.
1. Одна из основных целей белого движения в Гражданской войне:
а) укрепление Советского государстваб) уничтожение Советской властив) восстановление самодержавной монархии
2. В лагерь белых во время Гражданской войны не входили
а) представители кадетов и эсеровб) русское офицерствов) комитеты бедноты
3. Найдите лишнюю среди целей интервенции
а) предотвращение мировой революцииб) возврат царских долговв) экономическое и политическое ослабление Россииг) налаживание отношений с новой властью в России
4. Главным фронтом лета 1918 года являлся:
а) Южный фронтб) Восточный фронтв) Западный фронт
5. К красным командирам Гражданской войны не принадлежал:
а) Ф. Мироновб) М. Фрунзев) Н. Юденичг) В. Блюхер
Задание №2(Средний уровень сложности)
1. Совместите названия противоборствующих сил и их цели в борьбе.
а ) лагерь красных б) лагерь белых в) лагерь интервентов 1. уничтожение Советской власти2. сохранение и укрепление Советского государства3. политическое экономическое ослабление России
2. Совместите фамилии руководителей белого движения и места существования их режимов:
А) А. КолчакБ) А. Деникин В) Н. ЮденичГ) П. Врангель 1. Юг России2. Крым3. Сибирь. 4. Северо-Запад России
3. Разнесите партии и социальные группы на входящие в лагерь красных (А) и лагерь белых(Б)
А) большевики,б) кадеты,в) эсеры, г) беднейшее крестьянство,д) зажиточное крестьянство,е) помещики,ж) рабочие
Задание №3 (Повышенный уровень сложности)
Кому из деятелей белого движения принадлежат данные ниже характеристики? (А. Деникину, А. Колчаку, П. Врангелю)
Это был необычно способный, знающий и талантливый офицер, обладал редкой памятью, прекрасно владел тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, историю почти всех европейских флотов и морских сражений.
Г. ЦывинскийЗа полярный поход был награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
Как выдающегося флотоводца прекрасно знали в России и за рубежом. . . . Однако по характеру своему . . . был нетерпелив, капризен, легко поддавался чужому влиянию. . . . однако был истинным патриотом России ,который твердо верил, что может возродить былую мощь отечества.
А. Керенский.
Он - политически безличная фигура. Он - простая игрушка в руках держав Антанты. У него, с его голой идеей военной диктатуры и скрытой мыслью восстановления монархии, нет никакой политики, кроме той, которая диктуется ему противоречивыми влияниями этих держав, и окружающих его торгово-промышленных кругов.
К. Попов
Ответ: А. Колчак.
Основной этап занятия. Дискуссия.
Преподаватель: Задача нашего круглого стола обсудить проблему “Почему в Гражданской войне победили красные?” Предлагаю прослушать два песенных отрывка об этих событиях. Определите разницу в содержаниях, идеях двух этих песен.
Звучат аудиозаписи песни М. Блантера “Мы красные кавалеристы”. (Прославляет героизм красных в Гражданской войне, сражавшихся за родину);
и песни “Поручик Голицын, корнет Оболенский” (Считает и белогвардейцев героями, отдавшими жизнь за родину).
Преподаватель: Почему не пересматривают итоги других войн, а гражданскую войну оценивают по-разному? В чем особенности гражданской войны?
Студенты дают определение гражданской войны, называют ее особенности.
Гражданская война - непримиримая вооруженная борьба больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность.
В отличие от других войн гражданская война не имеет четких границ ни во времени , ни в пространстве. Трудно установить точную дату ее начала, провести четко линию фронта. На первый план в ней выходят классовые интересы. Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм отодвигаются на второй план. Главным является принцип: “Кто не с нами, тот против нас”. Гражданская война – величайшая трагедия в истории нашей страны.
Обстановку периода гражданской войны мы можем представить себе при помощи фотографий, плакатов, листовок того времени. (Благодарность ребятам, подготовившим фотовыставку и выставку книг)
Зачитывается стихотворение М. Волошина “Гражданская война”.
“Одни взрастали из подполий,Из ссылок, фабрик, рудников,Отравленные тёмной волейИ горьким дымом городов.
Другие из рядов военныхДворянских разорённых гнёздГде проводили на покой Отцов и братьев убиенных
В одних доселе не потухХмель незапамятных пожаровИ жив разбойный древний дух Зарудских, Стенек, Кудияров.
В других, лишенных всех корней Тлетворный дух столицы НевскойТолстой, и Чехов, ДостоевскийНадрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатахСвой бред о буржуазном злеО светлых пролетариатахМещанском рае на земле
В других – весь цвет и гниль империйВсё золото, весь тлен идей. Прах всех богов и фетишейНаучных вер и суеверий
Одни идут освобождатьМоскву и вновь ковать стихиюДругие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать.
И здесь и там между рядамиЗвучит один и тот же глас:“Кто не за нас - тот против нас,Нет безразличных, правда с нами. ”
Преподаватель: Как вы поняли, о чём это стихотворение, в чём его смысл? (Два лагеря в гражданской войне. Каждый защищает свои идеалы и именно свои идеалы считает благородными, справедливыми)
“Обратите внимание на высказывание А. Герцена, которое взято в качестве эпиграфа для нашего урока и в конце занятия объясните смысл этих слов, сказанных в конце 19 века, применительно к нашей теме.
И красные и белые сражались за родину. Почему победили красные?
Слово участникам дискуссии.
План дискуссии:
Вооруженные силы сторон.
Политика белых и красных на занятой ими территории.
Позиция “третьей силы” в войне.
Взаимоотношения с внешним окружением.
(Студенты вправе начать обсуждение проблемы с любого из предложенных пунктов плана. )Белые.
Объясняют причины победы красных, характеризуя Вооруженные силы Красной Армии. Раскрывают численность, принципы формирования, возможности увеличения численности за счет дополнительных мобилизаций, подчеркивают наличие единого органа для руководства вооруженными силами на всех фронтах, рассказывают о привлечении в ряды РККА офицеров царской армии, о создании института красных комиссаров и их полномочиях.
Красные.
Подчеркивают, что у белых не было единого командования вооруженными силами, единого лидера, общих целей движения, кроме уничтожения власти большевиков. В разное время против Советской власти действовали разные командующие белыми армиями, действия их были несогласованными, каждый из них стремился присвоить себе лавры победителя. Все это ослабляло силы белой армии.
Красные.
Обращают внимание на политику, проводимую белыми правительствами на занятой ими территории, подчеркивают, что эта политика не устраивала народные массы, потому что была направлена на реставрацию порядков Российской империи, на возвращение земли и промышленных предприятий в собственность прежним владельцам.
Белые.
Раскрывают сущность политики “военного коммунизма”, подчёркивают, что крестьянство было крайне недовольно введением продразвёрстки.
Красные.
Сообщают о том, что В. Ленин понимал необходимость союза с крестьянством, называл его “третьей силой” в войне. На VIII съезде РКП (б) Ленин выдвинул лозунг “Не сметь командовать середняком!”
В ходе войны крестьяне поддерживают красных, так как их удовлетворяет большевистский Декрет о земле.
Белые.
Рассказывают о том, что в борьбе с красными рассчитывали на поддержку иностранной интервенции, но страны Антанты в России преследовали собственные цели, направленные на разграбление богатств страны, а это также способствовало ослаблению белого движения, приводят примеры, как при поддержке Колчака иностранные компании расхищали богатства Сибири.
Красные.
Подчёркивают, что на их стороне в годы войны выступали рабочие стран Европы. Они организовали движение “Руки прочь от Советской России!”, благодаря их действиям интервенты вынуждены были в 1919 году увести свой флот из Черноморских портов на родину. Это ослабило силы врагов Советской власти.
Учитель вновь обращает внимание на слова А. Герцена-эпиграф урока и просит раскрыть их смысл применительно к теме дискуссии. (Противники-красные и белые. Одна любовь – Россия. Одно сердце, которое билось за судьбу России. Но смотрели в разные стороны, потому что судьбу России видели по-разному.
Подведение итогов урока.
Преподаватель: слова писателя Б. Васильева: “Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей. Братья, щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за её завтрашний день, которая каждая из сторон видела и понимала по-разному. Они поступили так, как велела им совесть. И было бы в высшей степени справедливо воздать должное всем павшим за Родину в гражданской войне. Так поступили после гражданской войны в Америке, в Испании, в Финляндии. Предлагается возвести общий памятник жертвам гражданской войны, чтобы над красным и белым обелиском вознесла мать Россия венок скорби и уважения. Придёт покаяние и закончится гражданская война”
Подумайте, вы согласны с этим предложением?
Оценивание.
На этом наше занятие окончено. Поставьте оценки за участие в обсуждении проблемы себе и своим товарищам слева и справа. (На основании полученных оценок преподаватель и консультанты выставляют средний балл)