Методическая разработка Специфика организации и проведения интегрированных уроков. Из опыта работы
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В 8-Х КЛАССАХ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА)
Мись Елена Владимировна
Вопрос о специфике организации и проведения интегрированных уроков остается актуальным в современной педагогической науке, несмотря на посвященный ему широкий корпус исследовательских трудов. На наш взгляд, включение занятий данного типа в практику преподавания школьных дисциплин обусловлено, прежде всего, стремлением уйти от крайней дифференциации предметного обучения и возможностью продемонстрировать важность каждого из предметов в их тесной связи друг с другом.
Введение понятия «интеграция» в терминологический аппарат педагогики вполне обоснованно, ведь применительно к системе обучения интеграция предполагает формирование у учащихся целостной картины мира. Думается, этот процесс упрощается при условии синтезированного изучения явлений или понятий, принадлежащих разным областям научного знания, но, при этом, иллюстрирующих и дополняющих друг друга.
Целью настоящей работы является описание интегрированных уроков, состоявшихся в 8-х классах школы-гимназии №1 г. Судака, а также предоставление продиктованных личным опытом автора методологических замечаний по организации и проведению бинарных занятий.
Начальный этап организации интегрированного (бинарного) урока предполагает выбор темы занятия и нахождение точек соприкосновения между двумя дисциплинами
· ведущей (интегратором) и вспомогательной. Подготовка данного типа урока базируется на тесном сотрудничестве учителей, предметы которых совмещаются. Приступая к разработке бинарного урока, оба педагога должны учитывать, что данный проект требует намного больше временных и творческих вложений, чем, например, традиционная подготовка к раздельным занятиям.
При планировании бинарного урока следует обратить внимание и на то, что его продолжительность может быть разной. Оптимальными временными рамками считаем 2 или 3 академических часа, объединенных в один урок (допускаем и проведение серии интегрированных уроков, посвященных одному тематическому блоку). При этом 60-80% урочного времени должны быть отведены на реализацию креативного потенциала учащихся.
Среди ключевых методов и приемов, способствующих раскрытию творческих способностей школьников на уроке дисциплинарно-совмещенного типа, следует выделить: интерактивные методы; творческие работы; использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); метод проектов; основы исследовательской деятельности; элементы проблемного обучения; инсценировки.
Одним из важнейших факторов начального этапа подготовки интегрированного урока является предварительная работа с учащимися, которым заранее предлагается подготовить часть нового материала.
Обозначив основные положения начального этапа подготовки интегрированного урока, считаем целесообразным привести примеры проведенных в 8-9-х классах интегрированных уроков, построенных на совмещении таких школьных предметов, как:
1) Литература (интегратор, ведущая дисциплина) и История (вспомогательная дисциплина);
2) Литература (интегратор, ведущая дисциплина) и Биология (вспомогательная дисциплина).
Выбор темы первого из рассматриваемых занятий (Литература+История) – «Культура эпохи Возрождения в Западной Европе» мотивирован дублированием тематического материала в учебных программах, учебниках по литературе и истории средних веков (8 класс). Урок ориентирован на достижение следующих целей:
составление краткой характеристики эпохи Возрождения; семантизация понятий «Возрождение», «гуманизм»;
знакомство учащихся с биографией У. Шекспира и крупнейших мастеров искусства Возрождения;
выявление и характеристика общественно-исторических предпосылок, способствующих наступлению новой культурной эпохи и формированию ее гуманистического характера;
воспитание интереса к творчеству выдающихся литераторов и живописцев эпохи Возрождения, стимулирование творческих начал личности, осознание идей гуманистов.
В качестве системообразующего компонента данного урока выступают исследования о ключевых идеях и гениальных личностях эпохи Ренессанса. Такие работы позволяют выявить материал, на котором необходимо акцентировать внимание (подробнее объяснить, проиллюстрировать при помощи мультимедиа-средств).
Форма интегрирования – предметно-образная, то есть, используемая при воссоздании широкого и целостного представления о предмете познания (в данном случае – культуры эпохи Возрождения). Занятие является первым в изучении темы и носит ознакомительный характер.
На начальном этапе подготовки данного интегрированного урока класс делится на 3 группы: «историки», «литературоведы» и «искусствоведы». Все учащиеся получают предварительные задания, направленные на развитие исследовательских способностей. Достижению целей урока способствует и использование различных способов визуализации материала: видео- и музыкальный ряд, презентация исторических документов, виртуальные экскурсии в крупнейшие музеи мира.
Сделать же закрепление материала более эффективным, на наш взгляд, позволяет работа по заполнению таблицы, а также разгадывание литературных и исторических загадок.
Немаловажным фактором является и то, что данная тема изучается также на уроках такого школьного предмета, как «Художественная культура», именно поэтому в качестве перспективы разработанного нами бинарного занятия можно представить расширение его интеграционных границ посредством включения в разработку второй вспомогательной дисциплины.
На основе интеграционных отношений «Литература+История» нами было организовано и проведено другое бинарное занятие на тему «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании». Этот урок служит своеобразной преамбулой к изучению повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Мотивация проведения такого занятия – лимит времени на освоение темы; стремление ознакомить учащихся с историческим контекстом повести для того, чтобы полученные ими знания впоследствии реактуализировались при изучении параллельной дисциплины; создание проблемной, развивающей методики обучения предмету. Проведение названного интегрированного урока было нацелено на:
- ознакомление учащихся с историческими событиями 1773 года, выявление причин обращения А. С. Пушкина к теме пугачёвского восстания и авторского сомнения при выборе главного героя;
- характеристика исторической эпохи, показанной А. С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»;
- определение отношения народа и историков к Пугачёву;
- развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, информативными технологиями.
Поставленные цели реализуются посредством решения следующих задач:
- повторить уже известные школьникам биографические сведения об А. С. Пушкине;
- расширить знания учащихся об истории пугачёвского бунта;
- осуществить целостный учебный проект, вступительная часть которого состоит из 4-х этапов:
I этап –разделение класса на три группы: историки занимаются сбором информации об эпохе правления Екатерины II; пушкинисты работают над историческим трудом А. С. Пушкина «История Пугачёвского бунта» и повестью «Капитанская дочка»; художники иллюстрируют текст.
II этап – подведение промежуточных итогов. Участники каждой группы представляют отчет о проделанной работе и определяют план дальнейшей деятельности.
III этап – работа с компьютером, предполагающая систематизацию информации, собранной на слайдах;
IV этап – демонстрация презентации (Microsoft Office PowerPoint), с помощью которой учащиеся наглядно предъявляют результат своей проектной деятельности.
В ходе анализа художественного текста учащиеся отвечают на главные вопросы, поставленные на интегрированном уроке: «Как соотносятся историческая правда и вымысел в романе?», «Емельян Пугачёв – народный герой или жестокий убийца?». В конце изучения темы учащиеся-исследователи проводят социологический опрос в форме анкетирования, результат которого позволяет сделать вывод о степени изученности произведения и достижения поставленных целей.
Системообразующим компонентом служит идея о влиянии Емельяна Пугачева на события современной ему эпохи, в контексте которой рассматриваются все вспомогательные компоненты.
Предметно-образная форма интегрирования в данном случае взаимосвязана с деятельностной формой, предусматривающей процедуру обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях.
Проведение такого интегрированного урока позволяет учащимся сквозь призму исторических событий конца XVIII в. взглянуть на основной замысел повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», глубже осмыслить и разносторонне проанализировать поступки героев произведения.
Нетрадиционными и малоизученными являются интегрированные уроки, построенные на синтезировании литературоведческих тем с темами предметов естественного цикла. В 8 классе нами был организован и проведен комплекс занятий, направленный на реализацию интеграционной модели «Литература+Биология». Общая тематика комплекса: «Ответственность ученого за результаты своих открытий». Интегрируемым материалом с позиции литературоведения выступает текст романа А. Р. Беляева «Человек-амфибия»; с позиции биологии – специальные тексты, способствующие повторению материала об особенностях класса амфибий. В рамках указанной тематики предполагается проведение нескольких занятий. Первое интегрированное занятие является вводным и нацелено на актуализацию полученных знаний по биологии, а также их соотнесение с художественным текстом. Актуализация осуществляется с помощью заранее подготовленных учениками презентаций. В процессе рассуждения учащиеся делают первоначальные заключения о том, возможен ли эксперимент доктора Сальватора в реальности. Далее следует комплекс занятий, посвященных непосредственно анализу художественного текста А. Р. Беляева. Завершает описываемый комплекс интегрированный урок («Литература+Биология»), целью которого является развитие дискуссии, начатой на вводном интегрированном занятии.
Деятельность доктора Сальватора (эксперимент с животными и людьми) воспринимается учащимися неоднозначно. В дискуссию вводится такое понятие, как «биоэтика». Ученики выступают с заранее подготовленными докладами о новейших исследованиях в области клонирования, создания искусственного интеллекта и т. п. Данная тема традиционно вызывает у подростков живой интерес. В целом заключительный урок проходит очень динамично и эмоционально: ученики стремятся к обоснованию своих суждений, обращаясь при этом не только к полученным знаниям по биологии, но и – к содержанию научно-фантастического романа А. Р. Беляева «Человек-амфибия».
Форма интегрирования, в данном случае,
· мировоззренческая, то есть предполагающая апелляцию к духовно-нравственному обоснованию научных фактов.
Выводы. Нестандартная форма интегрированных уроков не только открывает перед педагогами безграничный простор для творчества, но и способствует реализации креативного потенциала учащихся. Именно поэтому взаимообмен методическими разработками и идеями по синтезированию тем разных школьных дисциплин имеет большую практическую значимость среди учителей. В настоящей работе приведены примеры бинарных занятий, соответствующих двум интеграционным моделям: «Литература+История» и «Литература+Биология». Перспективой нашей работы является организация и проведение бинарных занятий, соответствующих другим интеграционным моделям («Литература+Химия», «Литература+Алгебра», «Литература+География» и др.).
Литература:
1. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе.
· 2004.
· № 5.
· С.150-154.
2. Глинская Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. –Тула: Инфо, 2007.
· 44 с.
3. Зарецкая И. И. Интеграционный урок в системе гуманитарного образования (А. С. Пушкин) /И. И. Зарецкая //Школа. – 1999.
· №2. – С. 24-32.
4. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова.
· М.: Педагогика. – 2006.
· 195 с.
5. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / Сухаревская Е. Ю. – Ростов-на-Дону:РПИ, 2007. – 128 с.
АННОТАЦИЯ:
В статье представлен ряд методических замечаний по организации и проведению интегрированных уроков в 8-х классах, а также приведены примеры состоявшихся бинарных занятий, соответствующих двум интеграционным моделям: «Литература+История» и «Литература+Биология».
Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок (занятие), бинарный урок (занятие), интегратор.
АНОТАЦІЯ:
У статті представлений ряд методичних зауважень по організації і проведенню інтегрованих уроків в 8-х класах, а також наведені приклади бінарних занять, відповідних двом інтеграційним моделям: «Література+Історія» і «Література+Біология».
Ключові слова: інтеграція, інтегрований урок (заняття), бінарний урок (заняття), інтегратор.
SUMMARY:
A number of methodical remarks of the organization and carrying out the integrated lessons in the 8th classes are presented in article. Also in article examples of binary lessons corresponding to two integration models are given: "Literature+History" and "Literature+Biology".
Keywords: the integration, the integrated lesson, binary lesson, the integrator.
Следует обратить внимание на то, что, согласно учебной программе по биологии, учащиеся 8-х классов знакомятся с особенностями класса амфибий в начале учебного года.
13PAGE 15
13PAGE 14515
15