Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции
Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции
Агрессия — это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой
Виды агрессивного поведения: 1. Физическая агрессия
Виды агрессивного поведения:2. Косвенная — это действия непрямые, т. е. окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверями)
Виды агрессивного поведения:3. Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань)
Виды агрессивного поведения: 4. Раздражение
Виды агрессивного поведения:5. Обида
Виды агрессивного поведения:6. Подозрительность
Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами: проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт. Следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством; прятать и подавлять, быть послушным, но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.
Этиологическими факторами патологического агрессивногоповедения у детей являются:1. Дисгармоничное воспитание.2. Безнадзорность.3. Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка.4. Травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи.5. Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка.6. Социальная неуспешность ребенка, его непопулярность среди сверстников.7. Врожденные физические аномалии.8. Хронические соматические заболевания.9. Органические заболевания и иные поражения головного мозга.10. Нарушения интеллектуального развития11. Неврозы и невротическое развитие.12. Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.13. Эмоциональные расстройства.14. Посттравматическое стрессовое расстройство.15. Психопатическое развитие и личностные расстройства.16. Психотические состояния.
Причины проявления детской агрессивности:• стремление привлечь к себе внимание сверстников;• стремление получить желанный результат;• стремление быть главным;• защита и месть;• желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Как ведет себя агрессор в школе:на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Первый шаг в работе с агрессивными подростками:Общешкольные мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр., в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление.«Доска знакомства» или «Наши открытия». В каждом классе организуется доска, на которой размещается информация о подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений). Информация должна носить эмоционально положительный характер. Там может быть место для отзывов одноклассников и учителей. Через «Доску знакомства» «проходят» все дети класса.«День звезды», «День имени». Каждый день какой-либо ребенок (или несколько, в соответствии с именем) становится звездой дня (можно это как-то символически обозначать). В этот день все должны брать у него интервью, автографы, восхищаться им, хвалить и т.п.Организация «Выставки достижений», когда каждый подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в классе (школе) организуется выставка его достижений.
Второй шаг в работе с агрессивными подростками:Мероприятия:Организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация «Я». Каждая встреча посвящена какой-то теме, которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: «Имя», «Прошлое. Настоящее. Будущее.», «Достижения», «Мечты и желания»,Большие психологические игры,Индивидуальные коррекционные занятия.
Третий шаг в работе с агрессивными подростками:переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.
Желаем удачи в работе с детьми!