Программа коррекции агрессивного поведения девочек-подростков с учетом гендерного фактора
Программа коррекции агрессивного поведения девочек-подростков с учетом гендерного фактора
Программа рассчитана на 12 занятий. Периодичность занятий два раза в неделю, длительность занятий – 40 минут. Для проведения занятий нужно выбирать дни с наименьшей учебной нагрузкой.
Занятия должны проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета.
Материально-техническое обеспечение занятий: проигрыватель, художественно-канцелярские принадлежности (карандаши, краски, фломастеры, ножницы, клей, бумага, мелки), игровой инвентарь мячи, мягкие игрушки), материалы для творчества (ткань, бусы, пайетки, цветная бумага, нитки и т.п.). Задачи данной коррекционной программы:
Познакомить подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения;
Развивать у девочек-подростков способность к распознаванию и оценке рискованных ситуаций, а также поведения в этих условиях; снижение уровня агрессивности; снижение эмоционального напряжения, тревожности;
Коррекция личностной, эмоциональной сфер подростка; обучение ауторелаксации.
Обучить способам бесконфликтного противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых; Показать способы решения личностных и межличностных конфликтных ситуаций;
Привлечь девочек к участию в социокультурных мероприятиях, направленных на позитивную деятельность; формирование у девочек-подростков моральных представлений; способствовать правильному усвоению своей гендерной роли.
Методологической основой программы коррекции агрессивного поведения детей стали принципы структурного, когнитивного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Организация работы строится на принципах: гуманизма, конфиденциальности, компетентности и ответственности. Игровые упражнения подбирались соответственно целям занятий, из них психологической литературы. Так, например, упражнения по психогимнастике взяты из разработок М. Кипниса. Интересными для использования представляются разработки Шараевой С.А., в частности методика «Игры с продуктами».
Учебно-тематический план групповых занятий по коррекции агрессивного поведения девочек-подростков
№ п/пТема Содержание Методическое и техническое обеспечение
1 Знакомство Обсуждение и принятие групповых правил Упражнение «Вы еще не знаете обо мне, что я...» Бейджи с именами
2 Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния Упражнение «Прогноз погоды» Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки
3 «Проблемы на передний план» - правило взаимодействия в команде Упражнение «Камушек в ботинке» Бумага, карандаши.
4 Работа с гневом и обидами
Содействие снижению вербальной агрессии Упражнение «Спустить пар» и, или «Шутливое письмо»
Игры с продуктами
«Хрустящий Барабек» Бумага, карандаши, корзина для бумаг;
Любые сухарики
5 Агрессия может быть конструктивной
Содействие снижению физической агрессии Упражнение «Мешочек крика»
Игры с продуктами
«Апельсиновый Джо» Бумажные или холщовые мешочки.
Емкость для сока, апельсины по количеству подростков, нож, бумажные полотенца.
6 Что такое «Агрессивное поведение» Упражнение «Агрессивное поведение» Бумага, карандаши.
7 Снимаем напряжение
Гармонизация эмоционального состояния Упражнение «Безмолвный крик»
Игры с продуктами
«Вкусная мандала» Изоматериалы;
Фрукты, овощи, кетчуп, майонез, жидкий шоколад или сироп, разделочная доска, нож, тарелки, столовые приборы (удобнее использовать одноразовые), записи спокойных музыкальных композиций, магнитофон8 Положительное лидерство Упражнение «Король» 9 Формирование навыков отреагирования эмоций Упражнение «Любовь и злость» 10 Умение распознавать эмоциональное состояние Упражнение «Пиктограммы» Бумага, карандаши, пиктограммы «Эмоции»
11 Конструктивные способы разрешения конфликта Упражнение «Ковер мира» Ткань, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п.
12 Подведение итогов основным знаниям и навыкам, полученным в ходе тренинга. Упражнение «Я собираюсь все бросить и написать себе письмо» Конверты, бумага, ручки
В работе используются следующие методы:
Дискуссия, обсуждение.
Работа в парах.
Рисунок.
Психологическая игра.
Работа в малых группах.
Визуализация.
Интерактивные игры
Занятия творчеством
Описание занятий, включенных в программу коррекции агрессивного поведения девочек-подростков с учетом гендерного фактора
Ритуал приветствия «Комплимент»
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия обращение по имени, сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Обсуждение и принятие групповых правил.
Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:
Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания только с согласия участника.
Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать "стоп".
Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге.
Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.
Активность.
Искренность в общении.
Оценивается только поступок, а не личность человека.
Упражнение «Вы еще не знаете обо мне, что я...»
Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга.
Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее продолжают фразу «Вы еще не знаете обо мне, что я...» Пример: «Я – Валерий Миллер. Вы еще не знаете обо мне, что я мечтал петь в церковном хоре».
Упражнение «Прогноз погоды»
С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.
Материалы: Бумага и восковые мелки.
Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.
Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.
Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.
«Камушек в ботинке»
Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: «Проблемы – на передний план». В этой игре используется простая и понятная метафора, с помощью которой участники могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам.
Упражнение «Спустить пар»
Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Особенно важно применять эту игру в группах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную обратную связь, и каждый уже может самостоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соответствии с недовольством одноклассников.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спустить пар». Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь спустить пар. Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар».
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять.
«Агрессивное поведение»
Цели: В ходе этой игры дети могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.
Материалы: Бумага и карандаш.
Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)
А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе? Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе. На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите учеников зачитать свои записи.
«Король»
Цели: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо». В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в группе.
Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и так далее. Кто хочет стать первым королем?
Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.
Анализ упражнения:
Как ты чувствовал себя, когда был королем?
Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим
Что ты чувствовал, когда был слугой?
Легко ли тебе было выполнять желания короля?
Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
«Любовь и злость»
Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза. Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился (1-2 минуты).
А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее (1-2 минуты).
А теперь подумай немного о том, кто в группе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)
Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)
Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.
«Пиктограммы»
Инструкция: Пиктограмма – это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни? После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:
Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: «Веселый праздник», «Глухая старушка», «Мелкий дождик», «Счастье».
После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?
Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.
Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.
«Ковер мира»
Цели: Игра предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.
Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Это небольшой кусок ткани, станет нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.
Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него - красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на ковер мира, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?
После двух минут дискуссии предложите детям украсить ковер мира: Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в ковер мира нашей группы. Я напишу на нем имена всех учеников нашей группы, а вы должны мне помочь украсить его. Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают ковер мира частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Ковер мира придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Упражнение «Я собираюсь все бросить и написать себе письмо»
Цель: Подвести итоги основным знаниям и навыкам, полученным в ходе тренинга. Завершить тренинг на позитивной ноте. Обеспечить базис для следующего занятия.
Ход упражнения: Каждому участнику было предложено написать себе письмо, в котором он резюмирует знания и навыки, полученные в ходе тренинга. Ведущий объяснил, что письма будут разосланы всем через месяц. Участники могли включить в письма то, о чем хотели бы себе напомнить (например, как можно по-новому реагировать на ситуацию стресса или как быстро и эффективно восстановить энергетический баланс после рабочего дня и др.).
Письма вкладываются в конверты, на которых надписывается реальный адрес, и заклеиваются. Ведущий собрал конверты у участников. Через месяц письма отправляются адресатам.
Игры с продуктами
«Вкусная мандала»
Цель: Гармонизация эмоционального состояния.
Необходимые материалы: Фрукты, овощи, кетчуп, майонез, жидкий шоколад или сироп, разделочная доска, нож, тарелки, столовые приборы (удобнее использовать одноразовые), записи спокойных музыкальных композиций, магнитофон.Примечание: МА́НДАЛА (др.-инд. mandala – «круг, диск») – в индуизме, буддизме и ламаизме – священный знак, космограмма (ср.-греч. kosmogramma – «знак, линия космоса, Вселенной») –«карта Вселенной» в виде круга, вписанного в квадрат; в центре круга находится система вписанных квадратов и треугольников. Символика мандалы основывается на свойствах чисел 3, 4, 8 и геометрии квадратуры круга. С геометрией мандалы связывают многие архитектурные формы: зиккураты, пирамиды, октагоны («Башня ветров» в Афинах построена в форме восьмигранника, «Храм небес» в Пекине имеет восемь колонн). В мистической философии мандала является янтрой (инструментом, способом, предметом) медитации. Предполагается, что впервые подобные знаки появились в Индии в VIII в. до н. э., а затем были перенесены в Тибет, Монголию, Японию. В центре мандалы подразумевается присутствие вневременного и безличного божества, от которого расходятся радиусы — эманация духа в сотворенный мир. Одновременно мандала представляет собой и «карту» вхождения в высший мир, поэтому она также – символ слияния человека и божества. Мандалы на Востоке не только вычерчивают, но и строят в храмах и помещают в алтарной части. В объеме они выглядят наподобие ступенчатой пагоды. После священнодействия уничтожаются, поэтому архитектонические мандалы представляют собой редчайшие произведения искусства. Ни одна мандала не похожа на другую, потому что в каждом случае она отражает особенности состояния создателя, его «вхождения в идею мандалы» и является «выражением изменения, внесенного психическим содержанием в традиционную идею мандалы». Говорят также, что мандала «облекает круг в форму». Разного рисунка мандалы соотносятся с близкими символическими фигурами: «колесом сансары», цветком лотоса, розой (ветров), лабиринтом, знаками зодиака, зеркалом. По сторонам мандалы могут изображаться различные символы божеств, духов стихий и их атрибуты. В центре – Будда Амита́бха (санск., «Неизмеримый, бесконечный свет»). В самом общем смысле, как привнесение порядка в хаос, знаки, напоминающие мандалу, встречаются в разных культурах и уходят в глубины времени вплоть до палеолита. Отсюда объяснение аналогий форм круга и квадрата, согласно концепции К. Г. Юнга, символикой архетипов в глубинах бессознательного. В символике алхимиков этот же знак называется imago mundi (лат. «образ мира»). Монументальной мандалой считают композицию буддийского храма Борободур в Индонезии (VIII-IX вв.). Многие индуистские храмы строили в форме мандалы – их центр (Небесная дверь) и четыре входа, обращенные на четыре стороны света, обозначаются цветами: запад – белый, север – желтый, юг – черный, восток – красный, центр – зеленый (область, огражденная от вражеских влияний).Ход работы:
1. Ведущий рассказывает подросткам о традиции тибетских монахов выкладывать на земле из цветного песка мандалу (волшебный круг), которая гармонизирует внутреннее состояние. Рассказ можно проиллюстрировать фотографиями различных мандал.
2. Затем ведущий предлагает подросткам, используя имеющиеся продукты, создать свою мандалу. Она отличается от тибетской тем, что в последствии ее можно будет съесть, поэтому необходимо создать «вкусную» мандалу. Дети используют то, что любят, что может гармонизировать их состояние, «подпитать» светлую сторону, то, чем можно поделиться с другими. На эту работу отводится 12-15 мин. Создание мандалы сопровождается спокойной музыкой.
3. Каждый подросток должен придумать название своей мандале и презентовать ее группе.
4. Фотографирование мандал.
5. Поедание вкусных мандал. Ведущий предлагает подросткам либо съесть мандалу самостоятельно, либо, если они этого хотят, угостить кого-то, кому она может понравиться.
6. Обсуждение.
«Хрустящий Барабек»
Цель: Содействие снижению вербальной агрессии.
Необходимые материалы: Любые сухарики (обычно вы предупреждаете подростов о том, что им понадобится на следующем занятии, и они это приносят).
Ход работы:
1. Ведущий рассказывает подросткам о том, что очень многие продукты при употреблении «звучат». Хрустящий звук сухарей для многих является раздражающим. Мы, используя сухари, попробуем создать ритм.
2. Группа делится на пары. Каждая пара принимает решение, какой ритм она с помощью хрустящего звука съедаемых сухарей будет задавать, затем по команде ведущего начинается ритмичный хруст-поедание сухариков (1-3 минуты).
3. Групповой ритм. Группа принимает решение, какой ритм будет задаваться, и по команде ведущего начинает хрустеть. Ритм может задавать ведущий. Можно экспериментировать с силой звука: по сигналу хрустеть очень громко или чуть слышно.
4. Обсуждение.
С помощью сухариков эффективно устраивать диалоги в парах, например, «Поговорите друг с другом на языке хруста сухариков, покричите друг на друга, пошепчите, договоритесь о чем-то, признайтесь в любви.
«Апельсиновый Джо»
(выдавливание сока целого апельсина по инструкции)
Цель: Содействие снижению физической агрессии.
Необходимые материалы: Емкость для сока, апельсины по количеству подростков, нож, бумажные полотенца.
Ход работы:
1. Ведущий рассказывает подросткам историю о том, как портной спасся от великана, обхитрив его. Портной предложил великану выжать сок из камня. Великан не смог этого сделать, превратив своей необузданной силой камень в песок. Портной же незаметно вытащил из сумы кусок мягкого сыра и на глазах великана выжал аккуратно из него сок.
Подросткам предлагается поиграть со своей силой. По команде ведущего необходимо будет выдавливать сок из своего апельсина в емкость. Но команды будут не простые. Сила имеет числовое значение: четыре -очень сильно, три- сильно, два- средне сильно, один- легкое давление, ноль- отсутствие силы. Если ведущий говорит: «три», то надо выдавливать сок сильно, если «один» - слегка, а если «ноль» - не давить вообще.2. Каждый подросток получает емкость для сока, апельсин (часть плода срезана, чтобы сок мог свободно вытекать), бумажное полотенце. По команде ведущего вся группа начинает давить сок. Для начала необходимо сохранить числовую последовательность, а затем давать инструкции вперемежку, пока сок из апельсина не будет выдавлен.
3. Проба сока. Подросткам предлагается выпить сок своей силы, ощутив ее на вкус.
4. Обсуждение.
Работа «Родительского лектория»
Эффективной в данном направлении представляется работа «Родительского лектория». Занятия совпадают по времени проведения родительских собраний. Примерное тематическое планирование работы с родителями представлено в таблице.
Тематическое планирование работы с родителями девочек-подростков
Организационная форма Цель Содержание
Лекция Психолого-педагогическое просвещение родителей; коррекция внутрисемейных, детско-родительских отношений Роль семьи в формировании личности
Слова и дела родителей - пример для ребенка
Этот трудный подростковый возраст или проблемы современного подростка
Семья – главный воспитатель нравственно- полового поведения
Беседа-диалог Выработка согласованной позиции родителя и несовершеннолетнего Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали
Роль отца в воспитании дочерей
Роль матери в воспитании дочерей
Дискуссия Анализ действительности, видение противоречий и поиск путей решения. Роль родительской любви в воспитании детей
Список литературы:
Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. – 249 с.
Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 190 с.
Шараева С.А. Работа с подростками по снижению агрессивного поведения [Электронный ресурс] / С.А. Шараева. – Ростов н/Д. – 2010. – URL: http://www.school99.ru/ne_3680623.
Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком
1. При взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный стиль.
2. Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
3. Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.
4. Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, покинутым.
5. Помните, что истерические приступы, если они случаются, чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
6. Если вы замечаете у ребенка проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их.
7. Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.
8. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
9. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева.
10. Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими, если такое наблюдается. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос.
11. Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
12. После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
13. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
14. Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.