Сценарий деловой игры по профориентации Путь к успеху

-1-
Сценарий деловой игры по профориентации
для учащихся 9 класса 621средней школы
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии»
(Н.Г.Чернышевский)

Цель игры – оказание помощи подросткам 15-16 лет в профессиональном и личностном самоопределении.
Участники игры: 4 команды: «человек- природа», «человек-техника», «человек-человек»,
«человек - художественный образ», болельщики, жюри, ведущие, приглашённые.

Вступительное слово классного руководителя 9-а класса Калининой Т.В. об актуальности темы, формате и регламенте игры (3мин)
Дорогие ребята! В 14-17 лет перед человеком впервые серьезно встает проблема выбора профессии.
Учёные называют её кризисом учебно-профессиональной ориентации:
1. присутствует противоречие между совестью и стремлением красиво жить,
2.есть несоответствие личных качеств и выбранному учебному заведению,
3.наблюдается пассивность профессиональных намерений (выбор делают родители).
Чтобы избежать ошибок, надо изучать ситуацию на рынке труда, какие профессии будут востребованы в ближайшее время, подбирать профессию, которая бы соответствовала вашим качествам личности, здоровью.
Частично мы затронем эти вопросы на нашей игре. Надеемся, что после нашей встречи Вы более компетентно подойдёте к выбору будущей профессии, постараетесь определиться с целью в жизни. А дальше – по формуле успеха: УСПЕХ = ЦЕЛЬ + ЭНЕРГИЯ. Именно это имел ввиду О.Бальзак, когда говорил: «Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти».
1 конкурс «Пирамида потребностей» -5 минут
Командам необходимо «построить» пирамиду потребностей человека по версии психолога Абрама Маслоу), дать им названия и эстетично оформить на ватмане в виде пирамиды.

Конкурс для болельщиков «Снежный ком» (во время подготовки команд к конкурсу № 1)
Болельщики 1-й команды называют профессию, болельщики 2-й команды её повторяют и называют другую профессию и т.д. Первая выбывшая команда получает 2 б., вторая выбывшая -3б, третья- 4 б. и победившая команда получает 5б.

2 конкурс «Система профессий» (по определению Е. Климова) -5 минут
На листе ватмана собрать, аккуратно наклеить:
1)названия 4-х типов профессий команд ,
2) определения их особенностей,
3) записать 8 соответствующих этому типу профессий
(Если останется время, можно добавить рисунки и получить дополнительно 3б.)
(мах кол-во баллов-32+3=35).
Конкурс для болельщиков «Загадки о профессиях» (проводится во время подготовки команд к конкурсу № 2)
(1 отгадка- 1 б.)
3 конкурс капитанов «Угадай профессию!» в форме пантомимы - 10минут

Капитаны получают названия 2-х профессий, изображают их, члены команды угадывают.
· (1 профессия- 1 б.)
4 конкурс «Приём на работу» -15минут (2мин.- подготовка, 2мин.- «собеседование»)
Команды получают название одной из востребованных на рынке труда профессий, выбирает «работодателя» и «наёмного работника», которые проводят собеседование. (5б – вопросы, 5б - ответы, мах - 10б.)

Конкурс для болельщиков «Великие люди» (во время подготовки команд к конкурсу № 4)
На экране демонстрируются портреты великих учёных, писателей, художников Болельщики каждой команды поочередно называют их фамилии, имена и их достижения в профессии (как правило, берутся портреты ученых, поэтов, которые дети видят в учебных кабинетах. Если болельщики команды не знают ответа или называют неверно, то ход передается следующим болельщикам. Правильный ответ для проверки появляется на слайдах после ответа. (Правильный ответ-1 балл)
5 конкурс «Домашнее задание». Фильм «2018 год. Поживём - увидим!»» -5минут
Слайд фильм о будущих профессиях выпускников 9 класса. (Презентация видеофильма «Моя будущая профессия» 1профессии- 1б.)

Подведение итогов игры (вручение администрацией школы грамот и сертификатов об окончании учащимися 9 класса элективного курса «Планирование карьеры и жизни»).


Цитаты о труде и выборе профессии для оформления аудитории

«Нет без явного усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев» (Д.И.Менделеев)
«человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества.» (Д.И.Менделеев)
«Успех – вот что создаёт великих людей». (Наполеон I)
«Самая трудная вещь - требование к себе». (А.С.Макаренко)
«Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии». (Н.Г.Чернышевский)
«Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти». (О.Бальзак)
«Свобода может быть у того, кто сам выбирает своё дело». (Восточная мудрость)


Памятка для профессионального и личностного самоопределения

1.Составьте перечень желательных для себя профессий
2. По литературе и беседам со специалистами составьте описание 2-3 профессий
(установите, какие требования предъявляются к работнику, какие качества личности важны)
3.Изучите свои способности и возможности, интересы, достижения в учебе и труде, здоровье и самокритично сопоставьте данные: «хочу», «могу», «надо».
4. Принимайте взвешенные решения при выборе профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения. Желаем успеха!


































15