Сценарий деловой игры по профориентации Путь к успеху 
	                                      -1-
	Сценарий деловой игры по профориентации
для учащихся 9 класса 621средней школы
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
           «Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии»
	                                                                        (Н.Г.Чернышевский)                 			
Цель игры – оказание помощи подросткам 15-16 лет в профессиональном и личностном самоопределении.
Участники игры: 4 команды: «человек- природа», «человек-техника», «человек-человек»,
                                   «человек -  художественный образ», болельщики, жюри, ведущие, приглашённые.
Вступительное слово классного руководителя 9-а класса Калининой Т.В. об актуальности темы, формате и регламенте игры (3мин)
Дорогие ребята!         В 14-17 лет перед человеком впервые серьезно встает проблема выбора профессии.
Учёные называют её кризисом учебно-профессиональной ориентации: 
1. присутствует противоречие между совестью и стремлением красиво жить, 
2.есть несоответствие личных качеств и выбранному учебному заведению,  
3.наблюдается пассивность профессиональных намерений (выбор делают родители).
          Чтобы избежать ошибок, надо изучать ситуацию на рынке труда, какие профессии будут востребованы в ближайшее время, подбирать профессию, которая бы соответствовала вашим качествам личности, здоровью. 
         Частично мы затронем эти вопросы на нашей игре. Надеемся, что после нашей встречи Вы более компетентно подойдёте к выбору будущей профессии, постараетесь определиться с целью в жизни.  А дальше – по формуле успеха: УСПЕХ = ЦЕЛЬ + ЭНЕРГИЯ.  Именно это имел ввиду О.Бальзак, когда говорил: «Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти». 
 1 конкурс «Пирамида потребностей» -5 минут
Командам   необходимо «построить» пирамиду потребностей человека по версии психолога Абрама Маслоу), дать им названия и эстетично оформить на ватмане в виде пирамиды.
 Конкурс для болельщиков «Снежный ком» (во время подготовки команд к конкурсу № 1)
 Болельщики 1-й команды называют профессию, болельщики 2-й команды её повторяют и называют другую профессию и т.д. Первая выбывшая команда получает 2 б., вторая выбывшая -3б, третья- 4 б. и победившая команда получает 5б.
2 конкурс «Система профессий» (по определению Е. Климова) -5 минут 
На листе ватмана собрать, аккуратно наклеить:
 1)названия  4-х типов профессий команд ,
2) определения их особенностей, 
3) записать 8 соответствующих этому типу профессий			
(Если останется время, можно добавить рисунки и получить дополнительно 3б.)
										(мах кол-во баллов-32+3=35).
Конкурс для болельщиков «Загадки о профессиях»                                                      							(проводится во время подготовки команд к конкурсу № 2) 
                                                                                                                        (1 отгадка- 1 б.)
3 конкурс капитанов «Угадай профессию!» в форме пантомимы - 10минут               
 Капитаны получают названия 2-х профессий, изображают их, члены команды угадывают.				                      
·                                                       (1 профессия- 1 б.)
4 конкурс «Приём на работу» -15минут (2мин.- подготовка, 2мин.- «собеседование»)
  Команды получают название одной из востребованных на рынке труда профессий, выбирает «работодателя» и «наёмного работника», которые проводят собеседование.  (5б – вопросы, 5б - ответы, мах - 10б.)
 Конкурс для болельщиков «Великие люди» (во время подготовки команд к конкурсу № 4) 
 На экране демонстрируются портреты великих учёных, писателей, художниковБолельщики   каждой команды поочередно называют их фамилии, имена и их достижения в профессии (как правило, берутся портреты ученых, поэтов, которые дети видят в учебных кабинетах. Если болельщики команды не знают ответа или называют неверно, то ход передается следующим болельщикам. Правильный ответ для проверки появляется на слайдах     после ответа. (Правильный ответ-1 балл)
5 конкурс «Домашнее задание».  Фильм «2018 год. Поживём - увидим!»»  -5минут
 Слайд фильм о будущих профессиях выпускников 9 класса. (Презентация видеофильма «Моя будущая профессия» 1профессии- 1б.)								 
Подведение итогов игры (вручение администрацией школы грамот и сертификатов об окончании учащимися 9 класса элективного курса «Планирование карьеры и жизни»).                                     
Цитаты о труде и выборе профессии для оформления аудитории
«Нет без явного усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев» (Д.И.Менделеев)
«человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества.»                   (Д.И.Менделеев)
«Успех – вот что создаёт великих    людей».   (Наполеон I) 
 «Самая трудная вещь -  требование к себе».       (А.С.Макаренко)
 «Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии».  (Н.Г.Чернышевский)
«Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти». (О.Бальзак)
«Свобода может быть у того, кто сам выбирает своё дело». (Восточная мудрость)                                                                    
 Памятка для профессионального и личностного самоопределения 
1.Составьте перечень желательных для себя профессий
2. По литературе и беседам со специалистами составьте описание 2-3 профессий
 (установите, какие требования предъявляются к работнику, какие качества личности важны)
3.Изучите свои способности и возможности, интересы, достижения в учебе и труде, здоровье и самокритично сопоставьте данные: «хочу», «могу», «надо».
4. Принимайте взвешенные решения при выборе профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения. Желаем успеха! 
15