Рабочая программа 2 класс Начальная школа 21 века окруж. мир
Аннотация
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф, 2015 год , рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отраженных в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Верхнебузанская СОШ»;
- с возможностями УМК «Начальная школа 21 века»;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников
Н. Ф. Виноградова. Учебник. Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях – М.: Вентана-Граф. 2015 г.
Н. Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь № 1 и № 2. Окружающий мир. 2 класс. – М.: Вентана-Граф. 2016 г.
Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1-2 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф. 2015 г.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир»во 2 классе — формирование целостной картины мира, осознание в нём человека на основе единства рационально-научного познания, эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные задачи:
– формированиеуважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспеченияэффективногои безопасного взаимодействия в социуме, разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.
Содержание курса
Введение. Что окружает человека.
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой.
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения).Как человек открыл для себя огонь.Кто живет рядом с тобой (5 часов).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники..Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения).Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения).Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы — жители Земли
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.
Природные сообщества
Среда обитания. Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения).Как человек одомашнил животных.
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.Экскурсии.В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1)понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4)освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5)развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся получат возможность научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Учебно-тематическое планирование.
№ Раздел
Кол-во часов
1. Введение. Что окружает человека
1
2. Кто ты такой
14
3. Кто живёт рядом с тобой
6
4. Россия — твоя Родина
13
5. Мы — жители Земли
9
6. Природные сообщества
23
7. Природа и человек
2
Итого
68
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Тема раздела Тема урока Планируемые результаты
Универсальные учебные действия Характеристика деятельности учащихся Дата
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные 1 Что тебя окружает? Что окружает человека мир? Научатся сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком, Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
. задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог Внимание, самоконтроль Гуманистическое сознание, самостоятель-ность и личная ответственность. сравнивать понятия « объект природы», «изделие»,анализ, классификация информаций. 2 Кто ты такой?
Я, ты, он, она… Все мы- люди.
Научатся: знать, что человек – живое
существо, организм; вне-шние отличия одного человека от других, составлять словесный портрет человека. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
. задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог Самоконтроль выполнения учебной задачи. Признание права любого человека на индивидуальность; мотивация учебной деятельности. Закрепить умения: читать» информацию, представленную в виде схемы;
сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
3 Кто ты такой?
Наши помощники – органы чувств. Обоняние. Научатся рассказывать об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение». Контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог Вносить дополнения. Мотивация учебной деятельности Закрепить умение о том, чтоорганы чувств — наши помощники, с их помощью человек воспринимает окружающий мир, описывать кратко особенности разных органов чувств;
сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. 4 Кто ты такой?
Наши помощники – органы чувств. Вкус и осязание Научатся рассказывать об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение». Контролировать и оценивать результат действия ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог Выполнения правил участия в сюжетно –ролевой игре Мотивация учебной деятельности Закрепить умение о том, чтоорганы чувств — наши помощники, с их помощью человек воспринимает окружающий мир, описывать кратко особенности разных органов чувств;
сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. 5-6 Кто ты такой?
Поговорим о здоровье. Научатся сравнивать понятия: «здоровье», «болезнь», узнают, что такое здоровье, почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать, причины некоторых бо-лезней. построение рассуждения, обобщение.
. задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог Выполнение правил участия в сюжетно – ролевой игре.
Осознание необходимости беречь своё здоровье. Закрепить умения: сравнивать понятия «болезнь - здоровье», обсуждать проблемную задачу: «Какого человека можно назвать здоровым?», задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье?» 7-8 Кто ты такой?
Режим дня.
Получат возможность узнать, что такое режим дня, прививать основы здорового образа жизни, научатся различать время по часам. построение рассуждения, обобщение.
задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог Самооценка выполнения заданий.
Положительное отношение к правильной организаций своего дня, необходимости соблюдать режим занятий и отдыха. Закрепить умение анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника; Знакомство с арабской и римской нумерацией. 9-10 Кто ты такой?
Физическая культура.
Научаться: понимать важность развития физических способностей и здоровье сбережения. Получат возможность учиться: правилам закаливания. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; уточнять правила закаливания, осознать необходимость в развитии силы, ловкости и быстроты.
Предлагать помощь в сотрудничестве; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Положительное отношение к физической культуре,, желание следовать правилам физического развития Закрепить навыки сотрудничества в разных ситуациях, находить выход из спорных ситуаций.
11-13 Кто ты такой?
Почему нужно правильно питаться.
Научатся знать продукты, в которых содержатся витамины; что
при их недостатке организм слабеет и больше подвергается разным болезням. ставить и формулиро-вать проблемы, смысловоечтение, передача информации. Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Самооценка выполнения заданий.
Желание оценивать особенности своего питания, сравнивать его с правильным, соблюдать культуру еды. Закрепить умение обсуждать вопросы: зачем нужны нашему организму витамины, полезен ли сахар? Выполнять задания в тетради и в учебнике. 14 Кто ты такой?
Почему нужно быть осторожным? Научатся знать правила ПДД. Построение рассуждения, обобщение, Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. Самоанализ своего поведения как пассжира и пешехода. Оценка жизненных ситуаций с точки зрения их возможной опасности, осознание необходимости быть осторожным и предусмотрительным .Закрепить умение реализовывать правила ПДД в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. 15 Кто ты такой?
Почему нужно быть осторожным? Тест №1 по разделу « Кто ты такой?»
Научатся знать правила поведения в обществе, упражнения-элементы аутотренинга. Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Строить высказывания, аргументи-ровать свои ответы. Самоанализ своего поведения как пассжира и пешехода.
Оценка жизненных ситуаций с точки зрения их возможной опасности, осознание необходимости быть осторожным и предусмотрительным .Закрепить умение реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях, чтобы избежать неприятностей, обсуждать вопрос: «Почемучка — это хорошо или плохо?» 16-18 Кто живёт рядом с тобой. Что такое семья? Научатся знать правила поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей. Контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Аргументировать и коорди-нировать свою позицию. Вносить дополнения Положительное отношение к членам семьи, друзьям, одноклассникам. Оценка жизненных ситуаций с точки зрения взаимоотношений ребёнка и членов семьи. Закрепить умение формировать знания об особенностях семьи как части общества, обсуждать тему « Права и обязанности, есть ли они у детей?» 19-20
21 Кто живёт рядом с тобой
Кто живёт рядом с тобой О правилах поведения.
О правилах поведения
Тест№2 по разделу « Кто живёт рядом с тобой» Научатся знать, что правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения, правила бывают разные и их нужно соблюдать. Контролировать и оценивать результат действия, ,самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
. Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог Вносить дополнения Осознание необходимости выполнения правил поведения, выполнения правил взаимодействия в сюжетно –ролевой игре. Закрепить умения развивать морально-этическое сознание — нормы и правила взаимоотношений человека
с другими людьми, социальными группами и сообществами. 22 Россия- твоя Родина. Родина — что это значит? Научатся знать и понимать значение Родины в жизни человека, осознают понятие «Родина». Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. Адекватное восприятие Гражданская идентичность вформе сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Закрепить умения: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»; проявлять любовь к своему Отечеству взрослыми и детьми, развивать интерес к истории родного края 23-24 Россия- твоя Родина Прошлое, настоящее и будущее. Как Русь начиналась. Научатся знать: о том, что история изучает прошлое, отличать события истории от случая, понятия «прошлое», «настоящее», «будущее». Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог Самоконтроль выполнения заданий.
Эмоциональное отношение к родной стране, её культуре и истории. Закрепить умение знакомиться с общими историческими сведениями из жизни славян, формировать знания «Как Русь начиналась»
25-26 Россия- твоя Родина Москва — столица России. Научатся знать достопримечательности столицы. Контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Аргументировать и коорди-нировать свою позицию. Самоконтроль выполнения заданий.
Эмоциональное отношение к родной стране, её достопримечательности, культуре и истории. Закрепить умения:
различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу. 27 Россия- твоя Родина Города России. Санкт-Петербург. Научатся знать достопримечательности города Санкт-Петербург. Контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Вносить дополнения Эмоциональное отношение к родной стране, её достопримечательности, культуре и истории. Закрепить умения:
различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности города Санкт- Петербург , находить на карте город Санкт- Петербург. 28 Россия- твоя Родина Родной край –часть Родины. Научатся знать достопримечательности города Астрахань. Контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Вносить дополнения Эмоциональное отношение к родной стране, её достопримечательности, культуре и истории. Закрепить умения:
различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности города Астрахань 29-30 Россия- твоя Родина Как трудятся россияне? Получат возможность узнать, что труд необходим для жизни и благополучия людей, труд создаёт ценности культуры.
Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Аргументировать и коорди-нироватьсвою позицию Адекватное использование Эмоциональное отношение к родной стране, людям труда и желание трудиться. Закрепить умения: воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси, сформировать понятие «труд – основа жизни». 31 Россия- твоя Родина Все профессии важны. Научатся знать род занятий славян, что основные занятия славян: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Задавать вопросы, прогно-зировать, вести устный диалог. Самоконтроль выполнения заданий.
Эмоциональное отношение к родной стране, людям труда и желание трудиться. Закрепить элементарные сведения об истории развития земледелия, умения читать и обсуждать текст и иллюстрации учебника. 32-33 Россия- твоя Родина Мы - граждане России. Научатся знать о том, что каждый человек – гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права, каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру. Построение рассуждения, обобщение.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Коррекция, прогнозирование.
Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: обсуждать права граждан России, работать с рубрикой «Картинная галерея», познакомиться с понятием «многонациональный народ России». 34 Россия- твоя Родина
? Россия многонациональная страна. Тест №3 по разделу « Россия- твоя Родина
?» Получат возможность узнать народности, обычаи и традиции своего народа, национальности России и их особенности, научатся их отличать. Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Адекватное восприятие. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Закрепить умения детей рассказывать о своей национальности, рассматривать и обсуждать рисунки и текст учебника, выполнять задания в рабочей тетради. 35-36 Мы- жители
Земли. Твоё первое знакомство со звёздами. . Солнце — звезда.
Научатся называть отличие Земли от других планет; знать, что входит в Солнечную систему. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Адекватное использование речи, коррекция Устойчивое следование в поведении социальным нормам. Закрепить умения: кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. 37- 38 Мы- жители
Земли Чем Земля отличается от других планет?.Научатся знать особенности спутника Земли- Луны. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Адекватное использование речи, коррекция Устойчивое следование в поведении социальным нормам Закрепить умения: кратко характеризовать Луну (спутник Земли); выделять отличия Луны от других планет Солнечной системы. 39 Мы- жители
Земли В некотором царстве… Получат возможность узнать понятия:
«царство;
грибы;
растения;
животные;
бактерии»; научатся описывать признаки бактерий. Контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Аргументировать и коорди-нировать свою позицию.
Вносить дополнения. Эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: называть царства природы,работать с рисунком – схемой в учебнике, выполнять задания в рабочей тетради. 40 Мы- жители
Земли Грибы. Научатся знать части гриба, отличать съедобные грибы от несъедобных. Контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Аргументировать и коорди-нировать свою позицию.
Самоконтроль выполнения заданий.
Эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: называть царства природы, работать с рисунком – схемой в учебнике, выполнять задания в рабочей тетради, знать отличия грибов от других обитателей царства природы. 41 Мы- жители
Земли Какие бывают животные на Земле. Получат возможность познакомиться с разнообразными видами животного мира: дикие животные;
звери;
травоядные;
млекопитающие, научатся знать отличительные признаки разных животных. Построение рассуждения, обобщение.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог Правила совместной деятельности, оценка своего участия в ней. Устойчивое следование в поведении социальным нормам. Закрепить знания об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомства) 42 Мы- жители
Земли Разнообразие растений. Получат возможность познакомиться с разнообразными видами растений на Земле; научатся знать отличительные признаки разных растений, части растений: корень,листья,-ствол, цветы; и их предназначение. Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Правила совместной деятельности, оценка своего участия в ней. Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. Закрепить умения: различать разновидности растительного мира, называть отдельные виды растений, составлять гербарий. 43 Мы- жители
Земли Разнообразие растений. Тест №4 по разделу « Мы- жители
Земли» Получат возможность узнать, при каких условиях растение развивается благоприятно, научатся поэтапно следить за развитием растения. Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Правила совместной деятельности, оценка своего участия в ней. Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. Закрепить умения: работать с рисунком и текстом в учебнике, участвовать в обсуждении по теме «Что необходимо растению для жизни». 44 Природные сообщества. Среда обитания — что это такое? Научатся знать понятия «сообщество», «среда обитания», что природное сообщество – это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой. Построение рассуждения, обобщение.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести диалог. Правила работы в группах. Самоконтроль выполнения индивидуального задания. Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. Закрепить умения: ,работать с рисунком и текстом в учебнике, участвовать в обсуждении по теме «Природное сообщество». 45 Природные сообщества. Лес и его обитатели. Получат возможность узнать, что лес – многоэтажный дом, что он состоит из ярусов: верхний, нижний, средний. Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Правила поведения в природе Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: участвовать в обсуждении по вопросам учебника, наблюдать, как развивается растение (опыт), знакомиться с особенностями леса, составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». 46 Природные сообщества. Деревья в лесу.
Научатся знать яруса леса, правила поведения в лесу. Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
:
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Правила поведения в природе Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: обсуждать проблему «Что даёт человеку лес?».беседовать с использованием иллюстративного материала «Обитатели леса»,описывать травянистые растения. 47 Природные сообщества. Кустарники леса. Научатся знать названия кустарников и уметь отличать их.
Построение рассуждения, обобщение.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Правила работы в группах. Самоконтроль выполнения индивидуального задания. Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить представление о том, что кустарники – это обычно второй ярус леса, они отличаются от деревьев и трав. 48 Природные сообщества. Травянистые растения леса. Научатся знать названия трав и уметь отличать их. Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Правила поведения в природе Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить представление о том, что травянистые растения – это обычно третий ярус леса, они отличаются от деревьев и кустарников. 49 Природные сообщества. Травянистые растения леса. Научатся знать названия лекарственных трав и применять их в некоторых ситуациях. Контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Аргументировать и коорди-нировать свою позицию. Правила поведения в природе Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы Закрепить умение рассматривать рисунок-коллаж в учебнике и беседовать о том, какую пользу приносят эти лекарственные растения. 50 Природные сообщества. Животные леса. Научатся: называть обитателей леса, составлять цепь питания каждого животного, различать их по внешнему виду. Построение рассуждения, обобщение.
. Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог Правила работы в группах. Самоконтроль выполнения индивидуального задания Правила взаимодействия с природой. Закрепить умение различать животных по внешнему виду и особенностям жизни, работать с иллюстрациями и текстом в учебнике, выполнять задания в тетради. 51-52 Природные сообщества. Птицы — лесные жители. Получат возможность познакомиться с особенностями строения тела птицы и её поведения; узнают о значении перьевого покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни. Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Правила работы в группах. Самоконтроль выполнения индивидуального задания Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы Закрепить умение узнавать птицу по внешнему виду, различать некоторые голоса птиц, участвовать в беседе о лесных птицах 53 Природные сообщества. Пресмыкающиеся — обитатели леса. Получат возможность познакомиться с многочисленным семейством пресмыкающихся, научатся различать их по внешнему виду; научатся знать правила поведения при встрече со змеей. Ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Правила работы в группах. Самоконтроль выполнения индивидуального задания Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы Закрепить умение вести учебный диалог, сравнивать рисунки (чучел) разных видов рептилий, участвовать в ролевой игре «Неожиданная встреча» 54 Природные сообщества. Насекомые леса. Получат возможность познакомиться с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособления; научатся различать их по внешнему виду. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
. Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Адекватное использование речи, коррекция. Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. Закрепить умения: называть насекомое по рисунку, выделять особенности, знать значение полезных и насекомых- вредителей леса. 55 Природные сообщества. Что мы знаем о воде? Научатся различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
. Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Адекватное использование речи, коррекция Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. Закрепить умения: ставить опыты с водой, определять свойств воды, анализировать схемы – рисунки в учебнике, работать с рубрикой «Картинная галерея». 56 Природные сообщества. Что мы знаем о воде? Научатся отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
. Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Адекватное использование речи, коррекция Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: обсуждать тексты и иллюстрации в учебнике, вести учебный диалог «Какие бывают водоёмы?», знать отличительные особенности пресных водоёмов – болота и реки. 57 Природные сообщества. Водоёмы и их обитатели. Научатся: называть по 2 – 3 представителя водоёма, знать их роль в экологической цепи.. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий. Аргументировать и коорди-нировать свою позицию. Адекватное использование речи, коррекция Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: составлять рассказ «Рыба – живое существо», рассматривать рисунки, читать текст в учебнике «Строение рыбы». 58 Природные сообщества. Растения пресных водоёмов. Научатся: знать водные растения (ряска, кувшинка белая, кубышка желтая, )описывать растение по внешнему виду, составлять гербарий. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий Аргументировать и коорди-нировать свою позицию. Правила взаимодействия с природой Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: работать с иллюстрациями и текстом учебника, выполнять задания в рабочей тетради, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. 59 Природные сообщества. Обитатели солёных водоёмов. Получат возможность узнать, какие обитатели живут в солёных водоёмах, называть жителей морских водоёмов, знать их роль в экологической цепи. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Правила взаимодействия с природой Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: вести беседу с использованием иллюстративного материала, составлять рассказы по рисункам «Животные морей и океанов» 60 Природные сообщества. Луг и его обитатели. Растения луга.
Научатся знать названия растений луга, ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Правила взаимодействия с природой Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Закрепить умения: отличать луг, как сообщество от других сообществ, работать с иллюстрациями и текстом учебника, выполнять задания в тетради. 61 Природные сообщества. Животные луга. Научатся знать и называть животных луга, знать различия насекомых от других животных. Самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Адекватное использование речи, коррекция Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы Закрепить умения: принимать участие в обсуждении текста учебника, работать с рубрикой «Картинная галерея, сочинять «Сочинялки» (рассказ – этюд) «Животные луга». 62 Природные сообщества. Поле и его обитатели. Растения поля. Научатся: знать название растений поля, несколько растений зерновых культур, овощных, бобовых, масличных, прядильных культур, что поле — сообщество, за которым ухаживает человекПостроение рассуждения, обобщение.
Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог. Коррекция, прогнозирование. Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: отличать поле, как сообщество от других сообществ, работать с иллюстрациями и текстом учебника, выполнять задания в тетради. 63 Природные сообщества Животные поля
Научатся называть животных поля, знать особенности обитания, знать их роль в экологической цепи. Построение рассуждения, обобщение Построение рассуждения, обобщение Задавать вопросы, прогнози-ровать, вести устный диалог Коррекция, прогнозирование Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: работать в парах, составлять рассказы о животных поля. 64 Природные сообщества. Сад и его обитатели. Животные – защитники сада. Тест № 5 по разделу «Природа и
Человек».
Научатся: знать названия деревьев и их плодов, способы высадки; научатся бережно относиться к природе.Научатся называть животных сада, знать особенности обитания, знать их роль в экологической цепи. Контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
. Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Вносить дополнения Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства Закрепить умения: работать в парах, составлять рассказы о животных сада. 65-66
Природа и
Человек
Человек – часть природы.
Научатся владеть простейшими знаниями экологической культуры Контролировать и оценивать результат действия, самос-тоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
. Аргументировать и коорди-нировать свою позицию Вносить дополнения Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства. Закрепить умения: вести беседу «Человек – часть природы», анализировать стихотворение «Про всех на свете», обсуждать ситуации «Дядя, купи котёнка!». Закрепить умения: вести беседу «Как человек помогает природе?», работать в парах, рассматривать иллюстрации, принимать участие в создании плаката «Будем беречь природу!» 67 Итоговый тест по материалам 2 кл68 Урок – игра. Материально – техническое оснащение программы:
ФГОС НОО, М. «Просвещение», 2015 г.
Примерная программа по учебным предметам ФГОС НОО, М. «Просвещение», I-часть, 2015 г.
Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф, 2015 год.
Н. Ф. Виноградова. Учебник. Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях – М.: Вентана-Граф. 2014 г.
Н. Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь № 1 и № 2. Окружающий мир. 2 класс. – М.: Вентана-Граф. 2016 г.
Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1-2 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф. 2015 г.
ЭОР «Окружающий мир», «Вентана-Граф», 2013