разработки уроков в цикле нравственно – этического воспитания в начальной школе.
«Нравственно-этическое воспитание школьников, детей разных национальностей»
Туманова А.В., Рымарева Н.Ю., учителя начальных классов ГБОУ СОШ
«Школа здоровья» №554 г. Москвы
Каждый год московские школы принимают детей различных национальностей. Всё больше ребят из Украины, Белоруссии, Армении, Таджикистана – из бывших республик СССР, которые раньше являлись частью одной страны, а теперь это самостоятельные государства.
Многие дети, приходя в московские школы, плохо владеют русским языком, мало знают о тех традициях и обычаях, которые соблюдают и чтят ребятишки, которые родились и выросли в Москве. Задача учителей, а особенно учителей начальной школы, не только обучить этих ребят русскому языку, но и научить их общаться, играть вместе, дружить с детьми другой национальности.
В процессе учёбы и игры дети учатся терпению, пониманию и принятию друг друга. Эта задача не решается за один день. Это долгая и кропотливая работа, которая ведется не только на основных занятиях, но и на уроках нравственно-этического воспитания в ГБОУ СОШ № 554 г. Москвы. Программа этих занятий очень многогранна: ребята беседуют о дружбе, о чувствах, которые испытывают к другим людям, о своём настроении и поведении. В начальной школе эти занятия проходят в виде ролевых игр, бесед, викторин, встреч с интересными людьми.
Предлагаем вашему вниманию разработки уроков занятий в цикле нравственно – этического воспитания в начальной школе.
Занятие №1.
Тема занятия «Я дружу» 2 класс.
За неделю до этого занятия учащиеся получили задание нарисовать портрет своего друга или друзей. Перед уроком на доске вывешиваются работы детей. Подобные выставки всегда вызывают живой интерес у одноклассников.
1 этап
В начале урока звучит песенка из детского мультфильма «Песенка друзей». Учитель обращается к классу:
- Ребята, вы помните, откуда появились эти рисунки? Правильно, это ваши работы. Вы нарисовали своих друзей и немного рассказали о них, где познакомились и где они живут. Оказалось, что у некоторых ребят друзья живут в других городах, а у Артура, Дамира и Даши - в других странах. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня? (Ученики высказывают своё мнение, и оно соответствует теме занятия.)
- Сегодня мы поговорим о друзьях и о дружбе.
- На ваших работах очень симпатичные лица. Почти все улыбаются. Почему вы нарисовали именно этого друга? (Дети говорят, что это те, с кем они играют, гуляют, учатся, отдыхают. Несколько человек сказали, что очень редко видят своих друзей, потому что они живут очень далеко, в других городах, странах.)
- От вас очень часто слышится: «Я с тобой дружу», или «Я с тобой не дружу». Почему вы так говорите? (Дети высказывают своё мнение.)
На основании детских предположений учитель подводит первый итог занятия:
- Кто же такой друг? Это тот, кто рядом, с кем можно поговорить, пообщаться, помогает не только делом, но и советом, даже если он далеко. И не важно, какой он национальности, если есть общие интересы.
После этого звучит песня «Друг в беде не бросит» (На занятиях по нравственно – этическому воспитанию преподаватели часто используют фрагменты детских фильмов, мультфильмов, сказок.)
2 этап
- Ребята, а что такое дружба? А вы умеете дружить? Всегда ли у вас это получается? Почему? (На доске появляются воздушные шарики, на которых написано ДРУЖБА.)
- Эти шарики очень хрупкие, они могут исчезнуть. Так и дружба. Что может навредить дружбе, испортить её? ( Учащиеся высказывали свои предположения, их слова фиксировались на карточках, шарики лопались.) Шарик – дружба лопнул – ничего не осталось. А как вы думаете, что будет делать человек, когда человек останется один, без друзей, потеряв их по разным причинам? Хорошо ли будет без друзей, без дружбы? А можно ли вернуть друга? Легко или тяжело это сделать?
- Люди дружат с тех времён, как только научились общаться. Из древности до нас дошли пословицы. Ребята, давайте обратимся к народной мудрости. Что народ говорит о дружбе:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Сам погибай, а друга выручай.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Дружбу водить – так себя не щадить.
- Мы сохранили несколько шариков, символизирующих дружбу. А что нужно сделать, чтобы сберечь, сохранить дружбу, а если надо, то и вернуть её?
Подводится итог второго этапа урока на основании детских высказываний.
3 этап
- Вы много разговариваете, играете друг с другом. А что можно пожелать другу? Давайте напишем письмо – пожелание своему другу. Если кто-то не хочет или не может написать конкретному человеку, то может написать письмо воображаемому другу, тому, с кем хотел бы подружиться. Только подписывать письма мы не будем. (Детям раздаются заготовленные заранее бланки писем.)
Пока дети пишут, звучит песенка о друзьях.
- А теперь соберём все послания в один мешок. Посмотрим, что можно пожелать другу. (Зачитываются 8 посланий.)
- Очень хорошо! Ребята! Сегодня мы поговорили о друзьях, дружбе, о том, почему мы дружим. Мы с вами вместе учимся второй год. А вот дружны ли мы? Об этом поговорим на следующем занятии. У вас на столах лежат по две ниточки: попробуйте разорвать одну. Просто оказалось? А если я соберу у каждого по оставшейся ниточке и сложу их вместе? Попробуйте теперь? Просто? Подумайте, ребята, в следующий раз вы мне скажите, почему очень нелегко порвать верёвочку, в которую каждый вложил свою ниточку.
- Что помогает нам в дружбе, поднимает настроение? Конечно улыбка! Так давайте в завершении нашего занятия споём песенку про улыбку.
Занятие № 2
Тема: «Давайте жить дружно» 1 класс
Приветствие гостей.
Встреча с Вежей.
Вы помните, ребята, в какую страну мы отправимся с вами сегодня?
Какие люди живут в этой стране?
Кто встречает нас в этой стране? (на доске портрет аккуратного мальчика).
А кто такой Вежа?
Вежа- это знаток правил вежливого воспитанного человека.
Вы рады встрече с ним?
Итак, ребята, отправляемся в путь! Возьмём с собой хорошее настроение и песню, которую приготовил для нас Вежа. Послушайте её и подпойте (звучит песня В.Шаинского « Когда мои друзья со мной»).
О чём эта песня, как вы думаете?
А как вы понимаете, что такое дружба? Что значит дружить?
А у вас есть друзья? Они хорошие?
А где живут ваши друзья?
Есть ли у вас друзья из других стран? Хотели бы вы иметь много друзей?
Вежа очень рад вашим ответам, а теперь послушайте, что думает о дружбе Вежа.
Совсем не важно какого цвета глаза, волосы, кожа у твоего друга, тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее. Уметь дружить - значит не ссориться, делиться с другом. Хороший друг заметит, если товарищ загрустил или заплакал, придумает как развеселить его, поиграет, пообщается с ним.
Согласны с Вежей?
Игра.
Вежа предлагает нам игру, в которой вы почувствуете тепло друг друга (звучит спокойная музыка).
Встаньте в круг, положите руки на плечи товарищей.
Скажите, вы почувствовали тепло другого человека?
А теперь соединим правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую.
Ребята, когда другая рука касается вашей руки, передаётся ли вам тепло другого человека? Посмотрите, что у нас получилось?
У нас получилось дружное соединение. Оно имеет свой девиз. Попробуйте его придумать. Давайте мы с Вежей предложим вам девиз: « Один за всех и все за одного».
Нравится ли вам девиз?
Давайте его произнесём все вместе.
Ребята, у меня предложение. Давайте теперь каждый день мы будем начинать с этого девиза. Согласны?
Вежа радуется вместе с вами. А теперь сядем на места и продолжим наше занятие.
4. Беседа по басне.
Вы помните, где мы вместе с Вежей сегодня находимся? Вежа спрашивает, как вы думаете, могут ли персонажи басни С.В.Михалкова «Друзья в походе» жить в этой стране? (читается басня).
Как вы думаете, почему бобёр не захотел идти дальше вместе с лисой и кабаном?
Почему кабан сказал: « Ты иди первым, ты старше, тебе почёт?»
Помогла ли лиса хоть чем-то бобру?
Почему же она закричала: « Кабан, спасай бобра, пропадёт наш бобёр?»
Можем ли мы назвать их друзьями? Почему?
Мы с Вежей уверены, что у вас в жизни не будет таких ситуаций.
Ребята, Вежа спрашивает, знаете ли вы пословицы о дружбе?
Он приготовил для вас новые пословицы. Попробуйте их прочитать.
Давайте их запомним.
5. Итог занятия. Игра « Клубочек».
Пословицы, которые мы произнесли, являются итогом нашего занятия.
Оно вам понравилось?
Как вы думаете, понравилось ли наше занятие Веже.
Веже очень понравилось как вы работали. Он благодарит вас за работу.
Смотрите, Вежа принёс нам клубочек. Посмотрите на него. Сейчас я возьму клубок в левую руку и обмотаю ниточку вокруг большого пальца правой руки, теперь я передаю клубок Ане. Аня, обмотай ниточку вокруг своего большого пальца правой руки и передай клубок следующему.
И снова клубок вернулся ко мне. Ниточка не порвалась. Она состоит из множества тоненьких ниточек, которые переплелись и стали вместе прочными и крепкими. Так и мы с вами, все вместе стали дружными. Давайте произнесём наш новый девиз: « Один за всех и все за одного».
А теперь снимем наши ниточки с пальчиков и оставим себе эту ниточку, как напоминание, что все мы – дружный коллектив.
Как показывает опыт, большую воспитательную силу имеют уроки
нравственно- этического цикла. Наша работа в этом направлении помогает сплочению коллектива детей разных национальностей.
Как результат этой деятельности мы видим понимание учащимися того, что какая бы кровь не текла в наших жилах, мы все - единое целое, мы люди одной планеты, которые хотят общаться и жить в мире, согласии, помогать друг другу.
15