ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ (из опыта работы)


Штогрина Юлия Вячеславовна
Учитель математики и информатики МБОУ г.Астрахани «СОШ № 13»
Е-mail: yuliana-sht@mail.ruОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РАМКАХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ (из опыта работы)В условиях модернизации российского образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования качества образования выпускников школ. Одним из таких резервов может являться интегрированный урок с применением проектной деятельности.
Интеграция в обучении – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения (дошкольной, начальной, средней, старшей). [3, c.12].
Интегрированный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета. При проведении интегрированных уроков по разным предметам, в результате у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении. [2, c. 113] На мой взгляд, именно формирование деятельностного подхода в обучении позволяет организовать проектную деятельность.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. [1, 25].
В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Проекты могут классифицироваться:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
На своих уроках я применяю групповые, учебные, межпредметные, краткосрочные проекты. Например, интегрированный урок биологии и информатики «Царство «Растения». В рамках урока было необходимо изучить группы растений: цветковые, голосемянные, мхи и папоротники, водоросли. Обучающиеся получили общее задание: определить особенности строения растения; выяснить среду обитания; определить способы размножения; привести примеры представителей группы растений; найти значение растения в природе и для человека. Разделили обучаемых на микрогруппы, каждая из которых получила направление работы, то есть указание групп растений, по которому будут работать (цветковые, голосемянные, мхи и папоротники, водоросли). Каждой микрогруппе были розданы дополнительные материалы: таблица распределения обязанностей, оценки работы участников группы, а также план работы для каждого рода обязанностей. В течение урока микрогруппы работали в рамках своего задания и оформляли результаты исследовательской деятельности по плану. Все результаты были оформлены в презентации, заранее созданной в Google Диск, как документ общего доступа. Такая технология работы позволяет учителям контролировать достоверность содержания и процесс оформления. Когда работа по оформлению результатов исследования была окончена, каждая микрогруппа представляла ту группу растений, над которой работала по специальному плану, а остальные обучающиеся задавали вопросы по представляемому материалу. После представления своих результатов обучающиеся заполнили лист рефлексии и представили оценки работы микрогруппы над проектом.
Интегрированный урок математики и информатики по теме «Деление с остатком». Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Урок проводился в преддверии новогодних праздников, поэтому и названия команд при распределении: 1 команда - Снеговики, 2 команда - Зайчики, 3 команда - Снегурочки, 4 команда - Елочка. Обучающиеся самостоятельно заполнили таблицу распределения обязанностей внутри микрогруппы. В начале урока был проведен устный счет, с использованием мультимедиа презентации и актуализация знаний. Для каждой микрогруппы были подготовлены задания: 4 вида задач по теме, 2 уравнения, 10 примеров и творческое задание. Каждой команде было необходимо решить все задания и расшифровать поздравление от Деда Мороза, ключ для расшифровки предлагался обучающимся только после выполнения всех заданий. Следующим этапом работы было заполнение листа рефлексии и представление результатов работы вместе с указанием обязанности в группе и полученной оценкой за данную работу (оценки выставляются коллективно в микрогруппе-команде).
Такие уроки всегда проходят увлекательно и интересно, обучающимся нравится самостоятельно добывать знания или демонстрировать свои умения, иметь возможность самостоятельно оценить свою деятельность или деятельность своей микрогруппы (команды), а рефлексия дает возможность определить уровень своих знаний.
Учебный проект даёт обучающемуся возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Учебный проект даёт учителю интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах (макета, плаката, компьютерной презентации и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
В заключение хочется отметить, что проектная деятельность может эффективно применяться при интеграции уроков, т.к. она позволяет вырабатывать и развивать различные умения и навыки у обучающихся, а следовательно, способствовать улучшению качества образования выпускников школ.
Список использованной литературы:
Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии-М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2005 г. –288 г.
Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.).  — Казань: Бук, 2015. - С. 113-115.
Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК.. -Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. - 128с.