Статья Дифференцированное обучение — одно из условий повышения качества образования в начальной школе.


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Без специальной организации учебной деятельности
не может быть эффективного усвоения знаний. И.С. Якиманская Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Формировать основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления и памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один из путей индивидуального подхода – дифференцированное обучение. Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. 
Базовый уровень определяет и задает так называемые обязательные результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися.
- Для чего вводится этот уровень, с какой целью? Базовый уровень выполняет сразу несколько функций.
Прежде всего, связаны с тем, что базовый уровень, по определению, задает нижнюю границу результата полноценного и качественного школьного образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является действенным фактором ликвидации перегрузки школьника.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учётом индивидуально-психологических особенностей.
В работе с младшими школьниками важно использовать два критерия дифференциации: обученность и обучаемость. Обученность, по мнению психологов, это определённый итог предыдущего обучения, достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений. Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способа их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Важными показателями высокого уровня обучаемости являются восприимчивость, способность к самообучению, работоспособность. В педагогике такой подход называется дифференцированным.  Дифференцированный подход – это основа индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.
Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса является педагогическая диагностика, цели которой, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной группы в другую.
В настоящее время обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
по образовательным целям;
по уровням выполнения заданий;
по времени обучения, времени выполнения заданий;
по содержанию обучения;
по последовательности учебного материала;
по структуре учебного материала;
по подходам к обучению;
по видам учебной деятельности;
по способам применения заданий;
по оценке деятельности.
Таким образом, технология дифференцированного обучения - это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация. Этот подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно предоставление возможностей для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обученности.
1 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 2 и 3 группа работают самостоятельно.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 3 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.
3 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.
Таким образом, технология дифференцированного обучения представляет совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающую определенную часть учебного процесса.
Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках. Распределение учащихся по группам в соответствии с диагностикой.
Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, или возникает недоброжелательное отношение к ним. Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральные названия и предупреждает, что каждая группа будет получать свои задания на уроках. Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы, которые соответствуют названиям групп. Есть способы дифференциации (по степени самостоятельности) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети самостоятельно выбирают задания.
Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.
Система дифференцированного обучения диктуется насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом);
При построении следует, прежде всего, выбирать такие виды обучения, которые:
обещают наибольшую эффективность и результативность обучения;
не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка;
Дифференцированный подход в обучении и уровневая дифференциация обучения предусматривает:
  базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
  базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
  система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
Прежняя психологическая установка учителя:
«ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»;
Новая психологическая установка для учащегося,
«возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:
овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно – ориентированного обучения;
дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий в технологии дифференцированного обучения приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи на своем уровне, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий технология дифференцированного обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, побуждает к самостоятельному творческому добыванию знаний.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется поиску и выделению необходимой информации; умению структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс своей деятельности на своем уровне.
Дифференцированный подход к учащимся на уроках – это необходимое условие дальнейшего успешного обучения.
Технология дифференцированного обучения – это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса.
Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.
Учитывая все данные, приведу примеры разных способов организации деятельности детей. Единые задания можно дифференцировать: 2 класс «Безударные гласные в корне слова».
Положительные стороны дифференцированного обучения:
- сильным учащимся можно уделить время;
– слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
– повышается уровень Я – концепции: (уровень ситуации успеха, повышается самооценка у слабого).
– повышается уровень мотивации у сильных учеников.
Отрицательные стороны дифференцированного обучения:
– «слабые» не имеют возможности тянуться за «сильными»;
– понижается уровень мотивации в слабых группах.
Наиболее эффективны следующие способы при выполнении домашнего задания:
по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки – помощницы для выполнения домашнего задания;
по уровню трудности или уровню творчества, учащимся с высокой обучаемостью, вместо обычного задания, предлагается творческое упражнение или более трудное задание. Положительные аспекты дифференциации:
появляется уровень мотивации учения;
появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;
появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться;
исключается уравниловка и усреднение учащихся.
Отрицательные аспекты дифференциации:
деление детей по уровню развития негуманно;
высвечивается социально – экономическое неравенство;
слабые лишаются возможности тянуться за более сильными;
перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети;
понижается уровень Я – концепции, в одних группах - возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс (звёздная болезнь), в других группах – снижается уровень самооценки;
понижается уровень мотивации учения в слабых группах;
перекомплектование разрушает классные коллективы.
В процессе обучения, задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть учащихся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определенных учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с огромным трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию. Творческая деятельность на уроке сильных учеников, обогащающих своих наиболее слабых товарищей, часто ставят последних в положение копирующих, воспроизводящих. Этим объясняется дифференциация заданий ученикам, принадлежащим к разным типологическим группам. Всякая работа на уроке, имеющая характер новизны по внутреннему содержанию материала, способов его познания, стимулирует развитие учеников. При этой работе каждый учащийся, постоянно преодолевая трудности, испытывает счастье удовлетворения от познанного, решенного, овладевает постепенно методами познания. Повышается и познавательный интерес детей к изучаемому материалу и самое важное в том, что при дифференцированном обучения создаются оптимальные условия для активной деятельности всех учащихся.